Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ФРАНЧАЙЗИНГ — ОСОБАЯ ФОРМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ



Понятие франчайзинга

-Франчайзинг представляет собой форму гибридного ин­ституционального соглашения, то есть занимает промежу­точное положение между рынком и иерархией. В основе франчайзинга лежит договор коммерческой концессии (КК), который предполагает долгосрочные взаимоотношения меж­ду заинтересованными сторонами в условиях неопределён­ности и специфичности ресурсов. Кратко рассмотрим глав­ные положения договора КК.

Согласно ГК РФ, по договору КК франчайзер обязуется предоставить франчайзи за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательс­кой деятельности комплекс исключительных прав, принад­лежащих франчайзеру, в том числе право на его фирмен­ное наименование и/или коммерческое обозначение, охра­няемую коммерческую информацию (далее — ноу-хау), то­варный знак, знак обслуживания и т.д. Договор КК предус­матривает использование франчайзи деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера в оговорённом объёме применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности.

Франчайзор должен оказывать франчайзи постоянное техническое и консультативное содействие, включая содей­ствие в обучении и повышении квалификации работников. Передача ноу-хау техническое и консультативное содействие франчайзи со стороны франчайзера являются ключевыми условиями, позволяющими отличать франчайзинг от дру­гих способов распространения товаров или оказания услуг с использованием единого товарного знака или знака об­служивания. Вот почему защита от экспроприации инвес­тиций франчайзера в ноу-хау и затрат на обучение фран-


чайзи является важнейшим условием эффективного функ­ционирования франчайзинговой сети.

Так как при осуществлении предусмотренной договором деятельности франчайзи использует фирменное наименова­ние и/или коммерческое обозначение франчайзера, первый обязан: обеспечивать соответствие качества производимых им товаров и оказываемых услуг качеству аналогичных товаров и услуг, производимых или оказываемых непос­редственно франчайзером; предоставлять покупателям (за­казчикам) все дополнительные услуги, на которые они мог­ли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (услу­гу) непосредственно у правообладателя. Франчайзи не име­ет права разглашать секреты производства франчайзера и другую полученную от него в рамках договора КК конфи­денциальную коммерческую информацию. Франчайзор обя­зан контролировать качество товаров (услуг), производи­мых (оказываемых) франчайзи на основании договора КК. Вознаграждение по договору КК может выплачиваться франчайзеру со стороны франчайзи в форме фиксирован­ных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или виной форме, пре­дусмотренной договором. Мы будем исходить из предпосыл­ки, что оптимальной формой периодической составляющей вознаграждения, выплачиваемого франчайзеру со стороны франчайзи, является вознаграждение в виде периодических фиксированных платежей, не зависящих от величины вы­ручки или объёма продаж франчайзи.

Рассмотрим основные аргументы, свидетельствующие в пользу предложенной предпосылки. Подобная схема вознаг­раждения способствует решению проблем вертикальных вне­шних эффектов и проблем стимулирования, возникающих в рамках модели «управление поведением исполнителя». Есть основания полагать, что выигрыш от решения проблемы оптимального стимулирования франчайзи должен превышать издержки, которые связаны с уклонением франчайзи от рис-


II I


ка, возникающего в результате инвестирования всех (или почти всех) его средств в специфические активы одной или небольшого числа торговых точек. В частности, у держате­лей небольшого количества акций имеются умеренные сти­мулы эффективно управлять работой отдельной торговой точки, в то время как у франчайзи, инвестирующего в акти­вы высокоспециализированного типа, побудительные моти­вы к эффективному управлению гораздо выше. Кроме того, использование системы периодических фиксированных пла­тежей позволяет экономить на издержках измерения объё­мов реализации и объёмов выручки каждого франчайзи. При этом в качестве гарантий, снижающих мотивы франчайзера к оппортунистическому поведению и стимулирующих его к надлежащему исполнению своих обязательств по осуществ­лению мониторинга и контроля за поведением франчайзи, следует рассматривать репутацию товарного знака (знака обслуживания) франчайзера, его субсидиарную ответствен­ность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несо­ответствии качества товаров (работ, услуг), а также суще­ствование торговых точек, принадлежащих франчайзеру [71].

8.2 Виды франчайзинга

Важным составным элементом успеха является чёткое и полное знание предпринимателем сущности франчайзин­га, его разновидности, структуры, преимуществ и возмож­ных рисков при его использовании.

Франчайзинг может быть определён как способ достав­ки продукции или услуг потребителю, способ развития биз­неса и завоевания рынка на основе кооперации материаль­ных и финансовых средств и усилий различных предприя­тий. Франчайзинг может рассматриваться также и как со­глашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных тор­говой маркой, даёт эксклюзивные права на распростране­ние на данной территории своей продукции или услуг неза-


висимым предпринимателям (розничным торговцам) в об­мен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживаю­щих операций.

Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (фран­шизу), называется франчайзер. Обычно он имеет многолет­ний опыт в производстве данного продукта, развил систе­му, присвоил ей своё имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. Франчайзи — это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой.

Товарный франчайзинг

ВСША первые франчаизинги стали популярными в начале двадцатого века как способ продажи машин и бен­зина. В тот период времени франчаизинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары по­падут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании полу­чали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компа­нии и компании, производящие бензин, согласно американ­ским законам не считаются франчайзерами, тогда как мно­гие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих то­варов. В США такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на прода­жу товаров сеё торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по про­изводству автопокрышек. Если же товары и услуги не име­ют торговых марок, они не включаются в эту категорию.



Просмотров 1112

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!