![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
II СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стадия характеризуется дезинтеграцией структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности, распадом «о на несколько подструктур, объединенных слабыми функциональными связями. При этом успешность осуществления профессиональной деятельности определяется не развитием отдельных качеств, а их комплексами (например, профессионально важные качества, необходимые для организации методического руководства действиями родителей в процессе организационно-познавательной деятельности детей) и выделением образа-цели для осуществления профессиональной деятельности. Их сформированность у воспитателей ДОУ позволяет оценить следующий тест. Тест организатора-методиста дошкольного образования Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени соответствуют указанным функциям организатора-методиста: 1. Научно-методическая функция: А) И сам тому не рад, что грамоте горазд. Б) И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит. В) Хоть и нехорошо, да ладно. 2. Организационно-управленческая функция: Б) Холостой охает, а женатый ахает. В) Голову сняли, да шапку вынес. 3. Преподавательская функция: А) Кто говорит — тот сеет, кто слушает — тот собирает. Б) Пиши знай: кому надо — разберет. В) Что знает — все скажет, и чего не знает — ц то скажет. 4. Социально-педагогическая функция: А) Нога споткнется, а голове достанется. Б) Рука ноге работница. В) Перемелется — все мука будет. 5. Воспитательская функция: А) Что накрошишь — то и выхлебаешь. Б) Пока травка подрастет, воды, много утечет. В) От осины не родятся апельсины. 6. Культурно-просветительская функция: Б) Не срывай яблока, пока зелено: созреет и само упадет. В) Здоровье всего дороже. Ключ к тесту Если доминируют ответы: • типа А — у Вас преобладает профессиональная мотивация. Вы склонны оценивать любые жизненные ситуации с педагогической точки зрения. Это делает Вас незаменимым на работе (или Вам так кажется), но вносит определенные трудности в личную жизнь. Берегите свое здоровье, оно так необходимо Вашим близким; типа Б — Вы стараетесь сочетать личные и профессиональные интересы, но не всегда знаете, как это лучше сделать. В таких случаях Вас выручает чувство юмора и осторожность во время принятия решений. Это делает Вас перспективным специалистом; типа В — у Вас преобладает личностная мотивация. Благодаря разносторонним увлечениям Вы умеете дистанцироваться от профессиональных проблем и не переносить их в личную жизнь. Это позволяет избегать Вам неврозов, но, с другой стороны, не дает возможности полностью реализовать себя в работе. Вы можете больше, чем делаете. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности. Она позволяет объединить и «заставить» работать в системе, т.е. ради единой цели, другие составляющие индивидуальной педагогической деятельности: исследовательский, проектировочный, коммуникативный, конструктивный и организаторский компоненты. Наиболее незаметно для окружающих это происходит в процессе передачи способов формирования педагогической культуры от одного поколения воспитателей к другому. Поэтому на данном этапе активно используются методы групповой работы — методы, направленные на создание, «выращивание» сплоченных творческих групп педагогов ДОУ, способных самостоятельно генерировать новые идеи, содействовать личностному развитию членов педагогического коллектива, решать конкретные проблемы организации образовательного и воспитательного процесса и профилактики «эмоционального сгорания» сотрудников детского сада. Практическая ориентированность работы педагога – психолога на данном этапе предполагает: • определение соотношения теоретических и практических • создание модели эффективного применения психологических знаний в процессе проведения консультаций, проблемных семинаров, дискуссий, деловых игр, практикумов и тренингов; • демонстрацию воспитателям возможностей применения • определение критериев и требований к организации изучения и обобщения передового педагогического опыта и технологий обучения детей, отбора оптимальных для данного • разработку методических рекомендаций для более высокого уровня организации взаимодействия сотрудников ДОУ; между собой, с детьми и родителями; • научного обоснования методических рекомендаций по самоорганизации, саморазвитию и самообучению сотрудников ДОУ. Осознание существенности помощи психолога членам научно-методического объединения ДОУ комбинированного и компенсирующего видов возможно благодаря: • демонстрации им эффективных методов и приемов работы с детьми разного возраста и их родителями; • формированию четких требований к отбору материала для занятий и разработку методических рекомендаций по организации воспитания и обучения воспитанников с учетом • сотрудничеству с воспитателями и родителями, в подборе игр по развитию и коррекции психических процессов поведения детей. С учетом реализации данных задач педагог-психолог планирует вместе с администрацией программу практикумов-семинаров для педагогического коллектива ДОУ на год. С целью определения его содержания можно использовать подборку статей журнала «Дошкольное воспитание» (рубрика «Профессия — педагог»). Можно разработать программы семинаров по проблемам комплексного сопровождения образовательного процесса в ДОУ. В начале подобного семинара психолог проводит мини-лекцию, в которой освещаются узловые проблемы, ставятся проблемы, даются направления углубленного изучения, конкретизации и структурирования содержания материала. Кроме того, предусматривается, что психолог постепенно создает условия для того, чтобы «передать» часть своих функций слушателям: информационной, организационной, контрольной, оценивающей. В этом случае воспитатель, выполняющий роль мгихолога, осуществляет ориентировку в осведомленности коллег, ставит обучающие задачи, излагает учебный материал, проводит опрос, организует дискуссию, активизирует аудиторию, анализирует результаты, подводит итоги, дает педагогическую оценку и т. д. При обсуждении проблем, вопросов и анализе педагогиче-<-ких ситуаций слушатели делятся на подгруппы, каждая из которых защищает свою позицию, решение, проект и т. д. Это позволяет учитывать интересы и мотивы поведения всех педагогов и профессиональную направленность их деятельности. Приведем примеры подобных семинаров. Семинар 1 Психологическое сопровождение детей «группы риска» Программа семинара: среднестатистическая и функциональная норма психического развития ребенка. Понятие «детей, входящих в группу риска». Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей, имеющих психофизические нарушения. Психологические основы коррекционно-воспитательной работы. Организация работы по формированию социально-психологической адаптации. Сопровождение детей, имеющих психофизические нарушения, в ДОУ и семье. Цели практических занятий, педагогических упражнений и анализа педагогических ситуаций: • учить слушателей организовывать проведение углубленной диагностики детей, имеющих психофизические нарушения; • создавать коррекционно-развивающую среду для коррекции и компенсации выявленных нарушений; • организовывать психологическое сопровождение детей, имеющих психофизические нарушения, в ДОУ и семье. Семинар 2
![]() |