Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



II СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Стадия характеризуется дезинтеграцией структуры готов­ности к осуществлению педагогической деятельности, распадом «о на несколько подструктур, объединенных слабыми функцио­нальными связями. При этом успешность осуществления про­фессиональной деятельности определяется не развитием отдель­ных качеств, а их комплексами (например, профессионально важ­ные качества, необходимые для организации методического руководства действиями родителей в процессе организационно-познавательной деятельности детей) и выделением образа-цели для осуществления профессиональной деятельности. Их сформированность у воспитателей ДОУ позволяет оценить следую­щий тест.

Тест организатора-методиста дошкольного образования

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, кото­рые в наибольшей степени соответствуют указанным функци­ям организатора-методиста:

1. Научно-методическая функция:

А) И сам тому не рад, что грамоте горазд.

Б) И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.

В) Хоть и нехорошо, да ладно.

2. Организационно-управленческая функция:
А) Без пастуха овцы не стадо.

Б) Холостой охает, а женатый ахает. В) Голову сняли, да шапку вынес.

3. Преподавательская функция:

А) Кто говорит тот сеет, кто слушает тот собирает.

Б) Пиши знай: кому надо разберет. В) Что знает все скажет, и чего не знает — ц то скажет.

4. Социально-педагогическая функция:

А) Нога споткнется, а голове достанется.

Б) Рука ноге работница.

В) Перемелется — все мука будет.

5. Воспитательская функция:

А) Что накрошишь то и выхлебаешь.

Б) Пока травка подрастет, воды, много утечет.

В) От осины не родятся апельсины.

6. Культурно-просветительская функция:
А) Топор своего дорубится.

Б) Не срывай яблока, пока зелено: созреет и само упадет.

В) Здоровье всего дороже.

Ключ к тесту

Если доминируют ответы:

• типа А — у Вас преобладает профессиональная мотивация. Вы склонны оценивать любые жизненные ситуации с педа­гогической точки зрения. Это делает Вас незаменимым на работе (или Вам так кажется), но вносит определенные труд­ности в личную жизнь. Берегите свое здоровье, оно так не­обходимо Вашим близким;

типа Б — Вы стараетесь сочетать личные и профессиональ­ные интересы, но не всегда знаете, как это лучше сделать. В таких случаях Вас выручает чувство юмора и осторожность во время принятия решений. Это делает Вас перспектив­ным специалистом;

типа В — у Вас преобладает личностная мотивация. Бла­годаря разносторонним увлечениям Вы умеете дистанци­роваться от профессиональных проблем и не переносить их в личную жизнь. Это позволяет избегать Вам неврозов, но, с другой стороны, не дает возможности полностью реали­зовать себя в работе. Вы можете больше, чем делаете.

Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности. Она позволяет объединить и «заставить» работать в системе, т.е. ради единой цели, другие составляющие индивидуальной педагогической деятельности: исследовательский, проектировочный, коммуни­кативный, конструктивный и организаторский компоненты. Наиболее незаметно для окружающих это происходит в про­цессе передачи способов формирования педагогической куль­туры от одного поколения воспитателей к другому.

Поэтому на данном этапе активно используются методы групповой работы — методы, направленные на создание, «выра­щивание» сплоченных творческих групп педагогов ДОУ, спо­собных самостоятельно генерировать новые идеи, содействовать личностному развитию членов педагогического коллектива, решать конкретные проблемы организации образовательного и воспитательного процесса и профилактики «эмоционального сгорания» сотрудников детского сада.

Практическая ориентированность работы педагога – психолога на данном этапе предполагает:

• определение соотношения теоретических и практических
знаний, научных и прикладных умений на каждом этапе психологического просвещения сотрудников ДОУ;

• создание модели эффективного применения психологиче­ских знаний в процессе проведения консультаций, проблем­ных семинаров, дискуссий, деловых игр, практикумов и тре­нингов;

• демонстрацию воспитателям возможностей применения
теоретических знаний на практике, в области реальной пе­дагогической работы с детьми и сотрудниками ДОУ и шко­лы, в особенности в тех педагогических ситуациях, где про­является изучаемая закономерность, идея, концепция;

• определение критериев и требований к организации изуче­ния и обобщения передового педагогического опыта и технологий обучения детей, отбора оптимальных для данного
детского сада и конкретной возрастной группы его воспитанников;

• разработку методических рекомендаций для более высокого уровня организации взаимодействия сотрудников ДОУ; между собой, с детьми и родителями;

• научного обоснования методических рекомендаций по са­моорганизации, саморазвитию и самообучению сотрудников ДОУ.

Осознание существенности помощи психолога членам на­учно-методического объединения ДОУ комбинированного и компенсирующего видов возможно благодаря:

• демонстрации им эффективных методов и приемов работы с детьми разного возраста и их родителями;

• формированию четких требований к отбору материала для занятий и разработку методических рекомендаций по организации воспитания и обучения воспитанников с учетом
индивидуального подхода к детям;

• сотрудничеству с воспитателями и родителями, в подборе игр по развитию и коррекции психических процессов поведения детей.

С учетом реализации данных задач педагог-психолог планирует вместе с администрацией программу практикумов-семинаров для педагогического коллектива ДОУ на год. С целью определения его содержания можно использовать подборку статей журнала «Дошкольное воспитание» (рубрика «Профес­сия — педагог»).

Можно разработать программы семинаров по проблемам комплексного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

В начале подобного семинара психолог проводит мини-лекцию, в которой освещаются узловые проблемы, ставятся про­блемы, даются направления углубленного изучения, конкре­тизации и структурирования содержания материала. Кроме того, предусматривается, что психолог постепенно создает ус­ловия для того, чтобы «передать» часть своих функций слуша­телям: информационной, организационной, контрольной, оце­нивающей. В этом случае воспитатель, выполняющий роль мгихолога, осуществляет ориентировку в осведомленности коллег, ставит обучающие задачи, излагает учебный материал, проводит опрос, организует дискуссию, активизирует аудито­рию, анализирует результаты, подводит итоги, дает педагоги­ческую оценку и т. д.

При обсуждении проблем, вопросов и анализе педагогиче-<-ких ситуаций слушатели делятся на подгруппы, каждая из которых защищает свою позицию, решение, проект и т. д. Это позволяет учитывать интересы и мотивы поведения всех педа­гогов и профессиональную направленность их деятельности.

Приведем примеры подобных семинаров.

Семинар 1

Психологическое сопровождение детей «группы риска»

Программа семинара: среднестатистическая и функцио­нальная норма психического развития ребенка. Понятие «де­тей, входящих в группу риска». Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей, имеющих психофизиче­ские нарушения. Психологические основы коррекционно-воспитательной работы. Организация работы по формированию со­циально-психологической адаптации. Сопровождение детей, име­ющих психофизические нарушения, в ДОУ и семье.

Цели практических занятий, педагогических упражнений и анализа педагогических ситуаций:

• учить слушателей организовывать проведение углубленной диагностики детей, имеющих психофизические нарушения;

• создавать коррекционно-развивающую среду для коррекции и компенсации выявленных нарушений;

• организовывать психологическое сопровождение детей, име­ющих психофизические нарушения, в ДОУ и семье.
Содержание семинара: мини-лекция, ролевая игра, анализ педагогических и проблемных ситуаций.

Семинар 2



Просмотров 948

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!