Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Разыгрывание проблемной ситуации



I

Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы представьте себя! на месте этого мальчика.

Так будет справедливо

Мама ушла в магазин. Как только за нею закрылась дверь, братья начали баловаться: они стали бегать вокруг стола, бороться, кидать в| друг друга диванные подушки. Вдруг щелкун замок — это вернулась! мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и запустил подушкой в люстру. Люстра закачалась, • ней что-то хрустнуло, и она упала. Мама рассердилась и поставила! виновника в угол. Старший брат подумал, молча поднялся и тоже встал рядом с ним.

— Как бы вы поступили и почему?

— Давайте разыграем самое интересное продолжение истории.

Созданию нужного, «делового» настроя на серьезную способствуют следующие вопросы взрослого-режиссера:

—Кем ты будешь в этой истории?

—Что ты будешь делать?

—Что тебе мешает в этом? Что может помочь сделать это?

—Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем он меч­
тает?

—Что он хочет сказать?

—Кто из детей группы тебе может помочь? Как?

Оценка

— Молодцы! У вас хорошо получилось, как у настоящих
артистов!

Взрослый может задать вопросы, помогающие налажива­нию «обратной связи» между ним и ребенком, между сверст­никами:

— Какие чувства ты испытывал во время того, как играл
роль... ?

— Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?
—- Кто тебе больше всего помог в игре? Как ты думаешь, что

он чувствовал? О чем думал?

Вы помогали друг другу, поэтому проявили все ваши поло­жительные черты характера, а занятие получилось таким ин­тересным. Спасибо!

В следующий раз на занятии можно создать ситуацию борь­бы мотивов, когда ребенок вынужден будет оценить свое пове­дение со стороны положительного и отрицательного персона­жа. Например: «Почему ты так хочешь поступить? А как мож­но поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил по-другому Мальчик с пальчик? А злой Великан? А ты как по­ступишь: как Мальчик с пальчик или как Великан?» В этом случае выбор будет являться реальным свидетельством суще­ствования «внутренней позиции личности»1 как центрально­го психологического новообразования ребенка дошкольного возраста.

«Внутренняя позиции личности» дошкольника лежит в основе формирования взрослого самосознания. Она формирует­ся только тогда, когда ребенок учится выражать и осознавать

1 Термин Л. И. Божович.

собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими людьми, выстраивать механизмы психологической защиты и постигать границы собственных возможностей, своей способности противос1 ять силам зла и разрушения, нести за это ответственность и выбирать сторону добра и человечности.

Социальные мотивы, которые формируются на данном этапе у детей, связаны со стремлением сделать нечто полезное для других. Это возможно через вовлечение детей в совмест­ную продуктивную творческую и трудовую деятельность.

Условиями реализации деятельности детей должны быть либо общие средства деятельности, либо постановка общей цели. Можно использовать такие игры, как:

• «Новоселье»;

• «Макет комнаты» (один видел макет, должен рассказать
партнеру о нем так, чтобы тот сумел воспроизвести распо­ложение мебели);

• «Архитекторы» (нужно всем вместе построить гараж для
всех машин, улицу и расселить на ней всех «детей» и их
«семьи»);

• «Сборщики» (дети собирают разбросанные по полу игруш­ки, взявшись за руки);

• «Однорукие» (выполнение поручений в парах);

• «Мозаика в парах» (конкурс);

• «Лепим сказку» (выставка);

• «Сочиняем сказку (историю)» (по слову, предложению
т. д.).

Чтобы дети могли задуматься над значимостью выражения своего отрицательного отношения к происходящему злу, можно организовывать «коллективные акции». Например, организовать своеобразную «переписку» ребенка или группы детей персонажами сказки — нарисовать картинки с продолжением сказки, комментариями и «советами» ребят. Желательно, если рисование будет носить коллективный характер. При этом каждый из детей внесет свой «вклад» в выражение коллектив­ного мнения.

Если у детей на первый план выступают трудности, связанные с сенсомоторикой, то подгрупповые занятия могут строитъся, опираясь на «Комплексную нейропсихологическую кор­рекцию сенсомоторных процессов в детском возрасте» А. В. Се­менович.

Выделяются 3 этапа работы.

1 этап (уровень нейропсихологической коррекции) — уровень ощущений, активации и оптимизации мышечного тону­са, управления своим телом с точки зрения обеспечения основ для организации двигательного акта.

Работа на данном уровне направлена на коррекцию основ­ного дефекта и уравновешивание корково-подкорковых взаи­модействий головного мозга.

Если психолог применяет при разработке программы рабо­ты с группой не одну, а несколько известных авторских коррекционно-развивающих программ, то он строит занятия, опираясь на требования к сочетаемости программ, предложенные Мини­стерством образования РФ.

В первую очередь, при этом учитывается:

• сочетаемость целей;

• единство принципов и концепций программ;

• гармоничное сочетание федерального и регионального ком­понентов программ;

• учет принципа непрерывности в содержании программ, но
отсутствие дублирования в их содержании;

• единые критерии оценки результатов реализации программ.
Так, разработки А. В. Семенович могут сочетаться с програм­мами по формированию навыков эффективной коммуникации у детей с ЗПР. Приведем пример занятия по такой интегриро­ванной программе.

Конспект занятия для детей средней группы1

(дети второго года обучения, с диагнозами: ЗПР, ОНР)

Тема: «Спасение лисенка Лоренса» Цели и задачи:

• коррекция локальных мышечных зажимов;

• развитие координации движений рук и ног;

• формирование у детей чувства коллективизма;

• развитие сочувствия к другим.

• знакомство с профессией «спасатель»;

• развитие элементов логического мышления и основ безопасности жизнедеятельности.

Оборудование:ковер для упражнений лежа на спине, лис мама, лисенок Лоренс, веревка, лопатка, ведро и др.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Дети стоят полукругом.

Психолог: «Ребята, в лес ушел лисенок Лоренс и не вернулся, его мама очень переживает и попросила нас найти его. будем его спасать. Как называют тех людей, которые всех спасают? »

Дети: «Спасатели».

Психолог: «Правильно. Сегодня мы с вами тоже будем спасателями».

Упражнение стоя

Психолог: «Сначала нам с вами нужно надеть спасательные костюмы».

Дети имитируют надевание костюма.

Психолог: «А теперь давайте проверим, всем ли по размер} костюм»:

• захватывается мышца плеча противоположной рукой и требуется медленно, но сильно потянуть ее вперед «на себя»;

1 Выполнила: студентка V курса отделения дошкольной дефектологии МПГУ Белянина Ю.

· вращение рук в плечевых, локтевых и лучезапястных сус­тавах вперед, назад (сначала в одну сторону, затем в раз­ные).

Психолог: «Но как же мы поедем спасать лисенка Лорен­са?! Ведь у нашей машины колеса совсем отвалились».

Упражнение «вращение колеса» — «прикручивание колеса».

Психолог: «Да и лодка совсем развалилась».

Упражнение «забивание гвоздя» — «ремонт лодки».

Затем оба упражнения выполняются попеременно: «при­кручивание колеса» и «ремонт лодки».

Психолог: «Надо же, какие мы молодцы! Теперь мы мо­жем садиться в 'наш транспорт и ехать, и плыть на спасение Лоренса».

Дети делятся на 2 команды:

1 команда «гребет на лодке»;

2 команда «едет на машине» («шофера» выбирают дети).
Затем команды меняются.

Упражнение лежа

Психолог: «Мы долго ехали и немного устали, нам надо отдохнуть». Выполняются упражнения:

• колени приведены к груди с обхватом их руками, «кача­ние» на спине по полу;

• из положения «вытянуться в струнку» перекатывать туло­вище то направо, то налево, «как бревнышко»;

• перевод вытянутых рук в противоположную ногам сторо­ну (и наоборот);

• «перетягивание» рук и ног «по диагонали»,

• диафрагмальное дыхание.



Просмотров 1462

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!