![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Роль инноваций в стратегическом развитии компании
Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они позволяют: - осваивать новые методы достижения конкурентоспособности. - находить лучшие методы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Увеличение значения инноваций как стратегического ресурса фирмы, по существу, привело к смыканию стратегического и инновационного менеджмента фирмы в единую дисциплину, основой которой стал менеджмент знаний.
Кроме того наблюдается общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе управления предприятием, систематизация которых осуществлена по основным классификационным признакам (см. табл.).
Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения: · как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях · как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых инновации не являются основным видом бизнеса. В данном контексте выделяют два вида стратегий (рис.): Традиционная стратегия, акцентирует внимание на факторах внутренней среды организации, стремясь к рациональному использованию имеющихся в их распоряжении различных видов ресурсов. Средством реализации данного подхода является интенсивное развитие, которое обеспечивает постепенное нарастание потенциала. Успех в данном случае обеспечивают факторы, связанные с “превосходством в ресурсах”, которыми располагает предприятие: более производительное оборудование, прогрессивные технологии, доступ к источникам сырья, лучшая система сбыта и обслуживания и т.п. Такой подход имеет право на существование при определенных условиях внешней среды, например, при наличии высокого спроса на товар и его дефиците. Наряду с традиционными стратегиями, получает распространение инновационная стратегия - выработка организацией цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ, а также выживания в долгосрочной перспективе в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой. Средствами достижения целей, в данном случае, служат как хозяйственная система , так и ее инновационное развитие, которое позволяет преодолеть накапливающийся технологический разрыв, приобрести новое качество потенциала. Успех в данном случае достигается за счет “преимуществ в умении”, т.е. способности менеджмента рационально использовать имеющиеся ресурсы. Главная цель менеджмента в этих условиях состоит в умении накапливать знания и превращать их в преимущества. Данная стратегия нацеленная на конкурентоспособность и зависит от многих факторов: как внутреннего характера, так и внешнего окружения. Все изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление НИОКР (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль за ходом НИОКР) - стратегически более важная задача, чем собственно исполнение НИОКР (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении). НИОКР как бизнеc Компания, которая вкладывает большие средства в создание новых продуктов, вовлечена в два вида деятельности (“два бизнеса”): – основную деятельность, определенную целями корпорации и направленную на удовлетворение рыночных потребностей; – неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой являются новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные с целями корпорации. Во втором случае коммерческая значимость может быть реализована посредством продажи документации, лицензий, "ноу-хау", инжиниринговых услуг. В отдельных случаях на основе полученных результатов может быть произведена диверсификация деятельности компании. Концепция двойного бизнеса иллюстрируется рис. Бизнес 1 предполагает выделение ресурсов на НИОКР, большая часть которых расходуется на выполнение проектов, непосредственно связанных с реализацией стратегии корпорации (проекты 1–6). Часть средств выделяется на усмотрение руководителя НИОКР и используется для финансирования индивидуальных или неясных по результатам исследований. Проекты X, Y, Z - расширение формальной программы НИОКР или новые неожиданные возможности, появившиеся в ходе выполнения основной программы. Проекты А-Д возникают как результат исследований по дополнительным фондам. В приведенном на рис. примере проекты Х и А, хотя и не планировались первоначально, но при текущем пересмотре тематики НИОКР могут быть включены в планы. Проекты Y и Б перспективны при расширении стратегических планов корпорации. Проекты Z, В создают основу бизнеса 2. Проекты Г, Д отвергаются ввиду отсутствия коммерческого эффекта. Типы стратегии НИОКР 1 – наступательная – постоянный выпуск новых или улучшенных продуктов, что требует сильных НИОКР. Стратегия характеризуется высоким риском и уровнем прибыльности. Характерна когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Наступательные стратегии могут быть реализованы в виде: -активно наступательных стратегий, - умеренно наступательных стратегий. 2 – защитная – характерна для мелких компаний, поддерживающих норму прибыли за счет низких издержек. Имеет невысокий уровень риска. Стратегию используют компании, которые получают высокую прибыль в условиях конкуренции. Компании уделяют основное внимание маркетингу. 3 – поглощающая – основана на лицензировании и предполагает приобретение возможности улучшения собственной конкурентной позиции за счет использования лучших научно-технических результатов, полученных другими компаниями в ходе НИОКР. Стратегия требует равновесия маркетинговых и технических исследований. Возможно использование данной стратегии в сочетании с другими, например с наступательной. 4 – промежуточная – характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием прямой конфронтации с конкурентами, избегая конфронтации. Компания занимает на рынке еще не занятую позицию. Стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Промежуточная стратегия не может быть длительной. Найденная ниша, расширяясь, соединяется с такой же нишей на другом рынке, либо в открытую нишу устремляются конкуренты. Поэтому промежуточная стратегия должна переходить либо в наступательную, либо в защитную. 5 – создание рынка – выпускается новая продукция, не замещающая предыдущие выпуски, а создающая новые рынки. 6 – разбойничья – используется в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры выпускаемых ранее изделий, например, повышение срока службы или надежности. Распространение принципиальных новшеств приводит к сокращению размеров рынка существующей модели. Стратегией пользуются малые инновационные организации из аналогичной или другой области (компания – аутсайдер, обладая новой технологией, выпускает товар, резко сокращающий выпуск основного изделия). В долгосрочной перспективе данная стратегия имеет успех в том случае, если становится наступательной. 7 – привлечение специалистов, 8 – приобретение компаний, 9 – кооперация.
![]() |