![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
III ЭТАП. ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Механизмом личностного роста выступает пространственно-временное смещение. Последнее означает, что ребенок эмоционально предвосхищает последствия своего поведения, изменяет в связи с этим свою самооценку, и переживает в данный момент те эмоции, которые возникли бы у него в будущем (в основе аналогичного опыта в прошлом). Задачи этапа: • формирование опыта сопереживания и сочувствия; • формирование пресуппозиции в контакте (предвосхищего • усвоение простейших социальных мотивов поведения в • становление внутренней позиции личности. На первой стадии работы приступают к приобретению опыта сопереживания, сочувствия и содействия в специально организованных для этого условиях, в смоделированных взрослым ситуациях практической и игровой деятельности детей. «Примеривание» к себе и сверстнику подобного опыта происходит в процессе изучения психологом и детьми содержания серии сюжетных картин, отражающих режимные моменты жизни воспитанников и наиболее характерные события, происходящие в группе (первый вариант): приход детей в детский сад (ситуация в раздевалке); • подгрупповое занятие воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.; • занятие в музыкальном (физкультурном зале); • утренник в детском саду; • прогулка; • индивидуальное занятие с логопедом, дефектологом и т. д.; • обед; • тихий час; • совместная игра с другими детьми; • возвращение домой (ситуация на улице). Второй вариант развития сюжетов этих же картин, с теми же персонажами отражает конфликтные ситуации общения ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями) и сверстниками. Третий вариант содержит проблемные ситуации, связанные с возможными практическими затруднениями детей. Кроме того, в изображениях могут отсутствовать функциональные детали, что может быть использовано для тренировки внимания и восприятия детей. Четвертый вариант изображений на картинах построен по принципу «нелепиц», что позволяет применять их для развития речи, мышления и воображения. Использование изобразительного материала для проведения подгрупповых занятий психолога позволяет сочетать социальное и познавательное развитие детей. Например, О. П. Гаврилушкина предлагает 3 серии заданий. С помощью первой серии дошкольников обучают составлять сообщения и вопросы, используя конструкции из личных местоимений или собственных имен существительных в сочетании с глаголами, по поводу картинок с изображениями бытовых, игровых и трудовых действий (ребенок рассказывает, как он и его сверстники их «совершают»). Кроме составления сообщений, ребенок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы сверстнику по содержанию картинок («Спроси у Сережи, нравится ли ему подметать пол», «Поинтересуйся, зачем он это делает» и т. д.). Во второй серии предлагается описать ситуацию, на фоне которой развертывается действие и рассказать, как бы действовать дети. Разыгрываются диалоги ребят; при этом используются ситуации, которые вызывают конкретизацию нравственных норм и «присвоение» их к себе. Осознанию своей позиции, своего отношения к действительности способствует такой прием, как комментированное рисование. Взрослый на глазах у детей мелом создает различные изображения сюжетного содержания, которые отражают занятии детей, совместные игры, развлечения, прогулки и т. д. Объектами изображения выступают воспитанники данной группы. Затем организуется разыгрывание диалогов детей с обсуждение их желаний и эмоций по поводу начала, середины и результата, совместных действий («кто чего хотел, и что из этого вышло»)! Задания третьей серии состоят в разыгрывании диалога при опоре на сюжетные картинки и принятии соответствующих ролей. При этом рекомендуется использование приема «словесного описания» того, что было «до» и будет «после» события, изображенного на картине, проведение аналогии с реальными жизненными ситуациями, с которыми сталкивались дети, и моделирование вариантов разрешения проблемных ситуаций, Приведем пример, описанный И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой1 в их книге «Разноцветные белые вороны»: —Покажи, как ты вчера сдержался и не дал сдачи! —Но я дал! —А ты сыграй, изобрази! Как будто ты сдержался. И скажи, что ты в этот момент чувствовал, как ты убедил себя сдержаться... А как ты был потом собой горд?... Включение детей в проблемные, конкурентные отношения по поводу таких ситуаций требует особенного внимания педагога к взаимодействию детей и их эмоциональным реакциям, чтобы не допустить реакций зависти, злорадства, амбиции и др, Если дети ревностно относятся к своим недостаткам, сравнивая их с достоинствами других, то необходимо дать им понять, что их можно сравнить только с ними самими (с теми, какими они «были вчера» или «будут завтра»), потому что они не такие, как другие дети: нет одинаковых людей, каждый из вас обладает своими достоинствами и имеет свои недостатки. Например, если кто-то из детей говорит, что он выполнил задание лучше, чем его партнер, а тот «опять не сумел»1, то взрослому рекомендуется похвалить ребенка за старание («Похоже, что ты очень старалась и сделала все, что могла») и предложить подумать, чем бы он мог помочь сверстнику. Если речь идет об оценке результатов детской деятельности, то в этом случае взрослому рекомендуется: • разрешить рисовать и «такие рисунки»; • выразить свое отношение к ним, а не оценивать их качество • похвалить детей за то, что они совершенствуются по отношению к самому себе («Саша, сегодня у тебя получился рисунок лучше, чем вчера, потому что... А Света, хотя и хвастается, выполнила его хуже, чем на прошлом занятии. • выразить свое удивление и радость по поводу того, что они Постепенно вводится традиция подведения итогов дня, да воспитатель собирает всех ребят в кружок и рассказывает том, что хорошего случилось с ними сегодня, побуждая детей вспомнить всех сверстников, которые «отличились» в положи тельную сторону («Катя сегодня помогала нашей нянечке стж лы накрывать — Анна Иванова была очень довольна. А после обеда Ваня даже без напоминания убрал за собой тарелку. Аня Ивановна так удивилась, что даже посуду перестала мыть!»И т. д.). Естественно, эти приемы не могут предотвратить реальных конфликтных ситуаций в группе, но этого и не нужно добиваться: дети должны иметь опыт разрешения подобных ситуаций, а не пассивно избегать их. В реальных конфликтных ситуациях психологически обоснованным будет: • использование приема словесного комментирования взрослым происходящего, отражающего в речи испытываемы детьми эмоции и их причину (чувства, к которым относятся с пониманием, утрачивают свою силу); • успокоение дерущихся детей и использование приема предложения предложения взрослого («Я чувствую, что ...», «Я • предвосхищающая положительная оценка поведения датей с объяснением причины, послужившей социальному • привлечение общественного внимания не к нарушившему • предотвращение ябедничества детей с целью воздействия
Психолог объясняет воспитателям и родителям, что детская агрессия является реакцией самозащиты — поэтому необходимо, прежде всего, выявить ее мотивы, а затем уже подбирать стратегию ее коррекции. Например, известно, что при работе с детьми, имеющими невротические реакции, не следует обращать внимание на их агрессию, так как она свидетельствует, в первую очередь, об отчаянии ребенка. Необходимо дать ему возможность повысить свою самооценку и самоутвердиться в группе сверстников (например, предложить роль «Помощника воспитателя»). При работе с детьми, имеющими психопатоподобное поведение, наоборот, нужно сразу же обращать внимание па агрессивное поведение и ставить ребенка в жесткие рамки требований к своей и чужой безопасности. Нужно дать понять, что такое поведение непозволительно ни при каких условиях, однако сделать так, чтобы ребенок не почувствовал себя покинутым и отвергнутым навсегда. Как только его поведение исправится, нужно акцентировать на этом внимание всех ребят группы и похвалить ребенка. Остановимся подробнее на специальном моделировании конфликтных ситуаций. В программе П. Прутцман «Дети творчески разрешают конфликты» (ДТРК) приводятся следующие, наиболее характерные для детских коллективов, темы конфликтных ситуаций: Вектор «Ребенок — ребенок» • Неприязнь: двое ребят играют в группе, к ним подходит третий, который с одним из них находится в дружеских отношениях, с другим — в неприязненных. Подошедший просит принять его в игру. Первый отказывает, второй — • Агрессия: один ребенок отнимает у другого игрушку, смеется, бросает на пол и «топчет» ее на глазах обиженного. • Собственность: на прогулке двое ребят подрались из-за • Насмешка (шутка): ребенок собирается обедать, подходит • Тихий час: дети подговаривают друг друга «довести» воспитателя. В итоге, когда в спальню входит взрослый, все стоят «на головах». • Жалоба воспитателя родителям на ребенка (в его присутствии). Вектор «Ребенок — взрослый» • Несправедливость: взрослый отнял игрушку и наказал всех • Обман и ябедничество: двое ребят играют в лото. Один из ; • Место в очереди: дети после прогулки стоят в очереди за водой к няне. Воспитатель отзывает одного из детей и просит помочь. Он отходит, возвращается и требует разрешить ему встать на свое место (второй в очереди). • Рассеянный ребенок: один из ребят группы всегда что-то • Невыполненная просьба: воспитатель просит закрыть дверь. • Недовольный взрослый: взрослый просит ему не мешать, Приведем пример занятия психолога на данном этапе. Конспект занятия по психокоррекции1 (старшая группа, третий год обучения, дети с ЗПР) Тема: «Положительные черты характера» Цели и задачи: Образовательные задачи: закрепление понятия «положительные черты» характера, развитие умений различать положительные и отрицательные черты характера. 1 Составлен студенткой V курса дефектологического факультета МПГУ Клицуновой И. В. Коррекционно-развивающие задачи: развитие речи, коррекция и развитие словесно-логического мышления, овладение навыками произвольной регуляции поведения. Воспитательные задачи: развитие эмпатии, умения прислушиваться к мнению педагога и товарищей, умения работать в коллективе и самостоятельно. Оборудование: картинки, настольная дидактическая игра «Оцени поступок», аудиозапись. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Вступление — Сядет тот, кто вспомнит название положительных черт 2. Маленькие рассказы Сейчас я расскажу маленькие рассказы, в которых повествуется о положительных чертах характера. — Первый рассказ называется «Посещение больного». Как Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием посмотрел на больного, сказал, что принес ему сладостей, но друг ничего не хотел кушать, поэтому мальчик просто поправил ему одеяло и тихо-тихо посидел около него. —Какая положительная черта характера упомянута в этом —Послушаем второй рассказ. Он называется «Любящий Мальчик потихоньку вошел в комнату, где сидела мама. У него за спиной — подарок, который он сам смастерил. Мальчик идет на носочках и улыбается. Мама пока еще не знает, что сын в комнате и сейчас сделает ей подарок. — Какая положительная черта характера упомянута в этом рассказе? — Теперь придумайте рассказы про случаи из своей жизни в которых бы проявились ваши положительные черты характера. Дети придумывают рассказы. 3. Игра «Оцени поступок» Детям предлагается 10 больших карт, на которых изображены различные жизненные ситуации. К каждой из карт прилагается по 4 маленьких карточки, на 2 из которых представлены модели желательного, на 2 — нежелательного поведении персонажей в данной ситуации. Детей просят рассказать, в каких случаях ребята, изображенные на картинках, поступили «хорошо», а в каких — «плохо», а затем — соотнести поведение детей с их чертами характера. Физкультурная минутка
![]() |