![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
Технологический компонент включает способы и приемы Педагогической деятельности, а также — анализ педагогиче-вкой деятельности, позволяющий рассматривать ее как непрерывную цепочку решения разнообразных педагогических задач. Результаты исследований показывают, что у родителей, относящихся к группе с высоким уровнем педагогической культуры, преобладают методы воспитания, направленные на активизацию интересов детей. В совместную деятельность детей и другихчленов семьи, в основном, вовлекают мамы. При этом большинство родителей считают, что необходимо соблюдать единый стиль требований со стороны отца и матери к ребенку. При выборе методов наказания детей за проступки взрослые склонны анализировать проблемную ситуацию вместе с ребенком. , В группе родителей со средним уровнем педагогической культуры отмечается непонимание или неумение создавать условия для полноценного развития ребенка в семье, хотя большинство взрослых дают утвердительный ответ о вовлечения детей в совместную деятельность всей семьи. Родители осознают важность единства стиля требований к ребенку, но признают, что на практике это не всегда получается. Детей наказывают (в основном, папы) тогда, когда взрослые считают, что методы воспитания они исчерпали. В группе родителей с низким уровнем педагогической куля туры прослеживается отсутствие понимания воспитания как системы педагогических мер, способствующих его достижение Большинство взрослых затрудняется в определении единым требований к стилю воспитания детей в семье, либо считают! что у каждого члена семьи должно быть свое мнение. Наказание применяют за конкретные проступки. Часто взрослые затрудняются ответить на вопрос о том, какие методы наказания они применяют, т. к. не анализируют ситуации, возникающие в своей практике воспитания ребенка. Остановимся подробнее на вопросе, касающемся выбор методов воспитания детей в семье. Это — отдельное направление психологического просвещения родителей. Метод воспитания (от греч— путь) — это пути достижения заданной цели воспитания. С психологической точки зрения, нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он пря меняется. Между тем выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания. Чтобы прояснить сущность оптимального выбора метода воспитания, в процессе организации работы по психологическому просвещению родителей, вполне применим формализованный подход. В теоретическом виде процедура оптимизации представляется такой. В распоряжении родителей имеется множеств методов воспитания, которые они могут использовать для достижения поставленной цели. Имеется также множество конкретных условий, в которых эти методы применяются. Психолог может рассмотреть вместе с родителями общие условия, определяющие выбор методов воспитания, которые | должны быть учтены в первую очередь. I Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения. В. Содержание воспитания. Необходимо учитывать, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Поэтому необходимо правильно «увязать» методы воспитания не с его содержанием вообще, а с конкретным смыслом. И. Возрастные особенности детей. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста детей, уровня их социального опыта, степени развития психологических и нравственных качеств. Формировать, например, чувство ответственности у ребенка надо в разном возрасте, но методы воспитания должны меняться. I Уровень сформированности коллектива семьи. По мере развития коллективных форм самоуправления в семье методы педагогического воздействия не остаются неизменными. При этом гибкость управления и распределений обязанностей среди членов семьи является необходимым условием успешного сотрудничества детей и родителей. Индивидуальные и личностные особенности детей. Общие методы, общие программы являются лишь канвой воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка в зависимости от особенностей характера, воспитуемости и обучаемости детей. С этой точки зрения родитель должен стремиться применять такие методы, которые дают возможность ребенку раскрыть и реализовать свое «Я». 6, Условия воспитания. К ним относятся стиль межличностного взаимодействия среди членов семьи, стиль обучающей и воспитывающей деятельности взрослых, психологический климат в семье.
Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства вопитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны. Например, игрушки, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, педагогические технологии. 7. Уровень родительской компетенции и педагогической квалификации. Родитель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми он владеет. Многие методы сложны и требуют большого напряжения сил: незаинтересованные родители предпочитают обходиться без них. Вследствие этого гораздо более низка эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов. 8. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие 9. Ожидаемые последствия. Выбирая методы воспитания, родитель и воспитатель должны предвидеть, к каким результатам приведет применение метода и должны быть уверены в успехе. Выбор методов необходимо соотнести с предполагаемыми реальными условиями для их осуществлений. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях применим. Действие метода часто остается безрезультатным потому, что нет необходимых средств, а замысел, неподкрепленный средствами, оказывается бесполезным. Нельзя забывать также, что мы всегда имеем с цельно:
![]() |