Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основы успешного продвижения ТНК и степень инновационного влияния на мировое хозяйство



Как отмечали творцы теорий прямых иностранных ин­вестиций — С. Хаймер, Ч. Киндлбергер, Д. Даннинг, А. Раг-ман, основой успешного продвижения ТНК на зарубежные рынки являются их конкурентные преимущества, главные из которых — технологическое лидерство, обладание пере­довыми технологиями. Расходы на НИОКР составляют не­малую долю в бюджете большинства корпораций. В силу этого воздействие ТНК на научно-технический прогресс вмировом масштабе очень велико, они определяют направ­ления его развития и соответственно структурные сдвиги в мировой экономике.

Инновационное влияние крупных ТНК на мировое хо­зяйство велико ещё и в силу их огромных финансовых воз­можностей. В настоящее время многие малые и средние фирмы вносят заметный вклад в создание нововведений, но для промышленного освоения изобретений нужны непосиль­ные для них затраты на модернизацию оборудования и про­изводственного процесса, на организацию сбыта, включая затраты на рекламу. Поэтому ТНК не только сами создают


технические новинки, но и покупают изобретения у малых фирм, чтобы довести их до массового производства, высту­пая в данном случае в роли активных пользователей ново­введений [38].

ТНК выступают в роли не только пользователей, но и продавцов нововведений. Хотя новые технологии создаются научными подразделениями ТНК в первую очередь для соб­ственных нужд, здесь часто рождаются новинки, не соответ­ствующие основному профилю компании, которые могут быть проданы другим фирмам. Кроме того, сейчас, когда науч­ный прогресс очень стремителен, ТНК могут продавать ли­цензии на технологии «не первой свежести», особенно, когда речь идёт о развивающихся странах, которые и выступают в роли основных покупателей на рынке технологий.

Инновационная деятельность в значительной степени определяет конкурентоспособность ТНК в борьбе за глобаль­ные рынки. При этом инновационные продукты не обяза­тельно создаются в стране происхождения ТНК, как это было раньше, когда они разрабатывались в головной компании, а затем передавались зарубежным филиалам. Исследователь­ские центры учреждаются транснациональными корпора­циями во многих странах, где для этого есть квалифициро­ванные кадры и другие необходимые условия. Всего созда­но более 100 таких центров, в том числе такими компания­ми, как Microsoft, Motorola, GM, GE, JVC, Samsung, IBM, Intel, Du Pont, P&G, Ericsson, Nokia, Panasonic, Mitsubishi, AT&T, Siemens. Иными словами, транснациональные кор­порации используют национальные кадры других стран для усиления своих конкурентных преимуществ.

Большая часть родительских компаний ТНК (79 %) раз­мещена в промышленно развитых странах, а так как ос­новное движение ПИИ происходит между родительской ком­панией и её филиалами, соответственно экспортёрами пря­мых инвестиций являются именно эти страны. Но в после­днее время в мировой практике отмечается новое явление — экспорт капитала в виде прямых инвестиций из развиваю-


щихся стран. В роли экспортёров в основном выступают новые индустриальные страны — НИС (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Аргентина, Бразилия, Малайзия). В своё время, попав в сферу влияния промышленно развитых стран, НИС прошли ускоренный курс индустри­ализации, хорошо усвоили современную технику менедж­мента, вместе с прямыми иностранными инвестициями приобрели передовые технологии и, достигнув весьма вы­сокого уровня экономического развития, стали распола­гать собственными возможностями экспорта капитала. Столь впечатляющие экономические успехи позволили НИС и Китаю выйти на рынок инвестиций, при этом неко­торые из них (Тайвань, Южная Корея, Сингапур) являют­ся нетто-экспортёрами капитала.

Но способны ли эти страны составить серьёзную конку­ренцию западному миру? Реальной базой относительного богатства и благосостояния этих государств остаётся заня­тая ими на основе плодотворного усвоения уроков промыш­ленно развитых стран определённая ниша в системе миро­вого хозяйства [38]. Выполняя роль сборочных цехов, куда выносится массовое промышленное производство из США и Японии, НИС и Китай основывают свой успех на импор­тированных технологиях и дешёвой местной рабочей силе. Иными словами, их процветание сочетается с зависимос­тью от промышленно развитых стран. Между тем лидер­ство на мировой арене в современных условиях может быть основано только на самостоятельно завоёванных передовых позициях в сфере инноваций [38].



Просмотров 849

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!