Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Проблемы функционирования российских СЭЗ



При разработке и принятии закона о СЭЗ, что является самой насущной задачей для развития зональной практи­ки, прежде всего, необходимо разрешить следующую про­блему.

Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможен­ной зоны (а именно это привлекает большинство регионов,


добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстер­риториальности принципиально не ясна сегодня даже в от­ношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регио­нах размером с целую область, поскольку Конституция Рос­сийской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: «На территории Рос­сийской Федерации не допускается установление таможен­ных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препят­ствий для свободного перемещения товаров, услуг и финан­совых средств». Исключения допускаются лишь в целях «...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей». Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность при­нятия решений об образовании различных СЭЗ на террито­рии России.

Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности про­цесс прохождения через российский парламент Федераль­ного закона «О свободных экономических зонах», напра­вив весной 1995 г. по инициативе Комитета по экономичес­кой политике соответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой дать официальное толкование указанной статьи российской Конституции.

Вторая проблема состоит в отсутствии чётко сформули­рованных целей создания зон, не противоречащих как ин­тересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну си­юминутную привлекательную сторону — перспективу по­лучения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им изба­виться от проблем, решить которые сами они не в состоя­нии: плохого состояния инфраструктуры, развала произ­водства, безработицы, тяжёлой социальной обстановки, эко­логических проблем.


Между тем система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющих­ся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или от­сутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынбшних широких масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы — далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капита­ла. Существеннее в этом отношении могут оказаться сегод­ня такие факторы, как политическая стабильность, инвес­тиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалифи­кация рабочей силы, упрощение административных проце­дур. Там же высказано мнение, что первые российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов «не широтой фис­кальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов» [93].

В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше террито­рии, не понимая, что чем её больше, тем хуже для предпри­нимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой — 10-15.

В практике развития российских СЭЗ есть и другие про­блемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные — неурегулиро­ванность нормативно-правовой базы, отсутствие чётко сфор­мулированных целей и противоречия между сиюминутны­ми интересами отдельных регионов и перспективами раз­вития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство созда­ваемой зоны — являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существу­ющих и создание новых СЭЗ.


В результате в настоящее время из 18 формально уч­реждённых в России СЭЗ можно, да и то с большими на­тяжками, можно назвать «работающими» лишь две зоны — в Калининградской области и Находке. Да и то не как экс-портопроизводящие, ради чего, собственно, они и создава­лись, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. использу­емые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.

СЭЗ «Находка», первая в России, была образована в октябре 1990 года. Целями создания СЭЗ, согласно указан­ным документам, являются развитие торгово-экономичес­кого и научно-технического сотрудничества с зарубежны­ми странами, обеспечение благоприятных условий для при­влечения иностранного капитала, технологии и управлен­ческого опыта, а также потенциала предприятий к реше­нию задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом, развитие производства высококачественной импор­тозамещающей продукции трансконтинентального транзи­та, отработка новых форм хозяйствования в условиях пе­рехода к рыночной экономике.

Согласно положению о СЭЗ «Янтарь», принятому в сен­тябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического разви­тия Калиниградской области, повышение жизненного уров­ня населения области на основе развития торгово-экономи­ческого и научно-технического сотрудничества с зарубеж­ными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управ­ленческого опыта, потенциала предприятий для увеличе­ния экспортных возможностей региона, развития производ­ства экспортной и импортозамещающей продукции, транс­континентального транзита, отработки новых форм хозяй­ствования в условиях перехода к рыночной экономике [34].



Просмотров 658

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!