Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Факторы, содействующие инновациям



Определение новшества и инноваций. Критерии инноваций.

Новшество(новация)– это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшество близко к понятию “изобретение”, т.к. представляет собой конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца, отличающийся от применявшихся ранее, качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность.

Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию и т.д. Таким образом, новшество – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначаемые для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию, т.е. превращения в форму инновации.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. С момента принятия к внедрению новшество приобретает новое качество – становится нововведением.

Инновация означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества.

Не следует смешивать понятия «инновация», «изобретение», «открытие»:

- изобретение и открытие делаются на фундаментальному уровне, а инновация на уровне прикладного характера,

-открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается комплексными промышленными лабораториями

- открытие по своей сути является бескорыстным актом, а инновация преследует цель – максимизацию прибыли,

-открытие может произойти случайно, а инновация – результат систематических исследований

Критерии инновации

1.Важность. Новый продукт или услуга должны представлять такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые.

2.Уникальность. Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

3.Устойчивость. Новый продукт может представлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика».

4.Ликвидность. Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.

С помощью критериев можно объяснить феномен инновации, обеспечивающий эконом рост, как конечный результат осуществления инновационного процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная на положительный эффект.

Факторы, содействующие инновациям

Благоприятные возможности для инноваций создаются изменениями внутренней и внешней рыночной среды. Источниками инноваций могут служить факторы как внутренней среды компании, так и внешней. К факторам внешней среды относят:

Изменения макросреды среды это изменения политических, экономических, научно-технических, социальных, экологических и правовых факторов. Для исследования и анализа изменений всех вышеперечисленных факторов макросреды, используются методы PEST –анализа. Наибольший интерес с точки зрения инновационного менеджмента представляют научно-технические факторы. При исследовании научно-технических факторов следует обращать внимание на науки в смежных и даже, казалось бы, далеких от сферы деятельности фирмы отраслях. Открытия, сделанные там, через некоторое время могут распространиться на многие производственные и непроизводственные отрасли.

Для поиска инновационных возможностей в деловой среде необходимо изучать и контролировать инновации деловых партнеров фирмы, например, поставщиков сырья или оборудования, которые цепной реакцией могут вызвать инновационный процесс в самой фирме. Кроме того, интересна инновационная деятельность конкурентов. Потребители продукта фирмы являются очень важным источником инновационных идей.

Во внутренней среде организации также существует два вида источников:

1-изменения внутренней среды организации:

-эволюционные (естественные) изменения. Такие, например, как моральное и физическое старение оборудования или выпускаемого продукта, приобретение опыта сотрудниками организации.

-ситуационные изменения. Это новые ситуации, часть которых можно спрогнозировать заранее и быть готовыми к их использованию (активные действия менеджера), а часть является внезапными, неожиданными. На неожиданные ситуации менеджер вынужден реагировать (реактивные действия менеджера) и, если получиться, использовать представившуюся возможность для проведения инноваций.

2-решение проблем и устранение недостатков организации. Следует различать следующие виды проблем:

-видимые (явные) проблемы – это те, которые мешают работе организации, нарушают ее ритмичный, непрерывный процесс. Они могут быть техническими, экономическими, социальными.

-скрытые проблемы- это какая-то невидимая и вследствие этого неиспользованная возможность улучшения чего-либо, внесения новизны.

Друкер П. выделяет семь источников инновационных идей:

- внутренние (находятся в рамках организации, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг (такие источники доступны для работающих в данной организации или в данной отрасли):

§ неожиданное событие для организации или отрасли – неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие.

§ не конгруэнтность – несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней (какой она должна быть).

§ нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены).

§ внезапные изменения в структуре отрасли или рынка Изменения структуры отраслей открывают огромные возможности для инноваций.

- внешние (они имеют свое происхождение вне данной организации или отрасли):

§ демографические, экологические изменения.

§ изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках.

§ новые знания (как научные, так и ненаучные).

 

Перечисленные выше факторы могут пересекаться во времени, а значит, в один и тот же момент компании вполне может представиться возможность выбрать сразу несколько направлений для приложения сил.

Классификация инноваций

1. Источник идеи для инновации могут выступать:

- открытие, научная идея, научная теория, явление;

- изобретение, ряд изобретений, лицензии;

- рационализаторские предложения;

- прочие ситуации.

2. Вид новшества.

- продукт, его конструкция или устройство, система и механизм;

- технология, методы, способы;

- материалы, вещества;

- постройки, здания, сооружения;

- информационный продукт;

- услуги;

3. По областям применения в научно-производственном процессе:

- научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

- технические или продуктовые

- технологические

- информационно-коммуникационные

-маркетинговые

- логистические

- организационно-управленческие

- социально-экономические, правовые и другие,

4. По месту в системе (на предприятии, в фирме):

-инновации на входе предприятия

- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация);

-инновации системной структуры предприятия

5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия.

В связи с этим выделяют следующие варианты инноваций:

Новые старые товары. Новые способы применения знакомых потребителям продуктов.

Новые рынки – это новые группы потребителей товара.

Новые способы ведения коммерческой деятельности - это новаторские подходы к поставкам существующих товаров и обслуживанию потребителей. В современных условиях они являются одним из важнейших источником инноваций. Огромные возможности открывают создание новых каналов распределения и предложение новых способов обслуживания потребителей.

6. По типу инновации выделяют

1-материально-технические

-инновации-продукты (продуктовые инновации) включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих для получение принципиально новых продуктов.

-инновации-процессы (технологические инновации) могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе фирмы и означают новые методы организации произ­водства

2-социальные.

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение отношений, разрешение конфликтов и пр.).

 

7. Широта воздействия (масштабы распространения) инноваций:

- глобальное, мировое;

- народнохозяйственное, национальное;

- отраслевое;

- локальное.

8. Темпы осуществления инноваций:

- быстрые, нарастающие;

- замедленные, равномерные;

- медленные, затухающие.

9. По глубине вносимых изменений выделяют инновации:

-радикальные (базовые) - включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления.

-улучшающие (модифицированные, инкрементные) - приводят к улучшению или дополнению исходных конструкций, принципов, форм.

10. По принципу отношения к своему предшественнику:

-замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций (например, новая версия мобильного телефона, технологического процесса);

-отменяющие -исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен (например, в фармацевтической отрасли новые знания способствуют запрещению использования того или иного медикамента);

-возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения (тенденции моды, отказ от новых материалов и технологий);

-открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников (радио, ДНК -анализ).

11. По механизму осуществления выделяются:

-единичные инновации, реализуемые на одном объекте,

-диффузные, распространяемые на множестве объектов.

 

Инновационная деятельность

ИД - это сложная динамическая система деятельности непосредственно связанной с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики.

Кроме того, инновационная деятельность подразумеваетсовокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов.

Общеизвестно, что инновационная деятельность предполагает переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов. Процесс перевода новшества в инновацию также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.

Инновационную деятельность можно также рассмотреть в «экономическом пространстве». При этом выделяют три рынка.

1. Рынок интеллектуального продукта, то есть рынок инновационных замыслов (инвенций) и инновационных проектов (новаций).

2. Рынок инноваций, то есть рынок произведенных новых материальных продуктов.

3. Рынок капитала (инвестиций), то есть рынок денежных средств.

Поскольку инициация инновации требует затрат различных ресурсов, то определяющим является рынок капитала, который “перетекает” в рынок инвенций и новаций, стимулируя и “запуская” инновационный процесс, результатом этого является рынок инноваций. Обязательным условием инновационного производства является прибыльность, что обеспечивает создание рынка инвестиций, таким образом, три рынка замыкаются, образуя сферу инновационной деятельности.

Характерной особенностью инновации является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями:

§ потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность;

§ поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;

§ в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;

§ трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.

Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей и обусловлена следующими условиями, влияющими на поведение производителя:

§ нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозой срыва установленных и согласованных сроков ее поставок;

§ отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;

§ проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе риск конфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новой технологии;

§ сложностью определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.

Основными элементами инновационной деятельности являются:

1) Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю.

В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы. Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), бизнес-область, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.

Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность.

2) Соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы. Инфраструктура представлена комплексом взаимосвязанных систем, таких как:

-информационное обеспечение инновационной деятельности

-экспертиза инновационных программ, проектов, предложений, заявок;

-финансово-экономическое обеспечение инновационной деятельности

-производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности, например, лизинг;

-сертификация продукции (органы сертификации; патентные организации),

-продвижение инновационного продукта на рынок, в том числе рекламная и выставочная деятельность ;

-подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности

-координация инновационной деятельности.

3) Собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда. Инновации как результат сложных взаимодействий, представлены на рис.

4) Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

- в овеществленной форме

-в не овеществлённой форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

- в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга и т.д.

5) Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

6) Участники инновационного процесса - совокупность всех субъектов инновационного процесса, выполняющих функции создания, продвижения и использования новшеств, регулирования и обслуживания инновационного процесса. В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний.Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

Инноватор – это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) -это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок.

1) Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновации («инновационное пиратство»).

А - Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Б - Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Принятие решений каждым субъекта зависит от решений, принятых предыдущими реципиентами. Кроме того, диффузия инновации зависит от количества пионерских реципиентов.



Просмотров 3058

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!