Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970 - 2000)



Возникают нефтяные кризисы, наблюдается сильное влияние на рынок политической нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы.

Для мирового рынка в 80-е годы XX столетия характерны:

– насыщение внутренних рынков промышленно развитых стран;

– усиление конкуренции с вытеснением конкурентов с уже освоенных рынков;

– изменение экономического сознания общества;

– быстрый технологический прогресс;

–удорожание энергии и сырья;

– опережающий рост экспорта.

На современном этапе наметились следующие рыночные тенденции:

– мощный потенциал НИОКР, технологическая компетентность лидеров, критерием успеха на рынке становятся ускоренные темпы инноваций;

– опоздание с новым товаром на рынок означает потерю прибыли;

– международное сотрудничество все больше состоит из натурального обмена “ноу-хау”;

– торговля приобретает стратегический характер (важны инновации, глобализация бизнеса, обеспечение сервиса, информация и т.д.);

– развитие компьютерных сетей приводит к практическому смыканию маркетинга и торговли в реальном масштабе времени.

Итак, можно выделить следующие тенденции развития мировой экономики:

· непрерывное увеличение изменчивости и нестабильности

· глобализация;

· резкий рост значения инноваций и особенно НИОКР в экономике

· необходимость управлять не только ресурсами, но и способностью к разработке и внедрению инноваций.

 

Исходя из характера конкурентных преимуществ выделяют 3 поколения развития конкуренции.(рис)

1) В основе конкуренции первого поколения было ценовое соперничество, ценовые преимущества товаров.

2) В основе конкуренции второго поколения лежало сочетание умеренной цены и высокого качества.

3) Конкуренты третьего поколения предлагают потребителям множество новых качественных продуктов и услуг по низким ценам.

Конкуренты третьего поколения обязаны своим достижениям ставке на скорость. Они осознали необходимость резкого сокращения времени разработки, производства и распределения новых товаров.

Согласно В. Миллеру и Л. Моррису в теории инновационного менеджмента можно выделить четыре поколения- этапа совершенствования методов управления НИОКР.

НИОКР 1-го поколения – 1900 – 1950 годы управление лабораториями
Участники Генерация, селекция и реализация инновационных идей Руководство научно-исследовательской работой осуществляется силами самих ученых. Они же отвечают за генерацию и селекцию инновационных идей, а также выполнение на предприятиях исследовательских проектов и освоение инноваций.
Ученые и исследователи + + +
Производственники      
Маркетологи        
Партнеры и потребители      
НИОКР 2-го поколения – 1950 – 1970 годы корпоративное управление инновационными проектами
Участники Генерация, селекция и реализация инновационных идей Корпоративные менеджеры осознают необходимость управления научно-исследовательской деятельностью. Теперь компании сосредотачивают свое внимание на тех проектах, которые, прежде всего, служат целям их бизнеса.
Ученые и исследователи + + +
Производственники + + +
Маркетологи        
Партнеры и потребители      
НИОКР 3-го поколения – 1970 – 1990 годы формирование корпоративного портфеля инноваций
Участники Генерация, селекция и реализация инновационных идей Происходит рост промышленного НИОКР. Перспективы компаний зависят от научно-исследовательских проектов, которые отбирают на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, методов дисконтирования.
Ученые и исследователи + + +
Производственники + + +
Маркетологи   + + +
Партнеры и потребители      
НИОКР 4-го поколения – 1990 годы – по настоящее время управление на основе совместно принятых решений
Участники Генерация, селекция и реализация инновационных идей Для удовлетворения скрытых нужд к разработке инноваций начинают привлекать покупателей и поставщиков. Это процесс взаимосогласованного принятия решений, основанный на методе совместного участия заинтересованных сторон.
Ученые и исследователи + + +
Производственники + + +
Маркетологи   + + +
Партнеры и потребители + + +
           

 

 

Выводы из таблицы:

1. Нарастает число участников инновационной деятельности. Если на первых порах для успешной разработки и внедрения новых технологий достаточно было ограничиться привлечением ученых, инженеров-конструкторов и производителей, то со временем в процесс генерации, селекции и реализации инновационных идей стали вовлекаться маркетологи, поставщики сырья и материалов, потребители, а иногда акционеры и стратегические партнеры. Данный подход основан на так называемом принципе взаимозависимого обучения, или совместного участия. Основным приемом здесь становится интеграция маркетинга и научных исследований, установление взаимосвязи и взаимодействия между функциями НИОКР и клиентами. Иногда в состав заинтересованных сторон могут входить даже конкуренты.

2.Методы инновационного менеджмента также усложняются.

Сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Поэтому генерацию, селекцию и реализацию инновационных идей необходимо, по меньшей мере, осуществлять на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, дисконтированного денежного потока. При этом основное внимание должно быть направлено на удовлетворение скрытых нужд и создание базисных инноваций, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике.

Инновационный менеджмент (ИМ) - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений

ИМ – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Причем, инновационный менеджмент носит направленность стратегического (развитие, потенциал, конкурентоспособность в долгосрочной перспективе)

ИМ – разновидность менеджмента, объектом которого являются инновации.

ИМ рассматривается в 3 аспектах

1. Как наука и искусство управления инновациями.

2. Вид деятельности и процесс принятия управленческих решений. (совокупность процедур, составляющих общую схему управления инновациями. Состав функций и конкретизирующих их задач зависит от уровня инновационной системы и условий ее функционирования)

3. Аппарат управления инновациями.(Структурное оформление инновационной сферы: система управления инновациями, обладающая иерархической структурой и состоящая из органов управления или институт менеджеров, выступающих субъектами управления).

Цель ИМ состоит в обеспечении долговременного функционирования на основе эффективной организации инновационных процессов и росте конкурентоспособности инновационной продукции.

Основная задача ИМ - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Предмет изучения ИМ - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

Функции ИМ:

1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль.

2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций: а) социально-психологические (делегирование, мотивация); б) технологические (решения, коммуникации)

Этапы ИМ

Для ИМ, как для области менеджмента, характерны:

Постановка цели

-Устанавливается миссия, политика организации, в которых подчеркивается приверженность именно инновационной деятельности и инновационной стратегии.

- Формируется цель развития организации.

Формирование инновационных целей предполагает выделение приоритетных для предприятия направлений развития, определение возможных путей и способов их реализации, установление периода достижений желаемых результатов, построения «дерева целей».



Просмотров 989

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!