Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Роль инноваций в стратегическом развитии компании



Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они позволяют:

- осваивать новые методы достижения конкурентоспособности.

- находить лучшие методы конкурентной борьбы при использовании старых способов.

Увеличение значения инноваций как стратегического ресурса фирмы, по существу, привело к смыканию стратегического и инновационного менеджмента фирмы в единую дисциплину, основой которой стал менеджмент знаний.

 

 

Кроме того наблюдается общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе управления предприятием, систематизация которых осуществлена по основным классификационным признакам (см. табл.).

 

Классификационный признак Стратегическое управление Инновационный менеджмент
1. Время действия Осуществляется на период от 3 до 5 лет. Смена продуктового ассортимента должна осуществляться за период от 3 до 5 лет.
2. Тип целей Направлено на выявление путей долгосрочного выживания. Нацелено на разработку путей перспективного развития.
3. Основные функции Включает: анализ, планирование, реализацию и контроль стратегической деятельности предприятия. Включает: анализ, планирование, организацию и контроль инновационной деятельности предприятия.
4. Учет факторов Основными факторами, учитывающимися при разработке стратегии являются: глобальные изменения во внешнем окружении, размещение ресурсов и стратегия НИОКР. При принятии решений в отношении стратегии НИОКР необходимо рассмотреть такие стратегические факторы, как: глобальные изменения во внешней среде, размещение ресурсов и корпоративную стратегию.
5.Размещение ресурсов Для реализации стратегии распределение ресурсов осуществляется на основе портфельного анализа. Выделение ресурсов для осуществления стратегии выведения новых продуктов на рынок целесообразно проводить в рамках портфельного анализа.
6. Уровень управления Разрабатывается высшим управленческим звеном. Осуществляется на высшем уровне организации.
7. Система управления Для большей эффективности необходимо создание группы стратегического развития. Для большей результативности целесообразно организовать специализированное инновационно исследовательское подразделение.
8. Степень важности Выработанная стратегия является основным ориентиром для всей организации. Разработанная программа является одним из основных направлений общей стратегии, т.к. определяет генеральное направление производственного развития.
9.Характер осуществления Необходимо осуществлять постоянно. Инновации целесообразно внедрять на постоянной основе.

 

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:

· как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях

· как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых инновации не являются основным видом бизнеса.

В данном контексте выделяют два вида стратегий (рис.):

Традиционная стратегия, акцентирует внимание на факторах внутренней среды организации, стремясь к рациональному использованию имеющихся в их распоряжении различных видов ресурсов. Средством реализации данного подхода является интенсивное развитие, которое обеспечивает постепенное нарастание потенциала. Успех в данном случае обеспечивают факторы, связанные с “превосходством в ресурсах”, которыми располагает предприятие: более производительное оборудование, прогрессивные технологии, доступ к источникам сырья, лучшая система сбыта и обслуживания и т.п. Такой подход имеет право на существование при определенных условиях внешней среды, например, при наличии высокого спроса на товар и его дефиците.

Наряду с традиционными стратегиями, получает распространение инновационная стратегия - выработка организацией цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ, а также выживания в долгосрочной перспективе в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой. Средствами достижения целей, в данном случае, служат как хозяйственная система , так и ее инновационное развитие, которое позволяет преодолеть накапливающийся технологический разрыв, приобрести новое качество потенциала. Успех в данном случае достигается за счет “преимуществ в умении”, т.е. способности менеджмента рационально использовать имеющиеся ресурсы. Главная цель менеджмента в этих условиях состоит в умении накапливать знания и превращать их в преимущества. Данная стратегия нацеленная на конкурентоспособность и зависит от многих факторов: как внутреннего характера, так и внешнего окружения.

Все изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление НИОКР (прогнозирование, планирование, оценка проектов, ор­ганизация и комплексное управление, контроль за ходом НИОКР) - стратегически более важная задача, чем собственно исполнение НИОКР (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении).

НИОКР как бизнеc

Компания, которая вкладывает большие средства в создание новых про­дуктов, вовлечена в два вида деятельности (“два бизнеса”):

– основную деятельность, определенную целями корпорации и направ­ленную на удовлетворение рыночных потребностей;

– неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой являются новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные с целями корпорации.

Во втором случае коммерческая значимость может быть реализована по­средством продажи документации, лицензий, "ноу-хау", инжиниринговых ус­луг. В отдельных случаях на основе полученных результатов может быть про­изведена диверсификация деятельности компании. Концепция двойного биз­неса иллюстрируется рис.

Бизнес 1 предполагает выделение ресурсов на НИОКР, большая часть ко­торых расходуется на выполнение проектов, непосредственно связанных с реализацией стратегии корпорации (проекты 1–6). Часть средств выделяется на ус­мотрение руководителя НИОКР и используется для финансирования инди­видуальных или неясных по результатам исследований. Проекты X, Y, Z - расширение формальной программы НИОКР или новые неожиданные воз­можности, появившиеся в ходе выполнения основной программы. Проекты А-Д возникают как результат исследований по дополнительным фондам.

В приведенном на рис. примере проекты Х и А, хотя и не планировались первоначально, но при текущем пересмотре тематики НИОКР могут быть включены в планы. Проекты Y и Б перспективны при расширении стратегических планов корпорации. Проекты Z, В создают основу бизнеса 2. Проекты Г, Д отвер­гаются ввиду отсутствия коммерческого эффекта.

Типы стратегии НИОКР

1 – наступательная – постоянный выпуск новых или улучшенных продуктов, что требует сильных НИОКР. Стратегия характеризуется высоким риском и уровнем прибыльности. Характерна когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Наступательные стратегии могут быть реализованы в виде:

-активно наступательных стратегий,

- умеренно наступательных стратегий.

2 – защитная – характерна для мелких компаний, поддерживающих норму прибыли за счет низких издержек. Имеет невысокий уровень риска. Стратегию используют компании, которые получают высокую прибыль в условиях конкуренции. Компании уделяют основное внимание маркетингу.

3 – поглощающая – основана на лицензировании и предполагает приобретение возможности улучшения собственной конкурентной позиции за счет использования лучших научно-технических результатов, полученных другими компаниями в ходе НИОКР. Стратегия требует равновесия маркетинговых и технических исследований. Возможно использование данной стратегии в сочетании с другими, например с наступательной.

4 – промежуточная – характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием прямой конфронтации с конкурентами, избегая конфронтации. Компания занимает на рынке еще не занятую позицию. Стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Проме­жуточная стратегия не может быть длительной. Найденная ниша, рас­ширяясь, соединяется с такой же нишей на другом рынке, либо в открытую нишу устремляются конкуренты. Поэтому промежуточная стратегия должна переходить либо в наступательную, либо в защит­ную.

5 – создание рынка – выпускается новая продукция, не замещающая предыдущие выпуски, а создающая новые рынки.

6 – разбойничья – используется в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры выпускаемых ранее изделий, например, повышение срока службы или надежности. Распространение принципиальных новшеств приводит к сокращению размеров рынка существующей модели. Стратегией пользуются малые инновационные организации из аналогичной или другой области (компания – аутсайдер, обладая новой технологией, выпускает товар, резко сокращающий выпуск основного изделия). В долгосрочной перспективе данная стратегия имеет успех в том случае, если становится наступательной.

7 – привлечение специалистов,

8 – приобретение компаний,

9 – кооперация.



Просмотров 1725

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!