![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ФРАНЧАЙЗИНГ — ОСОБАЯ ФОРМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ
Понятие франчайзинга -Франчайзинг представляет собой форму гибридного институционального соглашения, то есть занимает промежуточное положение между рынком и иерархией. В основе франчайзинга лежит договор коммерческой концессии (КК), который предполагает долгосрочные взаимоотношения между заинтересованными сторонами в условиях неопределённости и специфичности ресурсов. Кратко рассмотрим главные положения договора КК. Согласно ГК РФ, по договору КК франчайзер обязуется предоставить франчайзи за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих франчайзеру, в том числе право на его фирменное наименование и/или коммерческое обозначение, охраняемую коммерческую информацию (далее — ноу-хау), товарный знак, знак обслуживания и т.д. Договор КК предусматривает использование франчайзи деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера в оговорённом объёме применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности. Франчайзор должен оказывать франчайзи постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников. Передача ноу-хау техническое и консультативное содействие франчайзи со стороны франчайзера являются ключевыми условиями, позволяющими отличать франчайзинг от других способов распространения товаров или оказания услуг с использованием единого товарного знака или знака обслуживания. Вот почему защита от экспроприации инвестиций франчайзера в ноу-хау и затрат на обучение фран- чайзи является важнейшим условием эффективного функционирования франчайзинговой сети. Так как при осуществлении предусмотренной договором деятельности франчайзи использует фирменное наименование и/или коммерческое обозначение франчайзера, первый обязан: обеспечивать соответствие качества производимых им товаров и оказываемых услуг качеству аналогичных товаров и услуг, производимых или оказываемых непосредственно франчайзером; предоставлять покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (услугу) непосредственно у правообладателя. Франчайзи не имеет права разглашать секреты производства франчайзера и другую полученную от него в рамках договора КК конфиденциальную коммерческую информацию. Франчайзор обязан контролировать качество товаров (услуг), производимых (оказываемых) франчайзи на основании договора КК. Вознаграждение по договору КК может выплачиваться франчайзеру со стороны франчайзи в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или виной форме, предусмотренной договором. Мы будем исходить из предпосылки, что оптимальной формой периодической составляющей вознаграждения, выплачиваемого франчайзеру со стороны франчайзи, является вознаграждение в виде периодических фиксированных платежей, не зависящих от величины выручки или объёма продаж франчайзи. Рассмотрим основные аргументы, свидетельствующие в пользу предложенной предпосылки. Подобная схема вознаграждения способствует решению проблем вертикальных внешних эффектов и проблем стимулирования, возникающих в рамках модели «управление поведением исполнителя». Есть основания полагать, что выигрыш от решения проблемы оптимального стимулирования франчайзи должен превышать издержки, которые связаны с уклонением франчайзи от рис- II I ка, возникающего в результате инвестирования всех (или почти всех) его средств в специфические активы одной или небольшого числа торговых точек. В частности, у держателей небольшого количества акций имеются умеренные стимулы эффективно управлять работой отдельной торговой точки, в то время как у франчайзи, инвестирующего в активы высокоспециализированного типа, побудительные мотивы к эффективному управлению гораздо выше. Кроме того, использование системы периодических фиксированных платежей позволяет экономить на издержках измерения объёмов реализации и объёмов выручки каждого франчайзи. При этом в качестве гарантий, снижающих мотивы франчайзера к оппортунистическому поведению и стимулирующих его к надлежащему исполнению своих обязательств по осуществлению мониторинга и контроля за поведением франчайзи, следует рассматривать репутацию товарного знака (знака обслуживания) франчайзера, его субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), а также существование торговых точек, принадлежащих франчайзеру [71]. 8.2 Виды франчайзинга Важным составным элементом успеха является чёткое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определён как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, даёт эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг неза- висимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций. Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей своё имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. Франчайзи — это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой. Товарный франчайзинг ВСША первые франчаизинги стали популярными в начале двадцатого века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчаизинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзерами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. В США такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров сеё торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.
![]() |