![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПАРТНЁРСТВА ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО СЕКТОРА
6.1 История возникновения партнерства государства и частногобизнеса В XIX в. в Европе и США частным лицам передавались концессии на строительство железных дорог. Перспективы получения значительных прибылей и готовность частного сектора принимать на себя риск использовались государством для развития инфраструктуры. В 1874 г. в Австрии государство передало частному консорциуму концессию на финансирование строительства и управление железной дорогой. Характерно, что привлечь финансовые средства удалось лишь после предоставления государственных гарантий. Впоследствии, после выплаты долгов, железная дорога перешла в собственность государства. В 1925 г. между Миланом и озером Комо была построена первая в Италии дорога, управлявшаяся консорциумом. С участием государства и частного сектора проложены первые платные автомобильные магистрали — в середине 50-х годов во Франции и в середине 60-х годов в Испании. Примерно до 1980 г. финансирование развития инфраструктуры, особенно в сферах транспорта, энергетики, водоснабжения, телекоммуникаций и т.д., рассматривалось как важнейшая задача государственного сектора, реализуемая непосредственно государственными предприятиями. Начиная с 80-х годов, наблюдается смена парадигм в понимании роли государства — от восприятия его как структуры, самостоятельно оказывающей общественные услуги («производитель услуг»), к отношению к нему как к структуре, создающей рамочные условия для оказания услуг частными лицами и гарантирующей оказание этих услуг («гарант предоставления услуг»). Штштятт
Это не вызывает удивления, поскольку разрыв между растущими требованиями к общественным услугам и инфраструктуре, с одной стороны, финансовыми и бюджетными ограничениями государства (в том числе установленными в ЕС Маастрихтским договором), — с другой, постоянно возрастает. Объём капитала в экономике достаточен, необходимо лишь привлечь его для использования в реализации совместных проектов государства и частного сектора. В Великобритании с начала 80-х годов правительство М. Тэтчер стало осуществлять масштабную программу приватизации. Вслед за продажей государственных пакетов акций предприятий таких классических «рыночных» секторов, как сталелитейная и автомобильная промышленность, была начата приватизация компаний секторов общественных услуг в сфере телекоммуникаций, энергетики, железных дорог и т.д. В начале 90-х годов в Великобритании принят закон о «частной финансовой инициативе» (Private Finance Initiative), который должен был облегчить частным структурам «вхождение» в сектор общественных услуг посредством чёткого определения рамочных условий. На основе данного закона к настоящему времени реализовано более 450 проектов на общую сумму 32 млрд. евро в сфере дорожного хозяйства, транспорта, здравоохранения, охраны правопорядка и обороны. При этом речь не идёт только о крупных проектах: проекты стоимостью более 150 млн. евро составляют около 7 % их общего числа, а стоимость большей части реализованных проектов — до 30 млн. евро. По оценкам Ми- нистерства финансов Великобритании, в 2002-2005 гг. в договорном порядке будет инвестировано 36 млрд. долл. Численность стран, в которых в различных формах развивается партнёрство государства и частного сектора, постоянно растёт. Схема 6.1 даёт представление о современных масштабах совместной реализации проектов по секторам и странам. В целом в развитии подобных проектов наблюдается следующее. Схема 6.1 Партнёрство государства и частного бизнеса в промышленно-развитых странах по секторам и рынкам
Сделки: х — заключены; S— готовятся. 1. В ряде стран Европы — Ирландии, Португалии, Испании и Италии — приняты законодательные акты, облегчающие партнёрство государства и частного сектора в реализации проектов. 2. В Нидерландах, Германии и Австрии первые (пилотные) проекты находятся ещё на ранней стадии. В Германии с расширением партнёрства государства и частного сектора связывают серьёзные перспективы в развитии транспорта и дорожной инфраструктуры. 3. Новички ЕС — Венгрия, Чехия, Словакия, Хорватия и Польша, отстающие от его старожилов в развитии инфраструктуры, нуждаются в разработке и реализации совместных проектов. 4. В Канаде и Австралии концепция партнёрства государства и частного сектора включена в правительственные программы. 5. Во многих развивающихся странах (Китае, Малайзии, Аргентине и др.) также разрабатываются первые проекты с участием государства и частного бизнеса.
![]() |