![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Слияния и поглощения как предпосылка успешной корпоративной интеграции
В настоящее время крупные корпорации стремятся искать дополнительные источники, формы и способы расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний. Слияния и поглощения компаний — один из самых распространённых путей экстенсивного развития, к которому прибегают большинство даже самых успешных корпораций. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным. Любое предприятие имеет два принципиальных варианта стратегии роста — приобретение внешней структуры либо собственное развитие. В процессе постоянного развития на основе имеющейся стратегии компании определяют, что является в каждый конкретный момент наиболее выгодным: направление ресурсов в приобретение нового бизнеса либо перераспределение ресурсов в рамках уже имеющихся направлений деятельности. Соответственно целью приобретения нового бизнеса через процессы и механизмы слияний и поглощений является создание стратегического преимущества за счёт присоединения и интегрирования новых элементов бизнеса, что во многих случаях является более эффективным, чем их внутреннее развитие в рамках данной компании. Необходимо отметить тот факт, что слияния и поглощения в последние десятилетия привели к фундаментальным изменениям в ряде отраслей. Многие экономисты, аналитики, консультанты и представители регулирующих органов до сих пор сомневаются в целесообразности и эффективности слияний и поглощений, то есть в том, что в результате объединений создаётся стоимость. Для таких ут-
верждений действительно есть основания. Многочисленные исследования подтверждают, что большинство слияний и поглощений не привели к созданию стоимости, причём доля неудачных сделок достигает 60 %. Большинство медленно растущих компаний так и не набрали хороший темп, а рост доходов многих компаний, до слияния показывавших приличные результаты, приостановился. * И тем не менее практический опыт свидетельствует, что слияния/поглощения могут создавать значительную стоимость. Компании, успешно прошедшие процедуру слияний, благодаря им добиваются быстрого роста и выходят на качественно новый уровень. Некоторые компании полностью трансформировались в результате объединения. Иногда из-за многочисленных слияний изменялся облик целых отраслей. И, что самое интересное, благодаря некоторым слияниям фактически появились новые отрасли. Таким образом, несмотря на неоднозначность в оценках на результативность, какие бы не существовали мнения по этому вопросу, слияния и поглощения компаний — это объективная реальность, которую актуально исследовать, анализировать и делать соответствующие выводы, позволяющие не повторять ошибки, уже пройденные и неоднократно другими. В различных источниках приводятся совершенно отличающиеся по смыслу и содержанию определения таких понятий как слияния и поглощения (Mergers & Acquisitions). При этом некоторые специалисты рассматривают данные понятия как неравнозначные. В других, наоборот, — данные понятия толкуются как тождественные либо родственные. В российской специальной литературе встречаются следующие определения слияния/поглощения. Слияния — синоним дружественному поглощению (финансовая сделка, в результате которой происходит объединение двух или более корпораций в одну, сопровождающееся конвертацией акций сливающихся корпораций, сохранением состава собственников и их прав). Поглощения — оплаченная сделка, в результате проведения которой происходит переход прав собственности на корпорацию. В сделке участвуют две стороны: корпорация-покупатель и корпорация-цель. Типы: а) дружеское поглощение; б) жёсткое, враждебное поглощение [83]. К слияниям относится весь спектр сделок по слияниям и поглощениям: — дружественное поглощение; — «жёсткое», недружественное, враждебное поглощение; — покупка всех или основных активов компании-цели [17]. «Поглощения» используются и в качестве синонимов слиянию; более широкие термины: «приобретение» [102]. Существует позиция, согласно которой все следующие операции объединяются под термином «поглощение»: — добровольные слияния; — враждебный захват путём реализации тендерного — получение контроля над советом директоров [107]. Можно отметить и другие точки зрения. Например, утверждается, что слияние предприятий происходит тогда, когда два или несколько предприятий прекращают свою деятельность с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемому предприятию. Состав юридических лиц при этом полностью обновляется [41]. Или: слияния — участие равных фирм, дружественная сделка, согласованная сделка крупных фирм без скупки акций мелких держателей, обмен акциями или создание новой компании [78]. Помимо расхождений в понимании этих терминов, нельзя не отметить то обстоятельство, что в зарубежной теории и практике, в российском законодательстве существуют определённые различия и в толковании понятия «слияние компаний». В соответствии с широко распространёнными за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур. Между тем по российскому законодательству под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью своё самостоятельное существование. Новая компания берёт под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний — своих составных частей, после чего последние прекращают деятельность. Например, если компания А объединяется с компаниями В и С, то в результате на рынке может появиться новая компания D (D = А + В + С), а все остальные ликвидируются. В зарубежной практике под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. В российском законодательстве этот случай подпадает под термин «присоединение», подразумевающий, что происходит прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей обществу, к которому они присоединяются (А = А + В + С). Следует заметить, что, несмотря на наличие законодательно и практически закреплённого разграничения, оба термина используются для обозначения формы одного процесса — концентрации производства путём его интеграции. Таким образом, за рубежом понятия «слияния» и «поглощения» не имеют такого чёткого разграничения, как в нашем законодательстве. Российские авторы зачастую разграничивают понятия слияний и поглощений. В первую очередь, необходимо отметить, что слияния и поглощения (М&А) представляют собой сделки, которые на- ряду с переходом прав собственности подразумевают, прежде всего, смену контроля над предприятием (Corporate Control). В узком смысле под слиянием понимается передача всех прав и обязанностей двух или более компаний новому юридическому лицу в процессе реорганизации. Поглощение — прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на неё. В широком смысле понятие слияний и поглощений связано с переходом контроля над деятельностью компаний, который может носить как формальный, так и неформальный характер. В современном корпоративном менеджменте выделяют множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний. В качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов можно назвать: характер интеграции компаний; национальную принадлежность объединяемых компаний; отношение компаний к слияниям; способ объединения потенциала; условия слияния; механизм слияния (рис. 3.1). Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся видах слияния компаний в зависимости от характера интеграции. Здесь целесообразно выделять следующие виды: — горизонтальные слияния — объединение компаний — вертикальные слияния — объединение компаний раз
А i о к 'а а а А" с ч М О а а 'а а а Ч и « о а а а а ■§. а и U а ч v a a. — родовые слияния — объединение компаний, выпус — конгломератные слияния — объединение компаний В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний: — национальные слияния — объединение компаний, — транснациональные слияния — слияния компаний, Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций (ТНК). В зависимости от отношения управленческого персонала компаний, прежде всего топ-менеджмента, к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить: — дружественные слияния — слияния, при которых — враждебные слияния — слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния: *— корпоративные альянсы — это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия; — корпорации — этот тип слияния имеет место тогда, В относительно более развитой зарубежной практике принято выделять также следующие виды слияний компаний: — слияние компаний, функционально связанных по линии производства или сбыта продукции; — слияние, в результате которого возникает новое юридическое лицо; — полное или частичное поглощение; — прямое слияние; — слияние компаний, сопровождающееся обменом акций между участниками; — поглощение компании с присоединением активов по полной стоимости и т.п. Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идёт поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей. В данной работе понятия слияний и поглощений рассматриваются как тождественные. Хотелось бы отметить, что вне зависимости от применяемых форм объединения, в конечном итоге, как правило, возникает совершенно новая корпорация с принципиально иной организационной структурой, качественно и количественно изменёнными параметрами и характеристиками финансовых и человеческих ресурсов, корпоративной культуры и т.д. 3.2 Выявление и классификация мотивов слияний и поглощений Теория и практика современного корпоративного менеджмента выдвигает достаточно много причин для объяснения мотивов слияний и поглощений компаний. Выявление мотивов слияний очень важно, поскольку именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. При этом рост капитализированной стоимости объединённой компании является целью большинства слияний и поглощений. Анализируя мировой (в т.ч. российский) опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компании: 1. Мотив разницы в рыночной цене компании и стоимости её замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании-мишени значительно меньше стоимости замены её активов. Разница в рыночной цене компании и стоимости её замещения возникает из-за несовпадения рыночной и балансовой стоимости приобретаемой фирмы. Рыночная сто- имость фирмы базируется на её способности приносить доходы, чем и определяется экономическая ценность её активов. Если говорить о справедливой оценке, то именно рыночная, а не балансовая стоимость будет отражать экономическую ценность её активов. Практика же показывает, что рыночная стоимость очень часто отклоняется от балансовой (инфляция, моральный и физический износ и т.п.). 2. Мотив разницы между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа «вразброс»). Иначе этот мотив можно сформулировать следующим образом: возможность «дёшево купить и дорого продать». Нередко ликвидационная стоимость компании выше её текущей рыночной стоимости. В этом случае фирма, даже при условии приобретения её по цене несколько выше текущей рыночной стоимости, в дальнейшем может быть продана по частям, с получением продавцом значительного дохода (если активы фирмы могут быть использованы более эффективно при их продаже по частям другим компаниям, имеет место подобие синергетического эффекта). Важно отметить, что данный мотив особенно типичен для нынешней российской действительности. Большое количество структур, чаще всего финансовых и нередко «подставных», приобретя долю на предприятии, приводят его в короткие сроки к банкротству с целью продажи по частям. При этом банкротятся не только абсолютно неэффективные компании, но и исправно действующие. Секрет заключается в том, что, исходя из сегодняшней экономической ситуации в России, такие «специализированные» финансовые структуры не заинтересованы в проведении долгосрочного инвестирования с риском неполучения ожидаемой отдачи в будущем, а рассчитывают на возможность практически без риска добиться значительно большей рентабельности, распродавая производственные фонды. 3. Личные мотивы топ-менеджеров. Стремление увеличить политический вес руководства компании. Безусловно, большинство деловых решений относительно слияния/поглощения компаний основываются на экономической целесообразности. Однако есть примеры, когда подобные решения базируются скорее на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Это связано с тем, что сверхамбициозные руководители компаний ориентированы на получение и реализацию почти неограниченных властных полномочий и претендуют на большую, в ряде случаев, неоправданно завышенную оплату труда. При этом границы власти, заработная плата, другие доходы находятся в определённой связи с размерами корпорации. Встречается ещё один мотив осуществления поглощений. В отличие от перечисленных выше, он нерационален с точки зрения чисто экономической логики, будучи связан со спецификой эгоистического поведения менеджеров. Время от времени захваты осуществляются с целью создать иллюзию процветания в глазах акционеров. Так, например, волна слияний и поглощений в американской банковской индустрии в 80-е годы частично объясняется стремлением управляющих продемонстрировать хорошие показатели (рост курсов акций, оборотов и капиталов). Как правило, как отмечают исследователи этих проблем, в таких ситуациях принятые решения оказываются неудачными, что, однако, окончательно выявляется обычно лишь через несколько лет после поглощения. Иногда имеет место спекулятивный мотив. В период биржевых бумов в западных странах, а в последнее время — ив России, инвесторы часто рассматривают приобретение акций сливающихся компаний как средство получения прибыли от продолжающегося роста их цен. Это, в частности, обусловлено тем соображением, что в результате слияния или поглощения конкуренция в отрасли может быть исключена или ослаблена и, следовательно, прибыль должна вырасти, что увеличит доход инвесторов. Пользуясь такими настроениями инвесторов, финансовые посредники, прежде всего инвестиционные банки, часто сами организуют и подталкивают слияния, надеясь на этом заработать. 4. Мотив защиты от поглощения. Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические. Так, слияния для некоторых, в том числе российских, компаний представляют собой один из немногих способов противостояния экспансии на российский рынок более мощных западных конкурентов. В качестве последней попытки защититься от поглощения некоторые фирмы прибегают к объединению с «дружественной компанией», которую обычно называют «белым рыцарем». Нередко в качестве метода защиты производится покупка активов, которые, как предполагается, могут не понравиться захватчику или которые создадут антимонопольные проблемы. 5. Достижение так называемого синергетического эффекта, в результате которого взаимодополнение различных ресурсов двух или нескольких предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно компаний. Целое при этом либо превосходит сумму частей, либо приобретает новое качество, не присущее ни одной из его составляющих. Однако синергия присутствует не только при возникновении качественно нового свойства. Значительный скачок в значении характеристик целого по отношению к сумме значений характеристик частей также является её проявлением. В качестве примера можно привести более высокие показатели результативности команды, сплочённой командным духом, по отношению к команде, где каждый сконцентрирован лишь на себе и собственном успехе. Можно выделить два основных направления, которые способствуют теоретическому пониманию (осуществлению) факторов возможного достижения синергии при слияниях/поглощениях компаний (рис. 3.2). Увеличение экономического веса (потенциала) компании приводит к появлению новых возможностей, таких как,
Рис. 3.2 Основные направления и факторы достижения синергии при слияниях /поглощениях [87] например, получение более выгодных экономических предложений и условий в связи с новыми мощностями, объёмом закупок и т.п.; возможности давления на рынок и его участников. Поэтому рассмотрим основные мотивы. 1.1 Мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет (гласно или негласно) стремление достичь или усилить своё монопольное положение. Слияние в данном случае даёт возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. 1.2 Мотив «too big to fail». Как показывает опыт большинства развитых стран, размеры корпорации сами по себе являются достаточно серьёзной, хотя и не безусловной гарантией её надёжности (так называемый эффект «too big to fail» — слишком велик, чтобы обанкротиться). Поскольку государство в силу целого ряда социально-экономических причин вынуждено «опекать» наиболее крупные компании, они получают дополнительные преимущества в конкуренции с более мелкими. 1.3 Мотив приобретения крупных контрактов. У новой консолидированной компании появляется достаточно мощностей, чтобы конкурировать за крупные, в том числе выгодные государственные, контракты — возможность, которой не обладала ни одна из объединявшихся компаний. Получение такого контракта обеспечивает оптимальную загрузку мощностей и позволяет реализовать экономию масштабов. Крупнейшие ТНК обладают также достаточной экономической мощью, чтобы лоббировать свои интересы, тем самым становясь ещё сильнее. 1.4 Мотив повышения эффективности работы с поставщиками. Объединяясь, компании приобретают дополнительный рычаг снижения закупочных цен. Это может быть достигнуто как путём увеличения совокупного объёма закупок и приобретения тем самым возможности пользоваться дополнительными скидками, так и путём прямой угрозы смены поставщика. 1.5 Повышение кредитоспособности. Размер компании, будучи относительным гарантом стабильности, позволяет получать необходимые кредитные средства, от которых зачастую зависит дальнейшее развитие компании, особенно при недостатке собственных оборотных средств, нехватке инвестиционных ресурсов. Кроме того, у компании появляется больше возможностей оптимального использования капитала внутри неё самой. 1.6 Улучшение условий кредитования. Крупные ТНК добиваются более выгодных условий кредитования. Размер ком- пании нередко сам по себе является гарантом стабильности и позволяет получать более высокий кредитный рейтинг, что, как правило, открывает доступ к более дешёвым кредитам. 1.7 Мотив уменьшения налогов, таможенных платежей и иных сборов. Нередко одной из веских причин слияний/ поглощений является сокращение налоговых платежей. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом. Интенсивное лоббирование собственных интересов позволяет зарубежным (в 90-х гг. — крупным российским частным корпорациям) ТНК добиваться изменения налогового и таможенного законодательства, получать исключительные лицензии на провоз определённых товаров и т.п. Более эффективно использовать имеющиеся ресурсы помогают следующие эффекты и мотивы. 2.1 Экономия, обусловленная масштабами, достигает 2.2 Мотив ликвидации дублирующих функций. Данный 73 Ш Многие компании добиваются значительной экономии в краткосрочной перспективе за счёт централизации маркетинга и сбыта, возможности предлагать дистрибьюторам более широкий ассортимент продуктов, использовать общие рекламные материалы. Получение экономии путём ликвидации дублирования особенно характерно для горизонтальных слияний. 2.3 Выгоды от слияния могут быть получены в связи с экономией на дорогостоящих работах по разработке новых технологий и созданию новых видов продукции, а также на инвестициях в новые технологии и новые продукты. С помощью слияний/поглощений могут быть соединены передовые научные идеи и денежные средства, необходимые для их реализации. Одна фирма может иметь выдающихся исследователей, инженеров, программистов и т.д., но не обладать соответствующими производственными мощностями, сетью реализации, необходимыми для извлечения выгоды от новых продуктов, которые ими разрабатывались. Другая компания может иметь превосходные каналы сбыта, но её работники лишены необходимого творческого потенциала. Вместе же обе компании способны плодотворно функционировать. Через слияния могут быть также соединены передовые научные идеи и денежные средства, необходимые для их реализации. 2.4 Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причём получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно. 2.5 Диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Важным источником положительной синергии является увеличение диверсификации (как в отношении предлагаемых товаров и услуг, так и географической), что снижает общую рискованность операций и гарантирует средний объём поступлений. Это само по себе является стимулом для слияний компаний, специализирующихся в разных областях. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг). 2.6 Мотив доступа к информации (ноу-хау). Инфор Говоря другими словами, получение доступа к новой, более дешёвой информации/ноу-хау (о рынке, продуктах, менеджменте) в ходе слияния/поглощения избавляет компанию от необходимости тратить огромные средства на консалтинговые услуги третьих фирм, тем самым экономя денежные средства. 2.7 Мотив устранения неэффективности управления. Безусловно, слияния и поглощения не следует считать единственно возможным средством совершенствования методов стратегического управления. Тем не менее в некоторых ситуациях именно эти процедуры представляют собой наиболее простой и рациональный способ повышения качества управления. Естественно, список мотивов и направлений синергии не является закрытым. Они во многом определяются спецификой сливающихся компаний, поэтому необходимо проводить анализ возможных выгод в каждом конкретном случае. Таким образом, наличие у самых разных компаний стремления к концентрации обусловлено конкурентными преимуществами крупных бизнес-структур перед мелкими и средними хозяйствующими субъектами, а именно: — несравнимыми возможностями в финансировании раз — относительно большей лёгкостью получения кредитов, доступностью облигационного финансирования, а в критических обстоятельствах и государственной поддержки; — определением производственной программы в расчёте на пространственно больший рынок сбыта, на котором всегда проявляется эффект усреднения колебаний конъюнктуры;
— возможностью диверсификации производства; экономией благодаря эффекту масштаба на издержках производства и сбыта; — более высоким экспортным потенциалом не только за счёт низкой себестоимости, но и за счёт развитых сбытовых сетей за пределами национальной экономики;
— возможностью возведения стратегического планирования на высший уровень менеджмента корпорации без ущерба для эффективности её функционирования, при сохранении за управляющими звеньями более низкого уровня оперативного контроля и руководства; — способностью дольше противостоять воздействиям извне. Все эти факторы и приводят к тому, что процессы концентрации в мировой и российской экономике усиливаются, одновременно переходя на новый качественный уровень. 3.3 Анализ механизма слияний и поглощений, его роли в формировании и реализации стратегии развития Возможности экономического роста в значительной степени зависят от выбора эффективной стратегии компании, обеспечивающей конкурентоспособность продукции и, как следствие этого, высокие прибыли, рост капитализации. Стратегические аспекты являются основными для принятия управленческих решений о слияниях или поглощениях. Умение приспосабливаться к макроэкономическим условиям и постоянно меняющимся и усложняющимся потребностям клиентов — есть условие выживания и развития бизнеса. Очевидно, что если компания не расширяет масштабов своей деятельности и/или не приспосабливается к постоянно изменяющимся внешним условиям, то она ставит своё будущее под вопрос. Стремление к росту во многих случаях усиливается под влиянием предпринимателей, создавших и развивших тот или иной бизнес. Размер делового предприятия во многих случаях приравнивается к сильной стороне бизнеса, доминированию на рынке, стабильности доходов, экономии масштаба, способности привлечь хороших менеджеров. Для компаний с внешними акционерами характерными являются требования к росту дивидендов и доходности в расчёте на акцию. Эти вопросы находят отражение в стратегии, которая формируется под воздействием как внешних условий, так и внутренних факторов. Стремление к расширению масштабов деятельности является неотъемлемой чертой любого бизнеса. Однако чтобы такое расширение происходило тем или иным путём, необходимо, чтобы этот путь был более эффективным по сравнению с возможными альтернативами. На протяжении своего существования компании используют различные стратегии развития: от органического роста до сделок по слияниям и поглощениям. В последнем десятилетии интернациональное производство росло преиму- щественно на основе транснациональных слияний/поглощений, связанных с изменением контроля над активами, операциями присоединяемой или поглощаемой компании, а не путём инвестиций в создание новых филиалов, предприятий, в осуществление новых проектов («инвестиций на зелёной лужайке»). Органический рост является наиболее распространённым способом корпоративного развития, все компании используют эту стратегию на том или ином этапе развития. Сущность его состоит в том, что накопленная прибыль прошлых лет, а также заёмные средства инвестируются в существующий бизнес. Таким способом достигается наращивание производственных мощностей, увеличение числа работающих и соответственно объёма реализации продукции и услуг. Тем не менее, возможности для органического роста имеют свои пределы. Например, новые рынки могут оказаться недоступными из-за несовершенства технологий, невозможности выхода на международную арену, неизвестности торговой марки, недостатка понимания новых рынков. Кроме того, внутренние ресурсы могут оказаться недостаточными для того, чтобы быстро прореагировать на новые возможности или проблемные аспекты. Поэтому разумным решением может стать слияние/поглощение, которое позволит приобрести необходимые знания, технологию или долю на рынке. За счёт поглощения можно обеспечить быстрый доступ на новые рынки, расширить диапазон производимых товаров и предоставляемых услуг, достичь такого размера, когда экономия масштаба становится существенной для данного делового предприятия. Конечно, возможны и проблемы, вызванные столкновением корпоративных культур, финансовыми рисками и другими проблемами поглощаемой компании. Перечень положительных и отрицательных сторон органического роста и слияний/поглощений как стратегии развития компании представлен в таблице 3.1. Таблица 3.1 Положительные и отрицательные стороны органического роста и слияний/поглощений как стратегии развития компании
Несомненное преимущество стратегии слияний и поглощений компаний по сравнению с органическим ростом (посредством накопления капитала) состоит в быстроте её осуществления. Слияния и поглощения являются средством скорейшего достижения целей роста при экспансии как внутри страны, так и за её пределами, эта стратегия позволяет компаниям быстро приобрести портфель «экономико-географических активов», который превратился в один из ключевых источников конкурентной мощи в условиях глобализации экономики. С точки зрения критерия времени, приобретение уже существующей компании с отлаженной мар-кетинго-распределительной системой предпочтительнее альтернативы, связанной с развёртыванием новой подобной системы. Для новичков на данном рынке или для тех, кто ещё не работал в области данных технологий, именно слияния и поглощения позволяют быстро догнать конкурентов. Несмотря на то, что отмечаются большие затраты при проведении слияний и поглощений, эта стратегия как способ корпоративного роста может быть более выгодной с финансовой точки зрения, чем органический рост, когда речь идёт о нематериальных активах, как то: ноу-хау, патенты, торговые марки, лицензии, имидж продуктов и др. Основными стратегическими подходами к слияниям и поглощениям являются интеграция и диверсификация. В результате поглощения «поглощающая» компания либо начинает новый вид деятельности (диверсификация), либо усиливает свои позиции в традиционном бизнесе (интеграция). На практике границы между двумя процессами оказываются условными, и слияние или поглощение включает элементы интеграции и диверсификации. Любая сделка должна совершаться в рамках общей корпоративной стратегии. В современной экономике есть несколько канонических стратегий, которые можно реализо-вывать, в том числе за счёт слияний и поглощений. — Увеличение масштаба (консолидация в рамках отрасли). Наиболее распространённая цель слияний и поглощений — достижение как элемента стратегии роста экономии на масштабе, когда за счёт объединения маркетинговых, производственных, исследовательских и других мощностей удаётся значительно снизить удельные издержки. В условиях усиления глобальной конкуренции у компаний появляются новые причины для увеличения размеров предприятия. Так, увеличение масштаба позволяет усилить финансовые позиции. Объединения способны увеличить инвестиционную привлекательность компаний и упростить доступ к капиталу. Масштаб даёт компаниям возможность осуществлять более крупные проекты. — Географическая диверсификация. Расширение географии позволяет выйти на новые рынки сбыта, когда возможности традиционного рынка во многом исчерпаны. Кроме того, став транснациональной, компания снижает свою подверженность локальным политическим и экономическим рискам, усиливается её позиция на переговорах с властями. — Обеспечение экономической безопасности и усиление Мотив обеспечения безопасности (в том числе экономической — с точки зрения поставок сырья и продажи готовой продукции и цен на них) служит сегодня основным обоснованием для вертикальной интеграции. Судя по мировому опыту, успешно реализовать стратегию вертикальной интеграции удаётся редко, и компании в развитых странах предпочитают использовать более гибкие механизмы координации. К вертикальной интеграции они в основном прибегают, если под угрозой оказывается стабильность бизнеса, то есть если рынок характеризуется небольшим количеством покупателей и продавцов, высокой специфичностью активов и высокой частотой трансакций. Иногда вертикальная интеграция используется для усиления рыночных позиций через поднятие входных барьеров. — Расширение продуктового набора, выход в более технологичные отрасли, доступ к новым технологиям (продуктовая диверсификация). С помощью поглощений компании могут переходить в более перспективные отрасли, и такой переход нередко сопровождается и продажей активов. В развитых странах неплохо зарекомендовала себя стратегия, при которой мощные корпорации покупают компании с технологиями или продуктами из смежных отраслей, чтобы дать импульс неразвитому, но перспективному рынку. Крупные компании часто поглощают более мелкие, чтобы приобрести их технологии. Следование разным стратегиям подразумевает разные типы сделок, которые по-разному воспринимаются рынком. Завершённое недавно пятилетнее исследование McKinsey показало, что некоторые стратегии слияний и поглощений лучше влияют на капитализацию компании, чем другие. Анализ выявил, что из всех стратегий инвесторы больше всего одобряют экспансию, то есть сделки, направленные на увеличение доли рынка за счёт консолидации, расширения географии деятельности, добавления новых каналов дистрибуции уже имеющихся продуктов. Во многом это объясняется тем, что объединение активов в одной или связанных отраслях позволяет создавать синергетические эффекты. Более скептически рынок оценивает «трансформационные» сделки, цель которых — диверсификация компании за счёт приобретения значительных активов в новой отрасли или отказ от части существующего портфеля. Таким же образом рынок реагирует, если значительные изменения претерпевает стабильная, прибыльная компания. Но если трансформируется компания, которая оперирует в растущей или фрагментированной отрасли или в последнее время была менее результативна, чем её конкуренты, то инвесторы воспринимают это положительно. С другой стороны, из этих правил есть множество исключений. Например, для компании в стагнирующей отрасли экспансия в её рамках не всегда может оказаться выигрышной стратегией. Для таких компаний оптимальное соотношение между преимуществами фокусировки и диверсификации может обеспечить так называемая стратегия умеренной диверсификации, то есть переход в более перспективные отрасли, где компания может применить имеющиеся навыки и создать синергетические эффекты. Формируя портфель активов, сбалансированный по параметрам текущей эффективности и потенциала роста, умеренно диверсифицированные компании создают основу для более устойчивого и долгосрочного роста. Впрочем, стратегии, предполагающие поглощения в широком наборе отраслей без создания синергетических эффектов, также могут быть вполне эффективными. Сфокусированные компании стремятся избегать таких сделок, в то время как финансовые покупатели, например фонды прямых инвестиций, вполне эффективно создают стоимость за счёт повышения качества управления в неэффективных компаниях или подразделениях крупных корпораций, поддержания растущих бизнесов или изменения структуры отрасли, в которой действует поглощаемая компания. Несмотря на разнообразие механизмов создания стоимости, все слияния и поглощения объединяет одно — необходимость эффективнее других извлекать стоимость из полученного актива. Сделать это удаётся при условии, что сделка совершается в рамках общей корпоративной стратегии: это позволяет максимально полно задействовать имеющиеся в компании активы и навыки. В то же время российский опыт показывает, что наиболее результативные компании не формулируют стратегию создания стоимости в слияниях и поглощениях раз и навсегда, но пересматривают её в зависимости от стадии жизненного цикла компании. Для того чтобы поглощение было успешным, необходимо, чтобы были тщательно разработаны и грамотно применены: стратегические подходы на основе формализованного стратегического мышления; порядок выбора, выбор и анализ цели поглощения; финансовое и организационное
структурирование сделки; процедуры и порядок управления после завершения сделки, а также процесс интеграции поглощаемой компании. Корпоративная стратегия является эффективной при условии, что она содержит ясное представление о том, как корпорация в целом может создавать стоимость; является системой взаимодействующих частей, когда успех одного направления может стимулировать успех других направлений; позволяет эффективно капитализировать возникающие на рынке новые возможности; а также выгоды участия в бизнесе корпоративного центра должны превышать расходы на него. Процесс разработки стратегии представлен на рисунке 3.3. Стратегия слияния или поглощения вырабатывается на основе общей стратегии развития. На самом высшем уровне оценивается, насколько рассматриваемое слияние или поглощение соответствует миссии и целям организации, насколько вписывается в общую стратегию и как органично может войти в план мероприятий по реализации стратегии. В наиболее общем виде процесс принятия решений о слияниях и поглощениях можно рассмотреть, исходя из сопоставления типовых разделов стратегического плана с нозможностью слияния или поглощения (табл. 3.2). Таблица 3.2 Процесс принятия решений о слиянии/поглощении
Каждое слияние неповторимо, и в каждом случае успех достигается по-разному. Но, тем не менее, есть ряд черт, объединяющих все удачные слияния. 1. Главная цель — создание стоимости, а не интеграция сама по себе. Проводя интеграцию, компании делают ставку на создание стоимости с учётом специфики своей ситуации, а не на механическое, шаблонное объединение. 2. Импульс фундаментальным преобразованиям. Компании не довольствуются непосредственными эффектами от слияния, они стремятся реализовать скрытые возможности компаний и используют слияние как катализатор для более масштабных преобразований. 3. Возможности для синергии. Чтобы реализовать открывающиеся возможности, руководство должно определить цели и задачи слияния и проработать способ их выполнения на всех уровнях — от рядовых сотрудников до топ-менеджеров. 4. Выполнимые решения. Все решения никогда не вы 5. Стабильность бизнеса. Во многих случаях стоимость 6. Приоритет эффективности при додборе персонала. При подборе руководящих кадров в расчёт следует брать только эффективность. От того, кто будет назначен на ответственные должности, зависит судьба сделки, поэтому, если для успеха «Новой компании» желательно нанять новых топ-менеджеров, — нужно сделать это, не боясь вызвать недовольство сотрудников компании.
7. Учёт различий в корпоративных культурах. Анализ 150 слияний, проведённый The Economist Intelligence Unit, показал, что культурная ассимиляция — самая сложная проблема при объединении компаний. Поэтому формирование новой корпоративной культуры становится залогом успешной интеграции. Опытные в вопросах слияний и поглощений компании при анализе потенциальных сделок уделяли большое внимание сопоставимости корпоративных культур. 8. Сильная команда, проводящая интеграцию. Команда, проводящая интеграцию, формируется из самых опытных руководителей подразделений, которые лучше всех справляются со своими задачами, и самых профессиональных рядовых сотрудников. 9. Забота о сотрудниках. В период интеграции сотрудников беспокоит их будущее: не уволят ли их, как они будут работать дальше... Чтобы снять напряжение, нужно как можно быстрее завершить все перестановки и постоянно информировать сотрудников о происходящем в компании. 10. Общение с сотрудниками. Информации не бывает
![]() |