Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



III ЭТАП. ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ



Механизмом личностного роста выступает пространственно-временное смещение. Последнее означает, что ребенок эмоционально предвосхищает последствия своего поведения, изменяет в связи с этим свою самооценку, и переживает в данный момент те эмоции, которые возникли бы у него в будущем (в основе аналогичного опыта в прошлом).

Задачи этапа:

• формирование опыта сопереживания и сочувствия;

• формирование пресуппозиции в контакте (предвосхищего
поведения и эмоционального состояния партнера);

• усвоение простейших социальных мотивов поведения в
виде стремления сделать что-то полезное для других);

• становление внутренней позиции личности.

На первой стадии работы приступают к приобретению опыта сопереживания, сочувствия и содействия в специально организованных для этого условиях, в смоделированных взрослым ситуациях практической и игровой деятельности детей.

«Примеривание» к себе и сверстнику подобного опыта про­исходит в процессе изучения психологом и детьми содержа­ния серии сюжетных картин, отражающих режимные моменты жизни воспитанников и наиболее характерные события, происходящие в группе (первый вариант):

приход детей в детский сад (ситуация в раздевалке);

• подгрупповое занятие воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.;

• занятие в музыкальном (физкультурном зале);

• утренник в детском саду;

• прогулка;

• индивидуальное занятие с логопедом, дефектологом и т. д.;

• обед;

• тихий час;

• совместная игра с другими детьми;

• возвращение домой (ситуация на улице).

Второй вариант развития сюжетов этих же картин, с теми же персонажами отражает конфликтные ситуации общения ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями) и сверст­никами.

Третий вариант содержит проблемные ситуации, связан­ные с возможными практическими затруднениями детей. Кро­ме того, в изображениях могут отсутствовать функциональные детали, что может быть использовано для тренировки внима­ния и восприятия детей.

Четвертый вариант изображений на картинах построен по принципу «нелепиц», что позволяет применять их для раз­вития речи, мышления и воображения.

Использование изобразительного материала для проведе­ния подгрупповых занятий психолога позволяет сочетать соци­альное и познавательное развитие детей.

Например, О. П. Гаврилушкина предлагает 3 серии заданий.

С помощью первой серии дошкольников обучают составлять сообщения и вопросы, используя конструкции из личных место­имений или собственных имен существительных в сочетании с глаголами, по поводу картинок с изображениями бытовых, игро­вых и трудовых действий (ребенок рассказывает, как он и его сверстники их «совершают»). Кроме составления сообщений, ребенок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы сверстнику по содержанию картинок («Спроси у Сережи, нравится ли ему подметать пол», «Поинтересуйся, зачем он это делает» и т. д.).

Во второй серии предлагается описать ситуацию, на фоне которой развертывается действие и рассказать, как бы действовать дети. Разыгрываются диалоги ребят; при этом используются ситуации, которые вызывают конкретизацию нравственных норм и «присвоение» их к себе.

Осознанию своей позиции, своего отношения к действительности способствует такой прием, как комментированное рисование. Взрослый на глазах у детей мелом создает различные изображения сюжетного содержания, которые отражают занятии детей, совместные игры, развлечения, прогулки и т. д. Объектами изображения выступают воспитанники данной группы. Затем организуется разыгрывание диалогов детей с обсуждение их желаний и эмоций по поводу начала, середины и результата, совместных действий («кто чего хотел, и что из этого вышло»)!

Задания третьей серии состоят в разыгрывании диалога при опоре на сюжетные картинки и принятии соответствую­щих ролей. При этом рекомендуется использование приема «словесного описания» того, что было «до» и будет «после» события, изображенного на картине, проведение аналогии с реаль­ными жизненными ситуациями, с которыми сталкивались дети, и моделирование вариантов разрешения проблемных ситуаций,

Приведем пример, описанный И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой1 в их книге «Разноцветные белые вороны»:

—Покажи, как ты вчера сдержался и не дал сдачи!

—Но я дал!

—А ты сыграй, изобрази! Как будто ты сдержался. И ска­жи, что ты в этот момент чувствовал, как ты убедил себя сдержаться... А как ты был потом собой горд?...

Включение детей в проблемные, конкурентные отношения по поводу таких ситуаций требует особенного внимания педа­гога к взаимодействию детей и их эмоциональным реакциям, чтобы не допустить реакций зависти, злорадства, амбиции и др,

Если дети ревностно относятся к своим недостаткам, сравнивая их с достоинствами других, то необходимо дать им по­нять, что их можно сравнить только с ними самими (с теми, какими они «были вчера» или «будут завтра»), потому что они не такие, как другие дети: нет одинаковых людей, каждый из вас обладает своими достоинствами и имеет свои недостатки. Например, если кто-то из детей говорит, что он выполнил зада­ние лучше, чем его партнер, а тот «опять не сумел»1, то взрослому рекомендуется похвалить ребенка за старание («Похоже, что ты очень старалась и сделала все, что могла») и предложить

подумать, чем бы он мог помочь сверстнику.

Если речь идет об оценке результатов детской деятельнос­ти, то в этом случае взрослому рекомендуется:

• разрешить рисовать и «такие рисунки»;

• выразить свое отношение к ним, а не оценивать их качество
(выход на реакцию «Мне нравится/не нравится», а не «Это
хорошо/плохо»);

• похвалить детей за то, что они совершенствуются по отно­шению к самому себе («Саша, сегодня у тебя получился рисунок лучше, чем вчера, потому что... А Света, хотя и хвастается, выполнила его хуже, чем на прошлом занятии.
Рисунок очень небрежный, сделан впопыхах»);

• выразить свое удивление и радость по поводу того, что они
все НЕ похожи («Зачем мне тогда 10 рисунков точно таких
же, как у Светы, даже если у нее очень хорошие рисунки!»).
Игровые ситуации, связанные с конкуренцией, которые мо­делируются в это время, должны ориентировать детей на «при­своение» себе качеств другого, его достоинств («Соревнование в парах», «Белые медведи идут на охоту» и др.), а не демонстра­цию себя. Можно организовать «Конкурс хвастунов», в кото­ром дети должны научиться хвастаться не своими качествами, в положительными качествами партнера, или «Игру в журна­листов», которые берут интервью у сверстников. На занятиях
воспитателя и дефектолога в качестве итога занятия временно
предлагается не самооценка действий, а оценка действий свер­стников («Кто больше всех понравился на занятии и почему»).

Постепенно вводится традиция подведения итогов дня, да воспитатель собирает всех ребят в кружок и рассказывает том, что хорошего случилось с ними сегодня, побуждая детей вспомнить всех сверстников, которые «отличились» в положи тельную сторону («Катя сегодня помогала нашей нянечке стж лы накрывать — Анна Иванова была очень довольна. А после обеда Ваня даже без напоминания убрал за собой тарелку. Аня Ивановна так удивилась, что даже посуду перестала мыть!»И т. д.). Естественно, эти приемы не могут предотвратить реальных конфликтных ситуаций в группе, но этого и не нужно добиваться: дети должны иметь опыт разрешения подобных ситуаций, а не пассивно избегать их.

В реальных конфликтных ситуациях психологически обоснованным будет:

• использование приема словесного комментирования взрос­лым происходящего, отражающего в речи испытываемы детьми эмоции и их причину (чувства, к которым относятся с пониманием, утрачивают свою силу);

• успокоение дерущихся детей и использование приема предложения предложения взрослого («Я чувствую, что ...», «Я
хочу, чтобы ...» и т. д.), что позволит детям понять сами себя и лучше разобраться в общей картине происходящем

• предвосхищающая положительная оценка поведения датей с объяснением причины, послужившей социальному
одобрению. Например, воспитатель вызывает эмоциональное предвосхищение результатов «мирного урегулирования!
конфликта, выразительно рассказывая, как вечером обрадуются их родители потому, что ребята смогли сдержать себя, поступили справедливо и т. д.;

• привлечение общественного внимания не к нарушившему
норму поведения, а к пострадавшему ребенку (т. к. укоры и
замечания все равно будут способствовать «популярности»
ребенка в группе);

• предотвращение ябедничества детей с целью воздействия
через взрослого на сверстника. Для этого необходимо «по­местить детей в одну лодку», например: «Вы снова получи» те эту игрушку, когда придумаете, как поделить ее так бы никому не было обидно».


 

Психолог объясняет воспитателям и родителям, что дет­ская агрессия является реакцией самозащиты — поэтому не­обходимо, прежде всего, выявить ее мотивы, а затем уже подби­рать стратегию ее коррекции. Например, известно, что при рабо­те с детьми, имеющими невротические реакции, не следует обращать внимание на их агрессию, так как она свидетельству­ет, в первую очередь, об отчаянии ребенка. Необходимо дать ему возможность повысить свою самооценку и самоутвердиться в группе сверстников (например, предложить роль «Помощника воспитателя»). При работе с детьми, имеющими психопатоподобное поведение, наоборот, нужно сразу же обращать внимание па агрессивное поведение и ставить ребенка в жесткие рамки требований к своей и чужой безопасности. Нужно дать понять, что такое поведение непозволительно ни при каких условиях, однако сделать так, чтобы ребенок не почувствовал себя поки­нутым и отвергнутым навсегда. Как только его поведение ис­правится, нужно акцентировать на этом внимание всех ребят группы и похвалить ребенка.

Остановимся подробнее на специальном моделировании конфликтных ситуаций. В программе П. Прутцман «Дети твор­чески разрешают конфликты» (ДТРК) приводятся следующие, наиболее характерные для детских коллективов, темы конф­ликтных ситуаций:

Вектор «Ребенок — ребенок»

Неприязнь: двое ребят играют в группе, к ним подходит третий, который с одним из них находится в дружеских отношениях, с другим — в неприязненных. Подошедший просит принять его в игру. Первый отказывает, второй —
колеблется.

Агрессия: один ребенок отнимает у другого игрушку, смеет­ся, бросает на пол и «топчет» ее на глазах обиженного.

Собственность: на прогулке двое ребят подрались из-за
машины. Оба утверждают, что она — его.

Насмешка (шутка): ребенок собирается обедать, подходит
к столу и видит: у него в компоте плавает хлеб. Рядом стоят два сверстника и смеются.

Тихий час: дети подговаривают друг друга «довести» вос­питателя. В итоге, когда в спальню входит взрослый, все стоят «на головах».

Жалоба воспитателя родителям на ребенка (в его присутствии).

Вектор «Ребенок взрослый»

Несправедливость: взрослый отнял игрушку и наказал всех
детей из-за того, что некоторые из них сильно шумели иподрались из-за нее.

Обман и ябедничество: двое ребят играют в лото. Один из ;
них подходит к воспитателю и обвиняет другого в жульни­честве.

Место в очереди: дети после прогулки стоят в очереди за водой к няне. Воспитатель отзывает одного из детей и просит помочь. Он отходит, возвращается и требует разрешить ему встать на свое место (второй в очереди).

Рассеянный ребенок: один из ребят группы всегда что-то
теряет или забывает, доставляя этим массу неудобств воспитателям и задерживая этим ребят группы.

Невыполненная просьба: воспитатель просит закрыть дверь.
Ребенок громко отвечает: «Нет!»

Недовольный взрослый: взрослый просит ему не мешать,
ребенок ему досаждает.

Приведем пример занятия психолога на данном этапе.

Конспект занятия по психокоррекции1

(старшая группа, третий год обучения, дети с ЗПР)

Тема: «Положительные черты характера» Цели и задачи:

Образовательные задачи: закрепление понятия «положи­тельные черты» характера, развитие умений различать поло­жительные и отрицательные черты характера.

1 Составлен студенткой V курса дефектологического факультета МПГУ Клицуновой И. В.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие речи, коррекция и развитие словесно-логического мышления, овладение навыками произвольной регуляции поведения.

Воспитательные задачи: развитие эмпатии, умения при­слушиваться к мнению педагога и товарищей, умения работать в коллективе и самостоятельно.

Оборудование: картинки, настольная дидактическая игра «Оцени поступок», аудиозапись.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

— Сядет тот, кто вспомнит название положительных черт
характера. Ответит на вопрос, каким должен быть «положи­
тельный», по-другому — «хороший» человек.

2. Маленькие рассказы

Сейчас я расскажу маленькие рассказы, в которых пове­ствуется о положительных чертах характера.

— Первый рассказ называется «Посещение больного». Как
вы думаете, о чем здесь будет говориться? Проверим.

Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием посмот­рел на больного, сказал, что принес ему сладостей, но друг ничего не хотел кушать, поэтому мальчик просто поправил ему одеяло и тихо-тихо посидел около него.

—Какая положительная черта характера упомянута в этом
рассказе?

—Послушаем второй рассказ. Он называется «Любящий
сын». Как вы думаете, о чем здесь будет говориться? Сейчас
узнаем.

Мальчик потихоньку вошел в комнату, где сидела мама. У него за спиной — подарок, который он сам смастерил. Мальчик идет на но­сочках и улыбается. Мама пока еще не знает, что сын в комнате и сейчас сделает ей подарок.

— Какая положительная черта характера упомянута в этом рассказе?

— Теперь придумайте рассказы про случаи из своей жизни в которых бы проявились ваши положительные черты харак­тера.

Дети придумывают рассказы.

3. Игра «Оцени поступок»

Детям предлагается 10 больших карт, на которых изображены различные жизненные ситуации. К каждой из карт прилагается по 4 маленьких карточки, на 2 из которых представлены модели желательного, на 2 — нежелательного поведении персонажей в данной ситуации. Детей просят рассказать, в каких случаях ребята, изображенные на картинках, поступили «хорошо», а в каких — «плохо», а затем — соотнести поведение детей с их чертами характера.

Физкультурная минутка



Просмотров 939

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!