![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
В связи с тем что на первом этапе работы психолога не все родители соглашаются принять участие в исследовании, то его задачей является активизация их интереса к результатам и/или процессу диагностики. Для этого необходим индивидуальный подход к семьям. С родителями проводятся анкетирование (через воспитателей групп), беседы и проективные методы диагностики. Выявленные результаты сравниваются с полученной от воспитателей и дефектологов, логопедов, сурдопедагогов и тифлопедагогов информацией о том, насколько выявленные категории родителей активно принимают участие в воспитании, обучении и развитии ребенка. Сначала можно провести анкетирование, составленное с учетом рекомендаций В. В. Котырло и С. А. Ладывир. Первая группа вопросов может быть направлена на выявление педагогической культуры родителей. 1. Знаете ли Вы, какая деятельность является ведущей у детей старшего дошкольного возраста? 2. Что Вы понимаете под развитием: а) интересов у детей? Как это соотносится с интересами б) способностей детей? Как это соотносится со способностями Вашего ребенка? 3. Определите, что ребенок старшего дошкольного возраста должен знать и уметь делать для поступления в школу: а) на уровне коммуникативных умений; б) познавательной готовности к школе; в) эмоционально-волевой готовности к школе. 4. Как Вы думаете, готов ли Ваш ребенок к школе? По всем ли Перечислите наиболее часто применяемые методы обучения в Вашей семье. 5. По каким признакам Вы определяете успешность обучения Вашего ребенка? 6. Перечислите наиболее часто применяемые методы воспитания в Вашей семье. 7. По каким признакам Вы определяете успешность воспитания Вашего ребенка? 9. Если ребенок провинился, можно ли наказать его? А если 10. На Ваш взгляд, насколько гармонично в Вашей семье осуществляется распределение между методами обучения и воспитания? 11. Насколько едины требования взрослых в процессе осуществления воспитания ребенка в Вашей семье? 12. Какие проблемы воспитания и обучения Вашего ребенка в 13. Как Вы решаете проблемы воспитания и обучения Вашего ребенка в семье? Наблюдение за процессом непосредственного общения тогда, когда родители приводят или забирают ребенка из детского сада, помогает выяснить следующие вопросы: • что родители считают для себя важным в педагогическом процессе дошкольного учреждения и как понимают назначение детского сада? (Об этом говорят их • какова эмоциональная окраска расставания ребенка с родителями? (Она свидетельствует о настроенности ребенка • что интересует родителей, когда они расспрашивают • как происходит вечерняя встреча? Повторяющиеся формы общения, не зависящие от настроения и условий, можно считать типичными. Вот возможные кар-! тины. Пример 1. Бабушка пришла за Катей (6 лет 2 мес.) после 5-дневного пребывания девочки в специальном детском саду. Кивком головы поздоровалась с внучкой. —Мама не придет. —Придет. А со Светой пойдем кататься? —Давай быстро собираемся, потом будем разбираться, кто -Да! — Давай одеваться. Я сказала одеваться, а не разговаривать... Хватит с тобой нянчиться (приговаривает уже вполголоса). Пойдешь в угол, если не будешь слушаться! Как видим, при встрече бабушка даже по имени не обратилась к внучке, ни о чем не расспрашивала ее, не проявила интереса к тому, как девочка прожила в детском саду целый день. Здесь виден не только низкий уровень культуры взрослого, но холодность отношений, негативизм к внучке. Из всей группы детей детского сада девочка имеет самый низкий уровень психического развития, резко выражены нарушения памяти, внимания, поведения. Пример 2. Игорь Г. (олигофрения в степени дебильности, 4 года) в саду не проявляет речевой активности, на занятиях затрудняется в назывании предметов и их свойств. Мать удивляется, что сын не справляется с программой детского сада. Но однажды ее удивление стало понятным. Психолог, задержавшись на работе, наблюдает следующую ситуацию. Игорь в раздевалке активно объясняет маме, какое занятие с ним в этот день провел дефектолог. Он в точности описывает сам процесс выполнения одного из заданий: «Сказала положить в правую руку кубик, в левую — шарик. Сюда — кубик, сюда — шарик...» Из дальнейшего наблюдения за матерью нетрудно заметить, что она постоянно стимулирует ребенка к общению, спрашивает его, как провел день в саду, как занимался, с кем играл и т. д. Интересно, что многие родители, приходящие за ребенком с нарушением интеллекта, практически не знают друг друга. Они могут не здороваться по нескольку дней. Как отмечают воспитатели, семьи мало общаются между собой, редко поддерживают дружеские отношения. Иная ситуация наблюдается в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Здесь,[наоборот, интенсивно общаются и делятся проблемами родители не только одной группы, но и часто 2-3 групп детского сада, асположенных неподалеку. Вторая группавопросов анкетирования может быть направлена на выявление особенностей воспитания детей в семье 1. Имеете ли вы высшее (среднее специальное) образование? 2. Как Вы оцениваете общую атмосферу взаимоотношений а) дружелюбный тон обращения друг к другу; б) противоречивый характер отношений; в) автономность каждого члена в семье. 3. Есть ли традиции в Вашей семье? Какие? Какое значение 4. Опишите, какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать «идеальный ребенок». Что недостает Вашему ребенку для того, чтобы стать идеальным? 5. Охарактеризуйте цели воспитания Вашего ребенка: • в области развития познавательных устремлений; • в области развития эмоциональных устремлений; • в области развития волевых устремлений. Всегда ли совпадают цели и результаты семейного воспитания? С чем это связано? 6. Как в семье распределяются обязанности между разными • физического воспитания ребенка; • умственного воспитания ребенка; • нравственного воспитания; • эстетического воспитания и развития творческих способностей? 7. Вовлекаете ли Вы ребенка в совместные формы деятельности семьи, и есть ли у ребенка семейные обязанности? 8. Способен ли, на Ваш взгляд, детский сад полностью обеспечить всестороннее развитие ребенка и подготовить его I группа.Приблизительно 55% родителей переоценивают II группа.Около 40% родителей недооценивают возможностей детей с отклонениями в развитии. Наблюдается большая вероятность того, что в семье для такого ребенка будут создаваться «тепличные условия», на него будут смотреть как на больного, Низкий уровень требований в этих случаях предъявляется , ребенку длительное время. Родители убеждены, что он полностью не приспособлен к жизни в обществе. III группа.Около 5 % родителей обладает определеннымипе педагогическими и психологическими знаниями, осведомлены особенностях развития ребенка (например, «по заболеванию дочери я все изучила... также брала литературу для занятий детей во вспомогательной школе и читала конспекты студентов-практикантов нашего детского сада»). Нельзя сказать, I что взрослые данной категории не допускают ошибок воспита-ния, их можно обнаружить в том же виде, что и в предыдущих случаях, но в меньшей степени. Родители с удовольствием идут ми контакт, стараются выполнить практически все рекомендации и домашние задания, которые предлагаются специалистами в детском саду («детский сад делает для нас много», «нуждаемся в дефектологе и логопеде особенно»). На втором этапе работы происходит выявление уровня детско-родительских отношений. Чаще всего используется опросник детско-родительских отношений А. Я. Варги и В. В. Столина. Он позволяет дифференцировать семьи, в которых преобладают отношения: • принятия — отвержения; • кооперации; • симбиоза; • авторитарной гиперсоциализации; • по типу воспитания «маленького неудачника». Т. И. Пухова с этой целью предлагает использовать шесть кукол, условно обозначающих членов семьи (медведей), и набор мебели, оперируя которым дошкольник самостоятельно режиссирует игровую деятельность. Действия мамы (М) суммируются с действиями папы (П) других персонажей. Отдельно подсчитываются совместные действия мамы и папы (С). Все показатели складываются (2).
Параметры качественной оценки А. Характеристика предметных действий персонажей (игровая ситуация): • активные действия персонажей (инициирующие, поддерживающие, результирующие); • пассивные действия персонажей (нейтральные, соглашающие, оппозиционные) Б. Характеристика речевых высказываний ребенка (беседа < ребенком): • высказывания по отношению к персонажам (нейтральные, негативные, позитивные); • слова-действия по отношению к персонажам; • слова-признаки по отношению к персонажам. Психолог может попросить «ребенка» и «родителей» что-то вместе сделать и понаблюдать за: • стилем их взаимодействия; • распределением обязанностей (кто ставит проблему, кто ее • особенностями проявления позиции взрослого и ребенка,) • умением поддерживать друг друга, находить общее решение; • особенностями вербального и невербального контакта; • отношением к результату совместной деятельности. Сравнение данных проективных методик с результатами,' полученными с помощью метода наблюдения за реальным общением детей с родителями, позволяет выявить, насколько адекватно дошкольники передают сложившуюся обстановку в семье (адаптированные варианты косвенной оценки личности — метод цветовых выборов, цветовой тест отношений. Анализ результатов применения проективных методик ошению ко всем категориям семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, показывает следующее. 1. Чаще всего особый ребенок подчиняется требованиям тех 2. Выявление наиболее значимого для ребенка лица (с кем
• ранг цвета членов семьи должен быть как можно более • позиция члена семьи должна быть левее позиции ребенка или вместе с ним. Для уточнения эмоционального отношения ребенка к разным членам семьи, проявляющегося в системе предпочтений, проводится игра «Секрет», в основу которой положен «выбор в действии» Я. Л. Коломинского. Суть ее заключается в том, что дошкольнику предлагается одарить трех наиболее предпочитаемых им членов семьи. При этом необходимо учитывать следующее. Все методики необходимо проводить в один прием, чтобы проследить корреляцию цветовых выборов, для чего методики предлагаются ребенку в игровой форме. Обычно сначала проводится «Рисунок семьи». Психолог должен обратить внимание на: последовательность изображения членов семьи; • включение персонажей рисунка в общие действия или единый сюжет, наличие изолированных или отсутствующих • внимание к прорисовке средств осуществления коммуникативного контакта в семье (рукам, глазам, ушам, рту); • тщательность прорисовки частей тела и деталей одежды; • стремление украсить, разнообразие цветовой гаммы; • соответствие цвета, которым ребенок изображает свою одежду, цвету одежды других членов семьи1; • излишнее внимание к штриховке, чрезмерный нажим при • стирание и зачеркивание некоторых членов семьи, причину • речевое сопровождение рисунка; • изменение настроения ребенка в процессе рисования. отклонениями в развитии часто воспринимается буквально, что связано с особенностями развития мышления детей и понимания речи. Поэтому они рисуют, просто перечисляя членов семьи, не отражая при этом деятельности взрослых и детей, не связывая их в сюжет, не внося дополнительных изменений в готовый рисунок. В процессе проведения обследования обращается внимание на состояние ребенка (обычное, ребенок подвержен сильному впечатлению, излишне активен или заторможен). Если ребенок истощен, то в рисунке семьи фигуры могут быть маленькими, тогда этот параметр при анализе учитывать не следует. При использовании графических тестов следует помнить, что общая для детей дошкольного возраста закономерность — отражение в рисунке только значимых для ребенка признаков I приобретает некоторые особенности у детей с отклонениями в развитии. Например, отсутствие ушей у большинства фигур на рисунке не обозначает для некоторых категорий детей невнимание к критическим замечаниям взрослых. Замечено, что их не рисуют глухие дети до конца старшего дошкольного возраста (как нефункциональный для них признак человека). С другой стороны, отсутствие некоторых частей тела, изображение их изолированно друг от друга по всему пространству листа, наличие большого количества удвоенных элементов (глаз, рук, ног и т. д.) может быть, наоборот, связано с недифференцированностью образов восприятия, бедностью представлений, слабой познавательной деятельностью. Поэтому все нарисованные фигуры надо сравнивать, прежде всего, между собой. Непропорциональные размеры фигур, нарушение их пространственного расположения, несоответствие вербального описания изображению на рисунке не всегда является признаком конфликтных отношений в семье. Такое может быть характерно для детей с общим недоразвитием речи. Теперь о цвете. Первое, что обращает на себя внимание, это использование цветов для рисования рисунка семьи в соответствии с выбором цветовых предпочтений. Почти все дети с отклонениями в развитии изображают семью одним цветом, который они выбирают впоследствии для самообозначения. Например, умственно отсталые дети понимают, что для достижения любой цели своей деятельности они должны обратиться к взрослому. Не проявляя познавательной активности, они привыкают к тому, что за них «думает» взрослый, поэтому их оценка себя является «зеркальным отражением» словесной оценки своих действий взрослых. Рисунки дошкольников с нормальным развитием являются более красочными. В них реже используется цвет, с которым они ассоциируют себя. Вероятно, это свидетельствует о росте самосознания и расхождении между самооценкой и самоуважением. Ребенок дифференцирует Реальное и Идеальное Я, не отождествляет собственного эмоционального состояния с представлениями о себе других людей, отделяет образ Себя от образа Взрослого. Следующей особенностью, которая характерна только для детей с отклонениями в развитии, является движение фигур от левой части в сторону правой в определенной последовательности («Рисунок семьи», ЦТО). Например, если в рисунке семьи мама стоит за папой, то и в доме комната папы будет расположена перед комнатой мамы. Однако после окончания исследования это не способствует припоминанию имени того, кого ребенок обозначил с помощью символа (60% неверных ответов). Следовательно, тот факт, что такие дети в одинаковой последовательности изображают близких людей, свидетельствует не о представлениях об их соподчиненности, а о наделении их более или менее значимыми качествами для ребенка на данный момент. Нормально развивающиеся дети ориентируются на расположение близких людей по отношению к себе или наиболее авторитетному лицу. Поэтому дети из обычных детских садов 1 и после длительного времени узнают всех членов семьи и тот гут вспомнить последовательность их изображения. Рассмотрим другую особенность. Если нормально развивающийся ребенок даже небольшой конфликт в семье пытается понять и разрешить в рисунке, при выборе цветов, то дети с отклонениями в развитии его или просто не замечают, или без раздумий принимают одну из сторон. Особенно категоричными! являются рисунки глухих детей. Они часто используют приемы, подчеркивающие взаимную связь всех членов семьи (стоят, взявшись за руки) и стабильность ее положения (практически всегда линия земли или любой другой «опоры» акцентирована). Дети с нарушением интеллекта, напротив, редко используют приемы, объединяющие ее членов (не на всех лицах присутствует улыбка, нет отображения непосредственного контакта, соприкосновения рук и т. д.). При выполнении проективных методик они отображают наличную ситуацию в семье (холодность или теплоту отношений между членами семьи) и проявляют желание ее изменить («А я хочу баба жила здесь и здесь»), но, в отличие от нормально развивающихся сверстников, ребенок с отклонениями в развитии не пытается решать конфликт в пользу всей семьи, не старается объединить ее членов, а старается подчинить всех взрослых себе, своим! интересам. Встать на чужую точку зрения он не может. Приведем примеры. Пример 1. Лариса Ф. (нормально развивающийся ребенок, 6 лет). В рисунке семьи изображение себя отсутствует. Родители расположены в верхней правой части листа, смотрят в разные стороны, на поводке каждый держит по собаке. У папы, выражение лица грустное. Использованы цвета, которые менее всего предпочитаемы ребенком. Как девочка разрешает конфликтную ситуацию в семье? На! рисунке она располагает родителей близко друг к другу. Дарит родителям понравившиеся картинки (методика Т. А. Репиной «Секрет»). Хотя сама девочка ведет себя активно, но для само обозначения она выбирает синий цвет и определяет его как наиболее понравившийся. Иными словами, умение сопереживать, созерцать, доверие, преданность — это те качества, которые ребенок считает на данный момент значимыми для себя и родителей. МЦВ показывает состояние, близкое к стрессу. Пример 2. Игорь Г. (олигофрения в степени дебильности, б лет). Себя на рисунке нет. Из беседы с родителями выявлено, что самым близким человеком является для него мать. Это соотносится со следующими показателями: мама обозначена цветом рангом выше, чем его собственный, и на макете дома нанимает левую позицию по отношению к ребенку (как более значимую), но на рисунке семьи он изображает ее предпоследней, понравившуюся открытку не дарит. Накануне ребенок имел неприятный разговор с матерью. Следовательно, мальчик допускает негативное отношение к любимому человеку и не принимает «близко к сердцу» переживаний близких людей? По МЦВ стрессовых состояний не выявлено. Анализ показывает, что при предъявлении заданий первыми актуализируются представления, связанные с ситуативными переживаниями ребенка — отношения его со взрослыми и между ними остаются чаще незамеченными. Доступными для ребенка с интеллектуальной недостаточностью оказываются те поступки и качества окружающих, оценку которых он постоянно слышит от авторитетного для него лица. Так, комментируя рисунок, некоторые дети начинают перечислять все то, что слышали когда-то от мамы или бабушки в адрес некоторых членов семьи: «Мама сказала: «У тебя нет папы». Он плохой. Я не буду его рисовать». Исключение составляют братья и сестры, которые становятся соперниками для ребенка с отклонениями в развитии. Их оценка чаще всего положительная по ЦТО, но на рисунке изображение либо отсутствует, либо появляется последним, понравившуюся открытку дарят редко. Приведем пример. Света Л. (олигофрения в степени дебильности, 7 лет). Дома с ней занимаются мать с сыном. Девочка понимает, что брат старше, умнее. На рисунке семьи его не изображает, дарит менее понравившуюся открытку. Его позицию оценивает как дсминантную, что говорит об авторитете, и ассоциирует брата наиболее предпочитаемым цветом, т. е. хорошо относится нему. Дома занимается с ним охотно, задания принимает. Мать постоянно внушает дочке мысль о большой роли занятий хороших качеств сына. Из анализа рисунка психолог может сделать вывод о том, что в педагогический процесс необходимо включать эмоционально значимое для ребенка лицо, брата, хотя бы на первых порах. На третьем этапе работы необходимо выявить причины, препятствующие успешному социальному развитию детей, их воспитанию и обучению, сотрудничеству с психологом и воспитателями, другими специалистами детского сада. Исследование осуществляется по следующим направл ниям: • наблюдение за семьей до и после установления диагноза; • наблюдение за работой с родителями в детском саду.
![]() |