![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Этапы жизненного цикла инновации и источники инвестиций
Жизненный цикл инновации может быть представлен в виде ленточной диаграммы, отражающей последовательность и связьфаз инновационного процесса. Инновационный процесс графически можно также отразить в виде кривой жизненного цикла, отражающей не только очередность фаз инновационного процесса, но и распределение финансовых ресурсов – кривая прибыльности.
Обратим внимание на следующие параметры: - инвестиционный лаг, -точка окупаемости инвестиций, - объемы выручки и прибыли. На предынвестиционной стадии разработки инновационного проекта: - практически завершенными являются НИОКР нововведений, - полностью снимается неопределенность относительно технических параметров проекта, - наиболее значимыми для оценки эффективности проекта при решении вопроса о его дальнейшей реализации являются экономические (коммерческие) показатели. На этом этапе разработки инновационного проекта его характеристики практически не отличаются от любого инвестиционного проекта: • потребность в инвестициях для организации производства и реализации нововведения (товара, услуги), которая может быть оценена с достаточной степенью достоверности на основе планируемых масштабов реализации проекта; • наличие неопределенности в объемах продаж (вероятности коммерческого успеха), уровень которой зависит как от внутренних факторов (глубины и направленности маркетинговых исследований, например), так и от внешних факторов (конъюнктура рынка). В этом случае на предынвестиционной стадии инновационные проекты могут оцениваться с помощью показателей, характеризующих эффективность инвестиций. Оценка эффективности проекта производится на следующих этапах: • при оценке проекта в целом, где оценивается экономическая эффективность инвестируемых в проект средств вне связи с источником их возникновения (собственные или заемные, внутренние или внешние); • при оценке эффективности использования собственного капитала для финансирования проекта. Очевидно, что проект, эффективный в целом, но финансируемый за счет дорогостоящих кредитов, не может быть привлекательным для инициатора или потенциального инвестора. Именно этим объясняется наличие двухоценок эффективности проекта на предынвестиционной стадии.
Источники финансирования: 1 этап: Финансирование поисковых НИР осуществляется в основном из государственного бюджета и на безвозвратной основе. При этом многие поисковые НИР имеют бюджетное финансирование по заданиям из государственных программ по решению важнейших научно-технических проблем. В конечном итоге выигрывает общественное производство, так как результаты эволюции научного знания включаются в производительные силы в виде законченного решения важной научно-технической проблемы на основе экспериментальной проверки научно-технических идей. 2 этап: Выполнение прикладных НИР связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Прикладные НИР выполняются во многих научно-технических организациях промышленности и вузах с различными тематическими направлениями исследований и разработок. Они финансируются как за счет средств государственного бюджета (по государственным научно техническим программам, а также на конкурсной основе), так и за счет отдельных заказчиков в лице крупных организаций промышленности, акционерных корпораций, коммерческих фондов и венчурных компаний. 3 этап: Опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с разработкой аванпроектов, эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов и проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, и на опытных заводах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства промышленных организаций. 4 этап: Процесс запуска в производство и выхода на рынок требуют крупных инвестиций для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. По- этому инвестиции продолжают носить рисковый характер. На финансирование работ по четвертому этапу, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующее совершенствование технологии за счет нововведений-процессов, потребуется в 6 – 8 раз больше затрат чем на расходы, связанные с исследованиями и разработками. Увеличение затрат зависит от принятой масштабности освоения производства новой продукции (мелкосерийный, серийный или крупносерийный тип производства). Учитывая большие затраты на освоение масштабного производства новой продукции на данном этапе инновационного процесса проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции. Однако основным источником инвестиций являются собственные средства организаций, аккумулируемые в специальных фондах на эти цели, а также заемные средства (банковские кредиты). Финансирование работ по четвертому этапу инновационного процесса может привести к организации технологического освоения неконкурентоспособной продукции, если ничего кардинально нового не будет создано на предыдущих трех этапах. В условиях рыночных отношений такая продукция не найдет покупателя, на нее не будет спроса. Четвертый этап инновационного процесса можно рассматривать как инвестиционный проект: он совпадает со второй фазой жизненного цикла продукции. С другой стороны, если новшества, созданные на первых трех этапах процесса, позволяют организовать технологическое освоение и коммерциализацию новой продукции, не имеющей аналогов или замещающей импортные товары, то государство принимает частичное участие в финансировании работ.
18. Жизненные циклы спроса, технологий, товаров.
Инновационный процесс описывается рядом признаков. 1) устанавливается стадия жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в которой будет осуществляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление). 2) определяется характер динамики жизненного цикла спроса на продукцию (ЖЦС).ЖЦС делится на несколько стадий: 1. Зарождение – бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой. 2. Ускорение роста– период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение. 3. Замедление роста, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос. 4. Зрелость, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности. 5. Затухание, спад – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта. 3) Жизненный цикл технологии ЖЦТ. В зависимости от уровня изменчивости технологий, рассматривают три разновидности ЖЦТ: стабильная, плодотворная и изменчивая. 4) Определяется сочетание ЖЦС, ЖЦТ, ЖЦИ. В зависимости от различных типов ЖЦТ возможны следующие ситуации : Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТ и ЖЦИ. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит. В случае стабильной технологии высокая потребность в технологических инновациях проявляется в областях возникновения спроса и развития производства и зрелости, насыщения рынка. Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций. По принципу изменчивой технологии (Т1, Т2, Т3) работают фирмы, относящиеся к технологически активным отраслям промышленности, таким как электронная, химическая, фармацевтическое производство. Большая часть отраслей машиностроения имеет среднюю технологическую активность и, следовательно, средний уровень потребности в инновациях. В случае изменчивой технологии фирмы для поддержания жизненного цикла спроса он нуждается в инновациях на всех стадиях: от зарождения технологии и первоначального производства до насыщения рынка. Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды. Поэтому переход внутри фирмы к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но также с организационно культурной и стратегической. 19. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка
Наличие потребности на рынке в продукте и технологии для этого производства создает технологически обоснованную позицию. Соединение этих факторов с экономическими возможностями покупателей дает виртуальную экономическую позицию (без учета возможной конкуренции). И только учет действий покупателей на рынке, конкурентов, государства, социально-политических групп, а также возможностей фирмы и стратегии их использования создают позицию конкурентного успеха фирмы в производстве и коммерческой реализации товара. Таким образом при проведение НИОКР следует учесть: - маркетинговые характеристики рынка; - конкурентный статус фирмы в НИОКР, производстве, управлении; - конкурентную позицию фирмы и предполагаемые действия основных конкурентов; - социально-экономическую и политическую обстановку в государстве. Маркетинговые исследования (“сканирование”) рынка Маркетинговые функции могут меняться в зависимости от стадии жизненного цикла продукции: Тем не менее основным в рамках инновационной деятельности является этап исследований. Значимость маркетинговых исследований при принятии решений о тематике, организации, оценке и реализации результатов НИОКР трудно переоценить. На рис. предложена концепция интеграции маркетинга и стратегии.
Указаны четыре типа интеграционных связей: 1. Рыночная стратегия и портфельные решения (связь стратегических решений на уровне фирмы и ее СЗХ); 2. Рыночная стратегия и управление маркетингом; 3. Оперативное управление производственной и экономической деятельностью фирмы и маркетингом; 4. Оперативное управление и портфельные решения (по существу, связь оперативного и стратегического менеджмента). Очевидно, что во всех этих связях присутствует стратегический и оперативный аспекты НИОКР. В соответствии с этой моделью происходит определенный “кругооборот зависимостей”: 1 - приоритетность корпоративных решений (особенно в области инвестиций, в том числе и в НИОКР) определяет выбор рыночных стратегий. 2 - результаты рыночных стратегий СЗХ определяют и будущие портфельные решения. Потенциальные возможности СЗХ и их рыночные стратегии накладывают отпечаток на маркетинговую практику в СЗХ. 3 - без исследования и оценки рыночной ситуации невозможна разработка конкретных рыночных стратегий. Разработка и реализация маркетинговых планов оказывает непосредственное влияние на производственную, финансовую и другие стороны деятельности организации. 4 - без результатов и возможностей всех сфер деятельности предприятия невозможно выполнение его маркетинговых планов. Принимать решения о будущих корпоративных инвестициях и формировать бизнес-портфель без анализа оперативной деятельности предприятия невозможно. 5 - текущие оперативные решения должны приниматься в контексте определенных корпораций стратегических решений, особенно миссии и главных целей. Таким образом, маркетинговое сканирование по существу касается двух больших тем: – конкурентное окружение фирмы (рынка, предприятий, ); – понимание потенциальных потребителей новой продукции.
![]() |