![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Развитие правового регулирования иностранного инвестирования
Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причём в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собствен- но Российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Что касается первого направления, то следует, прежде всего, констатировать: в настоящее время в основном создана система правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу в условиях перехода на рыночные механизмы хозяйствования. Вступили в действие такие основополагающие законодательные акты, как Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О Бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» [1-8]. Особую же роль применительно к рассматриваемой проблеме призван сыграть вступивший в силу в июне 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Его содержание уже комментировалось в литературе, однако в данном случае требует особого анализа. Этот закон, направленный на создание благоприятного инвестиционного климата; привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России; а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права. Акт содержит ряд принципиально новых положений в сравнении с ранее действовавшим Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Прежде всего, расшире-
Далее, понятие «иностранные инвестиции», содержавшееся в Законе РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» заменено связкой понятий «иностранная инвестиция» и «прямая иностранная инвестиция». Под первой понимается «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации», причём речь идёт о принадлежащих иностранному инвестору объектах гражданских прав (если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с федеральными законами), в том числе о деньгах, ценных бумагах (в иностранной валюте, в рублях), ином имуществе, имущественных правах, об имеющих денежную оценку исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также об услугах и информации. «Прямая иностранная инвестиция» определяется как приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ. В анализируемом законе содержатся понятия, отсутствовавшие в прежнем акте: «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «реинвестирование» и «совокупная налоговая нагрузка». Указаны также исключения из сферы действия закона: он не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и другие кредитные организации, страховые и некоммерческие организации. На стабилизацию условий деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, в которой прописано, что в случае принятия новых законодательных актов или внесения в действующие акты изменений, ухудшающих условия реализации и технико-экономические показатели инвестиционных проектов, иностранным инвесторам предоставляется право не применять эти акты в течение срока окупаемости данных проектов (но не более семи лет со дня начала их финансирования; по особо крупным инвестиционным проектам — более 50 млн. долл. — предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия «дедушкиной оговорки»). Предоставление такого стабилизационного преимущества оговорено рядом обстоятельств, связанных с участием иностранного инвестора в реализации приоритетного инвестиционного проекта, наличием более чем двадцатипятипроцентной его доли в уставном (складочном) капитале. Кроме того, предусмотрено право Правительства РФ определять критерии оценки неблагоприятных условий режима запретов и ограничений, установления порядка регистрации приоритетных проектов. Рассматриваемая норма подкрепляется регламентацией правового режима деятельности иностранных инвесторов и порядком установления изъятий для них. Так, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, нежели предоставленный российским инвесторам (хотя тут существуют изъятия, предусмотренные федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства). Важный фактор формирования инвестиционного климата — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учётом острого дефици-
Во-первых, зафиксировано право иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, в которой иностранный инвестор владеет не менее 10 % уставного капитала, при осуществлении реинвестирования в полном объёме пользоваться правовой защитой, гарантиями и льготами. Во-вторых, российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав её участников иностранного инвестора (с этого момента указанная коммерческая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами). В-третьих, иностранным инвесторам гарантируется право на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации (в документальной форме или в форме записи на электронных носителях), которые были ввезены на территорию России в качестве иностранных инвестиций. В-четвёртых, зарубежный инвестор имеет право приобретать акции и другие ценные бумаги, участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, приобретать земельные участки и другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством. Имущество иностранного инвестора или коммерчес- кой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации и реквизиции (за исключением случаев, связанных с основаниями, которые установлены федеральными законами или международными договорами Российской Федерации; в этих случаях возмещается стоимость имущества). В-пятых, хозяйствующим субъектам с участием иностранного капитала разрешается заниматься всеми видами деятельности и осуществлять инвестиции в любых формах, кроме прямо запрещённых федеральными законами. Иностранный инвестор вправе также передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу. В-шестых, предусмотрены льготы по уплате таможенных платежей для иностранных инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. Приоритетным является инвестиционный проект, суммарный объём иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб., либо инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. и который включен в перечень, утверждаемый Правительством РФ (при этом установлено, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории России «правовой защитой, гарантиями и льготами», определёнными комментируемым законом). Кроме того, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии, финансировать и в других формах поддерживать осуществляемые ими инвестиционные проекты за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Принятием рассмотренного и других перечисленных выше законов процесс формирования правовых основ гос- регулирования международного инвестиционного сотрудничества не ограничивается. Продолжается работа над другими законопроектами, в том числе такими, как «О договорах государственной концессии, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», «О запретах и ограничениях на осуществление иностранных инвестиций на территории Российской Федерации» и «О свободных экономических зонах». Продвигается и переговорный процесс по заключению международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. К настоящему моменту Россия заключила 53 таких соглашения, содержащие: 1) гарантии иностранному инвестору осуществлять капиталовложения в любых формах, не запрещённых законодательством; 2) обязательства российской стороны относительно полной и безусловной защиты нрав и интересов иностранного инвестора; 3) гарантии того, что имущество последнего не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации и реквизиции, иначе как по основаниям, установленным законодательством или международными договорами РФ (на эти случаи регламентирован порядок выплаты компенсации); 4) гарантии права иностранного инвестора на возмещение убытков, причинённых ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц; 5) положение о праве Правительства РФ устанавливать критерии оценки неблагоприятных условий режима запретов и ограничений; 6) гарантии надлежащего разрешения споров с участием иностранных инвесторов в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в гражданском или арбитражном суде, либо в международном арбитраже. К сожалению, последнее типовое соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений было одобрено в 1992 г. За это время в сфере международного инвестиционного сотрудничества произошли изменения, предопределяющие необходимость новых подходов к заключению подобных соглашений. Речь идёт о подходах, создающих дополнительные возможности по укреплению стабильности инвестиционного процесса и усилению гарантий инвесторам, подкрепляемые авторитетом международных нормативно-правовых актов. Одна из проблем здесь связана с двойным налогообложением инвестиций, во избежание которого новейшим российским законодательством предусмотрен порядок заключения международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогов и сборов, и устанавливающих особые правила и нормы. Согласно статье 7 первой части Налогового кодекса РФ, международные договоры такого рода имеют приоритет перед внутренним налоговым законодательством России (это соответствует также положениям статьи 15 Конституции РФ). К числу стран «дальнего» и «ближнего» зарубежья, с которыми Россия заключила соглашения, исключающие двойное налогообложение доходов и имущества, относятся Австрия, Армения, Бельгия, Белоруссия, Болгария, Великобритания, Дания, Индия, Ирландия, Канада, Китай, Норвегия, США, Кипр, и др. Совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере международного инвестиционного сотрудничества занимаются и регионы России. На начало 2000 г. законодательные акты по вопросам государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности разработаны в 72 субъектах Российской Федерации. Эти акты направлены на защиту прав, интересов и имущества иностранных инвесторов и предусматривают, в частности: 1) формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным кредитам; 2) задействование налоговых преференций. В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенсифицировать усилия, органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касающихся прежде всего концессий и свободных экономических зон). 5.5 Инвестиционный климат в России: позитивные и негативные факторы формирования, меры улучшения «Постдефолтная» макроэкономическая ситуация, как известно, в некоторой степени улучилила условия предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности. Существенно снизилась инфляция, которая составила в 1999 г. 36,5 % по сравнению с 84,4 % в 1998 г. Начиная с августа 1999 г., темпы роста потребительских цен находились в пределах 1,2-1,5 % в месяц, а в феврале-апреле текущего года не превышали 1 %. Сократился бюджетный дефицит, стабилизировалась национальная валюта, начался рост в реальном секторе. Так, по итогам 1999 г. рост ВВП составил 3,2 %, а в первом квартале текущего года — 8%. Соответствующие цифры по промышленности — 8,1 и 11,9 %, по продукции сельского хозяйства — минус 2,4 и плюс 1,2 %. К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся охарактеризованные выше шаги по развитию соответствующей правовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения. Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступа- ют в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и актах представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Определено, далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, — имеют. Аналогичную стабилизирующую направленность имеет и постановление Правительства РФ № 1347 от 22 октября 1997 г., коим установлено, что, во-первых, ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем раз в шесть месяцев, причём изменения вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования (за исключением случаев снижения ставок). Во-вторых, единовременное изменение ставок ввозных таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентного абсолютного значения. В-третьих, национальная система соответствующих преференций пересматривается не чаще, чем один раз в год, а изменения вступают в силу не ранее чем через 90 дней после их официального опубликования. И все же инвестиционный климат в России остаётся в целом неблагоприятным: объём иностранных инвестиций, как уже отмечалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата? Это прежде всего значительный внешний долг, составляющий около 145 млрд. долл. Он даёт огромную нагрузку на бюджет, в котором после погашения годовых платежей по существу не остаётся средств на инвестиции. Отсюда и
Другой негативный фактор — поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Коль скоро государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решённых пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора. Решение этой задачи помогло бы последним обрести дополнительные источники накопления. Каковы же главные направления и меры совершенствования инвестиционного климата в России? В самом общем виде это, во-первых, улучшение макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции и уменьшение процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий). Во-вторых, — развитие системы государственной поддержки инвестиционной сферы, предполагающее предоставление гарантий, обеспечение прав инвесторов и защиту их собственности. В-третьих, — обеспечение организационно-правовых условий инвестирования, включающее целевое использование амортизации и задействование налоговых стимулов капитализации прибыли, развёртывание вторичного рынка ценных бумаг, улучшение страхования инвестиций, применение залогового права и ипотечных методов кредитования. В-четвёртых, — предотвращение утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну. Активизации инвестиционного процесса будут способствовать также: сокращение доли средств, отвлекаемых с внутреннего рынка для покрытия дефицита государственного бюджета; предоставление государством гарантий по возврату части заёмных средств с целью расширения источников финансирования; участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами; применение механизма санации и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений. В порядке детализации отмеченных принципиальных направлений можно предложить некоторые конкретные меры улучшения инвестиционного климата. Этому, думается, способствовало бы, в частности, создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий; такое структурное подразделение может быть выделено в составе Российского банка развития. Важной мерой представляется отмена действующего ограничения на применение льготы по выведению из-под налогообложения расходов предприятий на осуществление инвестиций развитие производства, его модернизацию и внедрение новой техники. Улучшению инвестиционной деятельности предприятий способствовало бы, далее, сокращение НДС по линии постепенного снижения основной ставки (её размер, согласно действующему законодательству, составляет 20 %) с одновременным ростом собираемости налога с продаж, а также совершенствование механизма возврата НДС экспортёрам. Российское законодательство, к сожалению, не предоставляет режима благоприятствования в связи с реализацией проектов приобретения оборудования под суверенную гарантию. В зависимости от типа оборудования при раста-моживании импортная пошлина может составлять около 15-20%, а налог на добавленную стоимость — 20%. Таким образом, уже при растаможивании необходимо выплатить 35-40 % стоимости оборудования. Понятно, что пред-
приятия, покупающие его в счёт займа с рассрочкой платежа на 10 и более лет, не в силах осуществить подобную единовременную выплату и, следовательно, не в состоянии реализовать инвестиционный проект. Эту ситуацию предстоит радикально изменить. Улучшению инвестиционного климата способствовало бы также облегчение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях как российской экономики в целом, так и регионов. В этой связи актуальна задача создания отвечающей международным стандартам федеральной информационной системы, предоставляющей зарубежным предпринимателям сведения об инвестиционных проектах. Необходимо, наконец, устранить (очевидно, на основе совершенствования федерализма) негативно влияющую на инвестиционный климат в стране регионализацию рынка инвестиций. Она выражается в том, что региональные органы власти вводят запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливают местные пошлины на поставку товаров из других регионов России, задействуют особые торговые режимы, создают региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами. Предусматриваемый на ближайшие годы комплекс мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов направлен на то, чтобы благодаря притоку иностранных инвестиций в российскую экономику ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развёртывание импортозамещающих производств, развитие реального сектора в депрессивных регионах, освоение рыночных отношений в сфере предпринимательства. II. МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПАРТНЁРСТВА ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО СЕКТОРА I 6.1 История возникновения партнёрства государства и частного бизнеса П XIX в. в Европе и США частным лицам передава- ..... концессии на строительство железных дорог. Перс- i iiiiii.i получения значительных прибылей и готовность ..... о сектора принимать на себя риск использовались /шрством для развития инфраструктуры. В 1874 г. в i рии государство передало частному консорциуму кон-■ ню на финансирование строительства и управление ■ • и той дорогой. Характерно, что привлечь финансо-<■ родства удалось лишь после предоставления госу-1'иных гарантий. Впоследствии, после выплаты дол-. железная дорога перешла в собственность государ-. щи, II 1925 г. между Миланом и озером Комо была по-i гровна первая в Италии дорога, управлявшаяся консорциумом. С участием государства и частного сектора про-KI ihii.i первые платные автомобильные магистрали — редине 50-х годов во Франции и в середине 60-х годов м Испании. Примерно до 1980 г. финансирование развития инфра-
ИмшммвашянннАЕ
приятия, покупающие его в счёт займа с рассрочкой плате-ЛСЯ. На. 10 и более лет, не в силах осуществить подобную единовременную выплату и, следовательно, не в состоянии реализовать инвестиционный проект. Эту ситуацию предстоит радикально изменить. Улучшению инвестиционного климата способствовало бы также облегчение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях как российской экономики в целом, так и регионов. В этой связи актуальна задача создания отвечающей международным стандартам федеральной информационной системы, предоставляющей зарубежным предпринимателям сведения об инвестиционных проектах. Необходимо, наконец, устранить (очевидно, на основе совершенствования федерализма) негативно влияющую на инвестиционный климат в стране регионализацию рынка инвестиций. Она выражается в том, что региональные органы власти вводят запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливают местные пошлины на поставку товаров из других регионов России, задействуют особые торговые режимы, создают региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами. Предусматриваемый на ближайшие годы комплекс мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов направлен на то, чтобы благодаря притоку иностранных инвестиций в российскую экономику ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развёртывание импортозамещающих производств, развитие реального сектора в депрессивных регионах, освоение рыночных отношений в сфере предпринимательства. ■
![]() |