![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Основы успешного продвижения ТНК и степень инновационного влияния на мировое хозяйство
Как отмечали творцы теорий прямых иностранных инвестиций — С. Хаймер, Ч. Киндлбергер, Д. Даннинг, А. Раг-ман, основой успешного продвижения ТНК на зарубежные рынки являются их конкурентные преимущества, главные из которых — технологическое лидерство, обладание передовыми технологиями. Расходы на НИОКР составляют немалую долю в бюджете большинства корпораций. В силу этого воздействие ТНК на научно-технический прогресс вмировом масштабе очень велико, они определяют направления его развития и соответственно структурные сдвиги в мировой экономике. Инновационное влияние крупных ТНК на мировое хозяйство велико ещё и в силу их огромных финансовых возможностей. В настоящее время многие малые и средние фирмы вносят заметный вклад в создание нововведений, но для промышленного освоения изобретений нужны непосильные для них затраты на модернизацию оборудования и производственного процесса, на организацию сбыта, включая затраты на рекламу. Поэтому ТНК не только сами создают технические новинки, но и покупают изобретения у малых фирм, чтобы довести их до массового производства, выступая в данном случае в роли активных пользователей нововведений [38]. ТНК выступают в роли не только пользователей, но и продавцов нововведений. Хотя новые технологии создаются научными подразделениями ТНК в первую очередь для собственных нужд, здесь часто рождаются новинки, не соответствующие основному профилю компании, которые могут быть проданы другим фирмам. Кроме того, сейчас, когда научный прогресс очень стремителен, ТНК могут продавать лицензии на технологии «не первой свежести», особенно, когда речь идёт о развивающихся странах, которые и выступают в роли основных покупателей на рынке технологий. Инновационная деятельность в значительной степени определяет конкурентоспособность ТНК в борьбе за глобальные рынки. При этом инновационные продукты не обязательно создаются в стране происхождения ТНК, как это было раньше, когда они разрабатывались в головной компании, а затем передавались зарубежным филиалам. Исследовательские центры учреждаются транснациональными корпорациями во многих странах, где для этого есть квалифицированные кадры и другие необходимые условия. Всего создано более 100 таких центров, в том числе такими компаниями, как Microsoft, Motorola, GM, GE, JVC, Samsung, IBM, Intel, Du Pont, P&G, Ericsson, Nokia, Panasonic, Mitsubishi, AT&T, Siemens. Иными словами, транснациональные корпорации используют национальные кадры других стран для усиления своих конкурентных преимуществ. Большая часть родительских компаний ТНК (79 %) размещена в промышленно развитых странах, а так как основное движение ПИИ происходит между родительской компанией и её филиалами, соответственно экспортёрами прямых инвестиций являются именно эти страны. Но в последнее время в мировой практике отмечается новое явление — экспорт капитала в виде прямых инвестиций из развиваю- щихся стран. В роли экспортёров в основном выступают новые индустриальные страны — НИС (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Аргентина, Бразилия, Малайзия). В своё время, попав в сферу влияния промышленно развитых стран, НИС прошли ускоренный курс индустриализации, хорошо усвоили современную технику менеджмента, вместе с прямыми иностранными инвестициями приобрели передовые технологии и, достигнув весьма высокого уровня экономического развития, стали располагать собственными возможностями экспорта капитала. Столь впечатляющие экономические успехи позволили НИС и Китаю выйти на рынок инвестиций, при этом некоторые из них (Тайвань, Южная Корея, Сингапур) являются нетто-экспортёрами капитала. Но способны ли эти страны составить серьёзную конкуренцию западному миру? Реальной базой относительного богатства и благосостояния этих государств остаётся занятая ими на основе плодотворного усвоения уроков промышленно развитых стран определённая ниша в системе мирового хозяйства [38]. Выполняя роль сборочных цехов, куда выносится массовое промышленное производство из США и Японии, НИС и Китай основывают свой успех на импортированных технологиях и дешёвой местной рабочей силе. Иными словами, их процветание сочетается с зависимостью от промышленно развитых стран. Между тем лидерство на мировой арене в современных условиях может быть основано только на самостоятельно завоёванных передовых позициях в сфере инноваций [38].
![]() |