![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970 - 2000)
Возникают нефтяные кризисы, наблюдается сильное влияние на рынок политической нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы. Для мирового рынка в 80-е годы XX столетия характерны: – насыщение внутренних рынков промышленно развитых стран; – усиление конкуренции с вытеснением конкурентов с уже освоенных рынков; – изменение экономического сознания общества; – быстрый технологический прогресс; –удорожание энергии и сырья; – опережающий рост экспорта. На современном этапе наметились следующие рыночные тенденции: – мощный потенциал НИОКР, технологическая компетентность лидеров, критерием успеха на рынке становятся ускоренные темпы инноваций; – опоздание с новым товаром на рынок означает потерю прибыли; – международное сотрудничество все больше состоит из натурального обмена “ноу-хау”; – торговля приобретает стратегический характер (важны инновации, глобализация бизнеса, обеспечение сервиса, информация и т.д.); – развитие компьютерных сетей приводит к практическому смыканию маркетинга и торговли в реальном масштабе времени. Итак, можно выделить следующие тенденции развития мировой экономики: · непрерывное увеличение изменчивости и нестабильности · глобализация; · резкий рост значения инноваций и особенно НИОКР в экономике · необходимость управлять не только ресурсами, но и способностью к разработке и внедрению инноваций.
Исходя из характера конкурентных преимуществ выделяют 3 поколения развития конкуренции.(рис) 1) В основе конкуренции первого поколения было ценовое соперничество, ценовые преимущества товаров. 2) В основе конкуренции второго поколения лежало сочетание умеренной цены и высокого качества. 3) Конкуренты третьего поколения предлагают потребителям множество новых качественных продуктов и услуг по низким ценам. Конкуренты третьего поколения обязаны своим достижениям ставке на скорость. Они осознали необходимость резкого сокращения времени разработки, производства и распределения новых товаров. Согласно В. Миллеру и Л. Моррису в теории инновационного менеджмента можно выделить четыре поколения- этапа совершенствования методов управления НИОКР.
Выводы из таблицы: 1. Нарастает число участников инновационной деятельности. Если на первых порах для успешной разработки и внедрения новых технологий достаточно было ограничиться привлечением ученых, инженеров-конструкторов и производителей, то со временем в процесс генерации, селекции и реализации инновационных идей стали вовлекаться маркетологи, поставщики сырья и материалов, потребители, а иногда акционеры и стратегические партнеры. Данный подход основан на так называемом принципе взаимозависимого обучения, или совместного участия. Основным приемом здесь становится интеграция маркетинга и научных исследований, установление взаимосвязи и взаимодействия между функциями НИОКР и клиентами. Иногда в состав заинтересованных сторон могут входить даже конкуренты. 2.Методы инновационного менеджмента также усложняются. Сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Поэтому генерацию, селекцию и реализацию инновационных идей необходимо, по меньшей мере, осуществлять на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, дисконтированного денежного потока. При этом основное внимание должно быть направлено на удовлетворение скрытых нужд и создание базисных инноваций, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Инновационный менеджмент (ИМ) - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений ИМ – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Причем, инновационный менеджмент носит направленность стратегического (развитие, потенциал, конкурентоспособность в долгосрочной перспективе) ИМ – разновидность менеджмента, объектом которого являются инновации. ИМ рассматривается в 3 аспектах 1. Как наука и искусство управления инновациями. 2. Вид деятельности и процесс принятия управленческих решений. (совокупность процедур, составляющих общую схему управления инновациями. Состав функций и конкретизирующих их задач зависит от уровня инновационной системы и условий ее функционирования) 3. Аппарат управления инновациями.(Структурное оформление инновационной сферы: система управления инновациями, обладающая иерархической структурой и состоящая из органов управления или институт менеджеров, выступающих субъектами управления). Цель ИМ состоит в обеспечении долговременного функционирования на основе эффективной организации инновационных процессов и росте конкурентоспособности инновационной продукции. Основная задача ИМ - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. Предмет изучения ИМ - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Функции ИМ: 1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль. 2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций: а) социально-психологические (делегирование, мотивация); б) технологические (решения, коммуникации) Этапы ИМ Для ИМ, как для области менеджмента, характерны: Постановка цели -Устанавливается миссия, политика организации, в которых подчеркивается приверженность именно инновационной деятельности и инновационной стратегии. - Формируется цель развития организации. Формирование инновационных целей предполагает выделение приоритетных для предприятия направлений развития, определение возможных путей и способов их реализации, установление периода достижений желаемых результатов, построения «дерева целей».
![]() |