Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПАРТНЁРСТВА ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО СЕКТОРА



6.1 История возникновения партнерства государства и частногобизнеса

В XIX в. в Европе и США частным лицам передава­лись концессии на строительство железных дорог. Перс­пективы получения значительных прибылей и готовность частного сектора принимать на себя риск использовались государством для развития инфраструктуры. В 1874 г. в Австрии государство передало частному консорциуму кон­цессию на финансирование строительства и управление железной дорогой. Характерно, что привлечь финансо­вые средства удалось лишь после предоставления госу­дарственных гарантий. Впоследствии, после выплаты дол­гов, железная дорога перешла в собственность государ­ства. В 1925 г. между Миланом и озером Комо была по­строена первая в Италии дорога, управлявшаяся консор­циумом. С участием государства и частного сектора про­ложены первые платные автомобильные магистрали — в середине 50-х годов во Франции и в середине 60-х годов в Испании.

Примерно до 1980 г. финансирование развития инфра­структуры, особенно в сферах транспорта, энергетики, во­доснабжения, телекоммуникаций и т.д., рассматривалось как важнейшая задача государственного сектора, реализуе­мая непосредственно государственными предприятиями. На­чиная с 80-х годов, наблюдается смена парадигм в понима­нии роли государства — от восприятия его как структуры, самостоятельно оказывающей общественные услуги («про­изводитель услуг»), к отношению к нему как к структуре, создающей рамочные условия для оказания услуг частны­ми лицами и гарантирующей оказание этих услуг («гарант предоставления услуг»).


Штштятт


С середины 90-х годов во многих странах возрастает интерес к проектам развития инфраструктуры, в финанси­ровании и управлении которыми участвуют государство и частный бизнес. Несмотря на некоторое «ужесточение» го­сударственного управления, связанное в том числе с крити­ческим отношением к моделям партнёрства государства и частного сектора, во многих странах Европы был принят ряд мер для поддержки механизмов такого партнёрства. В других регионах мира наблюдаются те же тенденции.

Это не вызывает удивления, поскольку разрыв между растущими требованиями к общественным услугам и инф­раструктуре, с одной стороны, финансовыми и бюджетны­ми ограничениями государства (в том числе установленны­ми в ЕС Маастрихтским договором), — с другой, постоян­но возрастает. Объём капитала в экономике достаточен, не­обходимо лишь привлечь его для использования в реализа­ции совместных проектов государства и частного сектора.

В Великобритании с начала 80-х годов правительство М. Тэтчер стало осуществлять масштабную программу прива­тизации. Вслед за продажей государственных пакетов акций предприятий таких классических «рыночных» секторов, как сталелитейная и автомобильная промышленность, была на­чата приватизация компаний секторов общественных услуг в сфере телекоммуникаций, энергетики, железных дорог и т.д. В начале 90-х годов в Великобритании принят закон о «частной финансовой инициативе» (Private Finance Initiative), который должен был облегчить частным струк­турам «вхождение» в сектор общественных услуг посредством чёткого определения рамочных условий. На основе данного закона к настоящему времени реализовано более 450 проек­тов на общую сумму 32 млрд. евро в сфере дорожного хозяй­ства, транспорта, здравоохранения, охраны правопорядка и обороны. При этом речь не идёт только о крупных проек­тах: проекты стоимостью более 150 млн. евро составляют около 7 % их общего числа, а стоимость большей части ре­ализованных проектов — до 30 млн. евро. По оценкам Ми-


нистерства финансов Великобритании, в 2002-2005 гг. в до­говорном порядке будет инвестировано 36 млрд. долл.

Численность стран, в которых в различных формах раз­вивается партнёрство государства и частного сектора, по­стоянно растёт. Схема 6.1 даёт представление о современ­ных масштабах совместной реализации проектов по секто­рам и странам. В целом в развитии подобных проектов на­блюдается следующее.

Схема 6.1 Партнёрство государства и частного бизнеса в промышленно-развитых странах по секторам и рынкам

 

Страны Дорожное хозяйство - Железные дороги Водоснабжение Уборка мусора Энергетика Недвижимость Здравоохранение Образование Правопорядок Оборона Административные здания
Австрия   У     У У       У
Австралия У У       У X / У  
Бельгия У X У У     У X      
Канада У У У У   У У X X У
Финляндия У X         У X     У
Франция у   У     У       X  
Германия / X У У     У   У X  
Греция у У У       X X      
Голландия у У У У У            
Ирландия у X У X У     X У   У
Италия у У У /              
Португалия У X У       X     X  
ЮАР У X У       X X У    
Испания у У У   У   У        
Великобритания У У У У   У У У У У У
США У   У   У       У X  

Сделки: х — заключены; S— готовятся.


1. В ряде стран Европы — Ирландии, Португалии, Ис­пании и Италии — приняты законодательные акты, облегчающие партнёрство государства и частного сек­тора в реализации проектов.

2. В Нидерландах, Германии и Австрии первые (пилот­ные) проекты находятся ещё на ранней стадии. В Гер­мании с расширением партнёрства государства и час­тного сектора связывают серьёзные перспективы в развитии транспорта и дорожной инфраструктуры.

3. Новички ЕС — Венгрия, Чехия, Словакия, Хорва­тия и Польша, отстающие от его старожилов в раз­витии инфраструктуры, нуждаются в разработке и реализации совместных проектов.

4. В Канаде и Австралии концепция партнёрства госу­дарства и частного сектора включена в правитель­ственные программы.

5. Во многих развивающихся странах (Китае, Малай­зии, Аргентине и др.) также разрабатываются пер­вые проекты с участием государства и частного биз­неса.



Просмотров 755

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!