Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ



Технологический компонент включает способы и приемы Педагогической деятельности, а также — анализ педагогиче-вкой деятельности, позволяющий рассматривать ее как не­прерывную цепочку решения разнообразных педагогических

задач.

Результаты исследований показывают, что у родителей, относящихся к группе с высоким уровнем педагогической культу­ры, преобладают методы воспитания, направленные на активиза­цию интересов детей. В совместную деятельность детей и другихчленов семьи, в основном, вовлекают мамы. При этом большинство родителей считают, что необходимо соблюдать еди­ный стиль требований со стороны отца и матери к ребенку. При выборе методов наказания детей за проступки взрослые склонны анализировать проблемную ситуацию вместе с ребенком. ,

В группе родителей со средним уровнем педагогической культуры отмечается непонимание или неумение создавать условия для полноценного развития ребенка в семье, хотя большинство взрослых дают утвердительный ответ о вовлечения детей в совместную деятельность всей семьи. Родители осознают важность единства стиля требований к ребенку, но признают, что на практике это не всегда получается. Детей наказывают (в основном, папы) тогда, когда взрослые считают, что методы воспитания они исчерпали.

В группе родителей с низким уровнем педагогической куля туры прослеживается отсутствие понимания воспитания как системы педагогических мер, способствующих его достижение Большинство взрослых затрудняется в определении единым требований к стилю воспитания детей в семье, либо считают! что у каждого члена семьи должно быть свое мнение. Наказание применяют за конкретные проступки. Часто взрослые затрудняются ответить на вопрос о том, какие методы наказания они применяют, т. к. не анализируют ситуации, возникающие в своей практике воспитания ребенка.

Остановимся подробнее на вопросе, касающемся выбор методов воспитания детей в семье. Это — отдельное направление психологического просвещения родителей.

Метод воспитания (от греч— путь) — это пути достижения заданной цели воспитания. С психологической точки зрения, нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он пря меняется. Между тем выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания.

Чтобы прояснить сущность оптимального выбора метода воспитания, в процессе организации работы по психологическому просвещению родителей, вполне применим формализованный подход.

В теоретическом виде процедура оптимизации представляется такой. В распоряжении родителей имеется множеств

методов воспитания, которые они могут использовать для дос­тижения поставленной цели. Имеется также множество конк­ретных условий, в которых эти методы применяются.

Психолог может рассмотреть вместе с родителями общие условия, определяющие выбор методов воспитания, которые

| должны быть учтены в первую очередь. I Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

В. Содержание воспитания. Необходимо учитывать, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Поэтому необходимо правильно «увязать» методы воспита­ния не с его содержанием вообще, а с конкретным смыслом. И. Возрастные особенности детей. Одни и те же задачи ре­шаются различными методами в зависимости от возраста детей, уровня их социального опыта, степени развития пси­хологических и нравственных качеств. Формировать, на­пример, чувство ответственности у ребенка надо в разном возрасте, но методы воспитания должны меняться. I Уровень сформированности коллектива семьи. По мере раз­вития коллективных форм самоуправления в семье мето­ды педагогического воздействия не остаются неизменны­ми. При этом гибкость управления и распределений обя­занностей среди членов семьи является необходимым условием успешного сотрудничества детей и родителей. Индивидуальные и личностные особенности детей. Об­щие методы, общие программы являются лишь канвой вос­питательного взаимодействия. Необходима их индивиду­альная и личностная корректировка в зависимости от осо­бенностей характера, воспитуемости и обучаемости детей. С этой точки зрения родитель должен стремиться приме­нять такие методы, которые дают возможность ребенку рас­крыть и реализовать свое «Я».

6, Условия воспитания. К ним относятся стиль межличност­ного взаимодействия среди членов семьи, стиль обучающей и воспитывающей деятельности взрослых, психологичес­кий климат в семье.

 

Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства вопитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны. Например, игрушки, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, педагогические технологии.

7. Уровень родительской компетенции и педагогической квалификации. Родитель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми он владеет. Многие методы сложны и требуют большого напряжения сил: незаинтересованные родители предпочитают обходиться без них. Вследствие этого гораздо более низка эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

8. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие
применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказанием и принуждением, вторые — это увещевание и постепенное приучение
В любом случае фактор времени остается очень важны при проектировании и выборе методов воспитания.

9. Ожидаемые последствия. Выбирая методы воспитания, родитель и воспитатель должны предвидеть, к каким результатам приведет применение метода и должны быть уверены в успехе. Выбор методов необходимо соотнести с предполагаемыми реальными условиями для их осуществлений. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях применим. Действие метода часто остается безрезультатным потому, что нет необходимых средств, а замысел, неподкрепленный средствами, оказывается бесполезным. Нельзя забывать также, что мы всегда имеем с цельно:
системой методов и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому на практике один метод или прием всегда дополняет развивает или поправляет и уточняет другой.



Просмотров 1202

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!