![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
Под психологической диагностикой понимается психолого-педагогическое изучение индивидуальных Особенностей личности ребенка с целью: • выявления причин возникновения проблем в развитии • определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; • диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ и др. При этом квалифицированная психологическая диагностика должна иметь: 1. Теоретический аспект(концептуальный и методологический аспекты изучения детей с нормальным развитием, детей с отклонениями в развитии и т. д.). Особенное внимание при этом следует акцентировать на следующих принципах психолого-педагогической диагностики. • Принцип целостного, системного и комплексного изучения ребенка. • Онтогенетический принцип. • Принцип учета структуры нарушения, взаимосвязей между первичным, вторичным и третичным дефектами в развитии ребенка. • Принцип учета зон актуального и ближайшего развитие ребенка. • Принцип динамичного изучения. • Принцип качественного и количественного анализа данных исследования. 2. Методический аспект(использование системы методик для диагностики эмоционально-волевой, познавательной сферы личности ребенка, общения со сверстниками и взрослыми и т. д.; применение методик, валидных для детей определенной возрастной группы, с нормальным и нарушенным развитием). 3. Практический аспект(учет особенностей предъявления стимульного материала и инструкций по отношению к детям разного возраста, пола, имеющих или не имеющих отклонения в развитии; умение по-разному моделировать организационные условия проведения эксперимента, учитывая индивидуальные особенности детей; удобство, простота и портативность применяемых методик диагностики). Диагностика развития детей дошкольного возраста На практике диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу родителей, воспитателей и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей и воспитателей, психокоррекции и психотерапии, организации работы психолого-педагогического консилиума и педагогического совета ДОУ (особенно в начале и в конце учебного года). Ряд авторов считают, что наиболее рациональной последовательностью этапов исследования является такая, которая направлена на постепенное изучение целостной картины развития ребенка: • анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц; • беседа с родителями, направленная на получение сведений • сбор информации из других учреждений, включая предшествующие психологические обследования (если они имеются); • сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования); • наблюдение за ребенком в домашней, школьной или иной обстановке (по возможности и необходимости); • экспериментально-психологическое обследование. Ф. Гудинаф выделяет следующие условия проведения обследования. Необходимо учитывать возможное влияние деятельности ребенка, непосредственно предшествующей обследованию. Обязательно наличие специально оборудованного помещения, которым может быть тихая светлая комната, по возможности лишенная особенно ярких или необычных предметов, которые могут надолго задержать внимание ребенка. Необходимо предусмотреть и детали обстановки: не стоит, к примеру, сажать ребенка лицом к окну, где в поле его зрения в любой момент могут появиться предметы или люди. При работе с детьми, имеющими нарушения зрения, следует учесть необходимость использования картинок с крупными изображениями, имеющими четкие контуры. Картинки не должны быть ламинированными или «одетыми» в файлы, чтобы не отбрасывать бликов. При сходящемся и расходящемся косоглазии, кроме того, учитывается плоскость предъявления картинки: в первом случае она демонстрируется ребенку вертикально, во втором — горизонтально. Первая задача, встающая перед психологом при переходе к обследованию ребенка, — это установления хорошего контакта и взаимопонимания. Незаменимую роль здесь играют обычные средства общения: непринужденный разговор, спокойный доброжелательный тон, одобрение, улыбка, выражение заинтересованности чем-либо. Обследование должно превратиться для дошкольника в игру или приятную беседу. Чтобы ребенок почувствовал себя непринужденно, необходимо дать ему время освоиться в новой ситуации, привыкнуть к новому помещению, рассмотреть то, что заинтересовало. Для этого должен быть подготовлен игровой материал. При трудностях в установлении контакта можно начать с совместного рисования или игры, в которых взрослый старается побудить ребенка к самостоятельным действиям. При возникновении затруднений в выполнении заданий следует предъявить допустимую помощь, дать возможность обучиться на другом материале и лишь в тяжелых случаях предъявить задания более низкого уровня сложности. В этом случае у ребенка не возникнет ощущение неуспеха, а психолог выявляет как уровень обученности, так и обучаемости ребенка. Существует несколько обязательных правил использования стандартизованных методик. Во-первых, не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизованную процедуру какие-либо другие изменения. Требуется строго одинаковое, единообразное предъявление заданий всем испытуемым, вплоть до сохранения одинаковой интонации в инструкциях. Тем более нельзя давать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых специально предусмотрена и оговорена в описании процедуры. Не следует также несколько раз повторять вопросы, кроме специально оговоренных случаев. Во-вторых, в ходе выполнения теста ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни даже хвалить. Считается, что ребенка можно лишь подбадривать, т. е. поощрять за старание, а не за сами ответы или результаты решений. В-третьих, обследование проводится только в том случае, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет признаков утомления, проявлений упрямства и т. д. Как писал С. Берт1, психолог должен помнить, что любой интеллектуальный тест является в то же время эмоциональным. Поэтому рекомендуется обращать внимание и отмечать особенности эмоционального реагирования ребенка в процессе тестирования. Например, испытывает ли он радость от решения задачи; проявляет ли любопытство или, напротив, безразличие, относится ли с доверием к экспериментатору или у него преобладают негативные эмоции (тревожность, страх, огорчение, неудовольствие, ощущение неуспеха и т. д.). Данные такого рода не входят прямо в оценку по стандартизованной процедуре, но учитываются при интерпретации полученных оценок. К примеру, низкие результаты могут быть представлены как следствие неадекватной или недостаточной мотивации, что предполагает повторную проверку. Например, низкую мотивацию к выполнению заданий на вербальный интеллект, вплоть до нарушения смыслообразующей функции контакта со взрослым, имеют дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Дошкольники с нарушением интеллекта так же имеют недостаточную мотивацию к выполнению заданий познавательного характера. При этом следует учесть, что если заученные ими ответы (в результате предварительной работы дефектолога или родителей) могут создать впечатление более или ' менее благоприятной ситуации развития, то низкий уровень мотивации к проведению обследования в «ситуации успеха» будет свидетельствовать о наличии более тяжелых нарушений. В этом случае лучше предложить другую диагностическую методику. Необходимость подбора специальных методик для обследования возникает, в первую очередь, при работе с глухими детьми. Большинство заданий им приходится подбирать на невербальном уровне, подкрепляя инструкцию табличками с «напечатанными» словами и предложениями и жестами (указательным, обводящим, изобразительными). Важные вопросы возникают по поводу порядка предъявления различных заданий в процессе обследования. Поскольку первые тесты должны снять возможное волнение и эмоциональную напряженность ребенка, а также вызвать интерес к обследованию, маленьким детям целесообразно предлагать задания с ярким материалом или картинками. Тесты на запоминание фраз, цифр и другого аналогичного материала надо давать после того, как ребенок привыкнет к голосу экспериментатора. Тесты, требующие особого напряжения внимания, не следует предлагать в конце обследования. Длительность одного сеанса обследования дошкольников обычно не должна превышать 40-50 минут. В случае необходимости предпочтительнее разделить обследование на два-три сеанса, но не перегружать ребенка. Методические материалы следует держать закрытыми от ребенка и показывать их только по мере необходимости. Для этого нужен экран или отдельный столик. Не следует также позволять играть оборудованием для обследования. Тестологи настоятельно рекомендуют избегать присутствия взрослых в процессе тестирования ребенка, в том числе родителей или других близких. Исключения составляют те случаи, когда ребенок категорически отказывается расстаться с ними. Присутствующим запрещается как-либо реагировать на ответы ребенка, вмешиваться в процедуру обследования. Лучше всего, чтобы ребенок сидел к ним спиной. Большими преимуществами обладают методики клинического типа, которые наиболее активно стали разрабатываться после работ Ж. Пиаже. Клинический подход направлен на интенсивное, качественное и целостное изучение всех психических процессов. Он позволяет учитывать характер и причины ошибок испытуемого, определить возможность их устранения в результате оказания помощи и готовность ребенка к самостоятельному обучению в школе. Экспериментатор имеет здесь не нейтральную (по сравнению с проведением теста), а активную и гибкую установку. При обследовании не только допускается, но и специально изменяются инструкции в заданиях для пояснения, уточнения и т. п. Допускается оказание обучающей помощи ребенку, что особенно важно для постановки дифференцированного диагноза. Практикуется отказ от ограничений испытуемого во времени (при сохранении учета этой характеристики). Общий темп обследования приспосабливается к индивидуальным особенностям ребенка: психолог не должен торопить медлительных детей и обязан быть готовым к быстрой смене разнообразных заданий в том случае, если у ребенка отмечается высокий темп умственной деятельности, или необходимо переключить внимание испытуемого (для снятия психологического напряжения, снижения невротических реакций, предупреждения усталости и т. п.). С помощью замечаний, активного подбадривания выясняется критичность ребенка к своим ошибкам, особенности мотивации, самооценки и т. д. Реакция на замечание, например, может обнаружить эмоциональную неустойчивость ребенка и другие важные характеристики. В процессе клинического обследования можно также оценить обучаемость ребенка, т. е. способность к переносу усвоенного элемента на решение последующего задания, способность к самостоятельному применению того, что было усвоено при помощи взрослого. В клиническом варианте1 можно эффективно использовать самые различные задания, в том числе взятые из известных тестов. Для качественной оценки развития ребенка психологом используются параметры, описывающие, с одной стороны, индивидуальные особенности развития его психомоторики, с другой стороны, его психических процессов. Уровень активации и статокинетического баланса психических процессов, который является базовым для организации и осуществления двигательных актов, может быть оценен с помощью следующих параметров. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ2 I. Виды движений, действий, реакций: • локомоторные функции; • графические движения; • автоматизированные движения; • одновременные движения; • динамическая координация; • моторная активность; • идеомоторные реакции; • сенсомоторные реакции; • сенсомоторная координация; • проприоцептивные функции; • двигательная память. П. Характеристики движений: • скорость реакции; • быстрота, скорость движений; • точность; • направление; 1 Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / 2 Разработана В. Д. Шадриковым. • ритм; • темп; • сила; • траектория; • пластичность; • меткость; • ловкость; • соразмерность; • координированность. III. Характеристики мышечной активности: • мышечный тонус; • статический тремор; • динамический тремор; • мышечная сила; • сила мышечного напряжения; • мышечная выносливость; • статическое мышечное напряжение. Свойства высших психических функций могут быть оценены, опираясь на следующие критерии диагностики1.
![]() |