![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Разыгрывание проблемной ситуации
I Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы представьте себя! на месте этого мальчика. Так будет справедливо Мама ушла в магазин. Как только за нею закрылась дверь, братья начали баловаться: они стали бегать вокруг стола, бороться, кидать в| друг друга диванные подушки. Вдруг щелкун замок — это вернулась! мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и запустил подушкой в люстру. Люстра закачалась, • ней что-то хрустнуло, и она упала. Мама рассердилась и поставила! виновника в угол. Старший брат подумал, молча поднялся и тоже встал рядом с ним. — Как бы вы поступили и почему? — Давайте разыграем самое интересное продолжение истории. Созданию нужного, «делового» настроя на серьезную способствуют следующие вопросы взрослого-режиссера: —Кем ты будешь в этой истории? —Что ты будешь делать? —Что тебе мешает в этом? Что может помочь сделать это? —Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем он меч —Что он хочет сказать? —Кто из детей группы тебе может помочь? Как? • Оценка — Молодцы! У вас хорошо получилось, как у настоящих Взрослый может задать вопросы, помогающие налаживанию «обратной связи» между ним и ребенком, между сверстниками: — Какие чувства ты испытывал во время того, как играл — Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? он чувствовал? О чем думал? Вы помогали друг другу, поэтому проявили все ваши положительные черты характера, а занятие получилось таким интересным. Спасибо! В следующий раз на занятии можно создать ситуацию борьбы мотивов, когда ребенок вынужден будет оценить свое поведение со стороны положительного и отрицательного персонажа. Например: «Почему ты так хочешь поступить? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил по-другому Мальчик с пальчик? А злой Великан? А ты как поступишь: как Мальчик с пальчик или как Великан?» В этом случае выбор будет являться реальным свидетельством существования «внутренней позиции личности»1 как центрального психологического новообразования ребенка дошкольного возраста. «Внутренняя позиции личности» дошкольника лежит в основе формирования взрослого самосознания. Она формируется только тогда, когда ребенок учится выражать и осознавать 1 Термин Л. И. Божович. собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими людьми, выстраивать механизмы психологической защиты и постигать границы собственных возможностей, своей способности противос1 ять силам зла и разрушения, нести за это ответственность и выбирать сторону добра и человечности. Социальные мотивы, которые формируются на данном этапе у детей, связаны со стремлением сделать нечто полезное для других. Это возможно через вовлечение детей в совместную продуктивную творческую и трудовую деятельность. Условиями реализации деятельности детей должны быть либо общие средства деятельности, либо постановка общей цели. Можно использовать такие игры, как: • «Новоселье»; • «Макет комнаты» (один видел макет, должен рассказать • «Архитекторы» (нужно всем вместе построить гараж для • «Сборщики» (дети собирают разбросанные по полу игрушки, взявшись за руки); • «Однорукие» (выполнение поручений в парах); • «Мозаика в парах» (конкурс); • «Лепим сказку» (выставка); • «Сочиняем сказку (историю)» (по слову, предложению Чтобы дети могли задуматься над значимостью выражения своего отрицательного отношения к происходящему злу, можно организовывать «коллективные акции». Например, организовать своеобразную «переписку» ребенка или группы детей персонажами сказки — нарисовать картинки с продолжением сказки, комментариями и «советами» ребят. Желательно, если рисование будет носить коллективный характер. При этом каждый из детей внесет свой «вклад» в выражение коллективного мнения. Если у детей на первый план выступают трудности, связанные с сенсомоторикой, то подгрупповые занятия могут строитъся, опираясь на «Комплексную нейропсихологическую коррекцию сенсомоторных процессов в детском возрасте» А. В. Семенович. Выделяются 3 этапа работы. 1 этап (уровень нейропсихологической коррекции) — уровень ощущений, активации и оптимизации мышечного тонуса, управления своим телом с точки зрения обеспечения основ для организации двигательного акта. Работа на данном уровне направлена на коррекцию основного дефекта и уравновешивание корково-подкорковых взаимодействий головного мозга. Если психолог применяет при разработке программы работы с группой не одну, а несколько известных авторских коррекционно-развивающих программ, то он строит занятия, опираясь на требования к сочетаемости программ, предложенные Министерством образования РФ. В первую очередь, при этом учитывается: • сочетаемость целей; • единство принципов и концепций программ; • гармоничное сочетание федерального и регионального компонентов программ; • учет принципа непрерывности в содержании программ, но • единые критерии оценки результатов реализации программ. Конспект занятия для детей средней группы1 (дети второго года обучения, с диагнозами: ЗПР, ОНР) Тема: «Спасение лисенка Лоренса» Цели и задачи: • коррекция локальных мышечных зажимов; • развитие координации движений рук и ног; • формирование у детей чувства коллективизма; • развитие сочувствия к другим. • знакомство с профессией «спасатель»; • развитие элементов логического мышления и основ безопасности жизнедеятельности. Оборудование:ковер для упражнений лежа на спине, лис мама, лисенок Лоренс, веревка, лопатка, ведро и др. ХОД ЗАНЯТИЯ Вступление Дети стоят полукругом. Психолог: «Ребята, в лес ушел лисенок Лоренс и не вернулся, его мама очень переживает и попросила нас найти его. будем его спасать. Как называют тех людей, которые всех спасают? » Дети: «Спасатели». Психолог: «Правильно. Сегодня мы с вами тоже будем спасателями». Упражнение стоя Психолог: «Сначала нам с вами нужно надеть спасательные костюмы». Дети имитируют надевание костюма. Психолог: «А теперь давайте проверим, всем ли по размер} костюм»: • захватывается мышца плеча противоположной рукой и требуется медленно, но сильно потянуть ее вперед «на себя»; 1 Выполнила: студентка V курса отделения дошкольной дефектологии МПГУ Белянина Ю. · вращение рук в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах вперед, назад (сначала в одну сторону, затем в разные). Психолог: «Но как же мы поедем спасать лисенка Лоренса?! Ведь у нашей машины колеса совсем отвалились». Упражнение «вращение колеса» — «прикручивание колеса». Психолог: «Да и лодка совсем развалилась». Упражнение «забивание гвоздя» — «ремонт лодки». Затем оба упражнения выполняются попеременно: «прикручивание колеса» и «ремонт лодки». Психолог: «Надо же, какие мы молодцы! Теперь мы можем садиться в 'наш транспорт и ехать, и плыть на спасение Лоренса». Дети делятся на 2 команды: • 1 команда «гребет на лодке»; • 2 команда «едет на машине» («шофера» выбирают дети). Упражнение лежа Психолог: «Мы долго ехали и немного устали, нам надо отдохнуть». Выполняются упражнения: • колени приведены к груди с обхватом их руками, «качание» на спине по полу; • из положения «вытянуться в струнку» перекатывать туловище то направо, то налево, «как бревнышко»; • перевод вытянутых рук в противоположную ногам сторону (и наоборот); • «перетягивание» рук и ног «по диагонали», • диафрагмальное дыхание.
![]() |