Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА



I. Ощущение

Ощущение — психический познавательный процесс отраже­ния отдельных сторон объектов при их непосредственном воз­действии на органы чувств. Имеет следующие характеристики:

• пространственная локализация;

• длительность;

• интенсивность;

• эмоциональный тон;

• скорость ощущения;

• устойчивость уровня чувствительности;

1 Оценка разработана В. Д. Шадриковым.

• точность ощущения;

• дифференцированность (тонкость).

Развитие ощущений ребенка раннего возраста связано с развитием его чувствительности. На протяжении дошкольно­го возраста повышается острота зрения, тонкость и легкость', различения музыкальных тонов и звуков речи, точность дифференцировки цветов и степень мышечного напряжения.

Развитие ощущений дошкольника происходит при система­тическом воздействии на него окружающих. В общении с воспи­тателями и родителями дети приобретают умение классифици­ровать свои ощущения по качеству и силе, сравнивать их.

Абсолютные пороги чувствительности, различительные воз­можности слуха и зрения у детей с отклонениями в развитии могут находиться в пределах, характерных для нормально раз­вивающихся детей. При этом уже на уровне ощущений отме­чается снижение скорости приема и переработки сенсорной информации. Объем информации, которая может быть воспри­нята ими в единицу времени, меньше аналогичного показателя у нормально развивающихся детей, а для переработки того же объема информации требуется большее время. Например, для детей с тяжелыми формами общего недоразвития речи требует­ся 30-35 повторений словесного обозначения предмета, его при­знака или действия, прежде чем ребенок его запомнит.

Важно отметить, что эта закономерность распространяется и на информацию, которая поступает не только по нарушенно­му каналу восприятия, но и через другие анализаторы. Напри­мер, такая особенность отмечается у глухих детей — нарушение слуха снижает полноту зрительных ощущений, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кине­стезии речевых органов.

II. Восприятие

Восприятие — психический познавательный процесс, со­стоящий в отражении объектов действительности в совокупно­сти их сторон при непосредственном воздействии на орган чувств. Имеет следующие характеристики:

• предметность;

• константность;

• осмысленность;

• обобщенность;

• избирательность;

• точность;

• полнота;

• быстрота;

• эмоциональная окрашенность;

• объем.

На протяжении дошкольного возраста развитие восприя­тия детей идет по двум направлениям: развитие системы пер­цептивных, или ориентированных, действий и усвоение сенсор­ных эталонов. По мере установления взаимосвязи развития восприятия с речью и мышлением возрастает его целенаправ­ленность, планомерность, управляемость и осознанность.

Особенностями детей с нарушениями в развитии выступа­ет замедленность и сукцессивность процесса восприятия пред­метов, их признаков и событий окружающего мира. В некото­рых случаях, когда срабатывают механизмы компенсации, по результативности некоторых видов переноса, например, зритель­но-осязательного у слабовидящих детей, их данные превышают соответствующие возрастные нормативы, но при этом все же уступают им по времени.

У большинства детей, тем более у детей с сенсорными нару­шениями, отмечается фрагментарность и неустойчивость воспри­нятого образа. Одной из причин, которая влияет на это, является недостаточная устойчивость и трудности распределения внима­ния при восприятии характерных признаков объекта. Недифференцированность восприятия придает ему излишнюю глобаль­ность, не позволяя вычленить в исследуемом объекте составля­ющие его части, лишая образ присущей ему специфичности. Особенно выраженными являются нарушения в процессе фор­мирования пространственно-временных представлений.

Еще более выраженные качественные различия обнаружи­ваются при усложнении процесса восприятия объектов (маски­ровка, ограничение времени, посторонние слуховые и зрительные раздражители и т.д.)

 

V. Мышление

,

Мышление — психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами и явлениями. Имеет следующие характеристики:

• гибкость;

• темп;

• быстрота;

• самостоятельность;

• экономичность;

• широта;

• глубина;

• последовательность;

• критичность.

Особенностью развития мышления в дошкольном дет­стве является то, что оно возникает и функционирует в пред­метной деятельности. При этом ориентация на способ ору­дийных и соотносящихся действий со взрослым выступает как прообраз интеллекта, на смысл совместных действий - как прообраз аффекта ребенка. Включение речи в процесс решения проблемных задач придает целенаправленность и обобщенность практическим действиям дошкольника. По­является иное соотношение умственной и практической де­ятельности, когда практические действия возникают на ос­нове предварительного рассуждения. Возникают попытки объяснить явление и процессы, экспериментирование — как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, по­знать свои возможности.

 

Наглядно-действенное мышление в набольшей степени страдает у умственно отсталых дошкольников. Они не осозна­ют проблемности ситуации. Легче выделяются яркие, бросаю­щиеся в глаза признаки, чем существенные и функциональ­ные. Дети не используют вспомогательные средства для реше­ния задачи, не отбрасывают ошибочные варианты, повторяя непродуктивные действия. У других категорий дошкольников с отклонениями в развитии мышление может характеризовать­ся склонностью к привычным, стереотипным способам реше­ния наглядно-действенных задач без учета изменившихся ус­ловий, а также затруднениями при необходимости учитывать конверсивные (обратимые) отношения меду объектами. Напри­мер, такой особенностью обладают глухие дети.

В большей степени в дошкольном возрасте отмечаются проблемы в развитии наглядно-образного и словесно-логиче­ского мышления. Отмечается дефицитарность образов-пред­ставлений, неполное привлечение и применение наглядно-об­разных средств решения задачи. Во многом это зависит от недостаточности развития у детей внутренней речи как сред­ства мышления.

При овладении речевым мышлением медленно формиру­ется обратимость связей между предметами, признаками, дей­ствиями и их словесными обозначениями. Анализ и синтез действия по аналогии страдают в первую очередь. При сравне­нии предметов по представлению трудности увеличиваются. Особенно это заметно у дошкольников с общим недоразвитием речи, нарушениями слуха и интеллекта. Однако первых и вто­рых отличает более высокий уровень выполнения невербаль­ных заданий, в отличие от умственно отсталых детей.

У детей позднее, чем у их сверстников, формируются обоб­щения и понятийный подход к решению задач. Трудности воз­никают и при овладении логическими связями и причинно-следственными отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Нередко смешивается причина с действи­ем, целью, с сопутствующими или предшествующими явления­ми, событиями, часто происходит отождествление причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Все это влияет на сужение возможностей для развития! деятельности экспериментирования у детей еще на этапе дош­кольного детства. Недостаточность восприятия и опыта предметно-практической деятельности, наглядного и логического мышления отрицательно сказывается на умении детей форму­лировать гипотезы, строить суждения и умозаключения. У детей с общим недоразвитием речи это осложняется трудностя­ми в программировании высказывания. Упреждающий, теку­щий и итоговый контроль за своими действиями нарушается.

VI. Воображение

Воображение — это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений и понятий, полученных в предшествующем опыте. Имеет следующие характеристики:

• новизна;

• оригинальность;

• осмысленность;

• тип и широта оперирования образом.

Особенностью развития воображения в дошкольном возрасте является то, что первоначально оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними, когда в игре возникает воображаемая ситуация и замещение предметов. Постепенно воображение приобретает произволь­ный характер, предполагая создание замысла, его планирование, освоение средств и приемов создания новых образов.

У детей с отклонениями в развитии отмечается шаблонность и стереотипность образов воображения, которая выража­ется в неумении действовать самостоятельно, без образца взрос­лого, в бедности и стереотипности, схематичности продуцируе­мых образов, малой вариативности тактики их создания. В некоторых случаях отмечается вербализм развертывания про­цесса детского воображения: детям легче рассказать то, что они придумали, чем реализовать идею в практической деятель­ности. Например, это характерно для дошкольников с нарушениями зрения.

На основании полученных данных психолог судит о том, насколько уровень развития ребенка приближается, отстает или опережает нормативы возрастного развития.

Приведем пример.

Психолого-педагогическая характеристика на Машу М.1 (6 лет 1 мес.)

Анамнестические данные

Ребенок от второй беременности (первая беременность за­кончилась выкидышем) с угрозой выкидыша. Токсикоз 2-й половины беременности. Недоношенность (36 недель). Роды: стремительные, с асфиксией. Речевое развитие: гуление — 3 мес., лепет — в 10 мес., первые слова — в 1,5 года, первые фразы — в 2 года. Речевое развитие не прерывалось. Отмечалось нару­шение сна (беспокойство).

Заключение психоневролога: ЗПР церебрально-органиче­ского генеза, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью).

Внешний вид

Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные.

Лицо выразительное. Отмечаются непроизвольные подер­гивания лица, шеи, плеч.

3. Эмоциональная реакции и характер общения
со взрослым в процессе обследования

Маша легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организо­вать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуа­ции, доброжелательна, однако на протяжении всего времени обследования постоянно что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами.

1 Фамилия и имя ребенка даны вымышленные.

Считает, что поведение у нее всегда хоро­шее, результаты своей деятельности оценивает высоко.



Просмотров 2466

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!