![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОУ
I этап. Постановка проблемы Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ. Уровни адекватности запроса могут различаться: • жалоба полностью необоснованна, главная проблема — в • жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка - • жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка — • жалоба обоснованна, проблема связана с психическим развитием ребенка или межличностными отношениями, наиболее ярко проявляющимися в домашних условиях; • жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду). Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к психологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информации о дошкольнике и базовой диагностики. В результате оказываются возможными: • дифференциация нормы и патологии психического развития ребенка; • определение состояния психологического здоровья ребенка; • выявление зоны актуального и ближайшего развития ребенка; • изучение особенностей личности; • выявление содержания внутреннего конфликта. II этап. Уточнение проблемы В начале данного этапа проводится психолого-педагогический консилиум. Его задачами являются: • дифференциальная психологическая диагностика с целью • разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка. В ходе разработки стратегии сопровождения осуществляется выбор: а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.); б) сферы психологического воздействия на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками). Параллельно начинается работа по консультированию педагогов, администрации, родителей (с осуществлением социально-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком. Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровождения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и родителей. III этап. Решение проблемы Данный этап начинается с динамической диагностики развития ребенка, которая позволяет определить: • уровень его воспитуемости и обучаемости; • потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизировать процесс комплексного сопровождения развития ребенка. Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду. Заканчивается данный этап работы контрольным консилиумом. В это время осуществляется анализ и оценка: • катамнеза ребенка; • организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ; • организации взаимодействия с родителями и их обучения. Затем разрабатываются и оформляются рекомендации по координации деятельности и взаимодействия специалистов, родителей и воспитателей ДОУ, уточняются рекомендации по организации работы с ребенком с учетом динамики развития и обучения ребенка. Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завершает весь цикл его работы, направлена на определение соответствия результатов поставленным целям работы (текущим, итоговым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе. Рассмотрим последние подробнее.
Факторы, препятствующие эффективной работе На протяжении всех этапов работы педагога-психолога он сталкивается с определенными проблемами и «соблазнами». Так, для I этапаработы, первичной и вторичной диагностики, определения адекватности запроса родителей и воспитателей, типичными будут следующие проблемы: 1. Проблемы, связанные с ошибками, возникающими в процессе социальной перцепции родителей и воспитателей, обращающихся за помощью к психологу: ошибкой «ложного согласия», «эффектом ореола», ошибкой «средней тенденции» и др. 2. Проблема «замусоренности» диагностического поля психологов недостаточно апробированным инструментарием, в некоторых случаях — некорректностью его применения. С другой стороны, может появиться соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация должна быть прогностичной, то есть ориентированной в будущее, -полноценно оценить качество работы психолога можно лишь через некоторое (иногда довольно длительное, если речь идет о детях с отклонениями в развитии) время. Поэтому некоторые из психологов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, могут работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь ребенку или взрослому. 3. Проблемы, возникающие вследствие нарушения принципа конфиденциальности полученной психологом информации. Материал, полученный психологом в процессе его работы с детьми, воспитателями или родителями на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку. В этом случае речь идет о соблюдении принципов этики работы педагога-психолога, или этического кодекса. Согласно ему, на этапе диагностики психолог должен: • соблюдать принцип добровольности участия в психологических процедурах1 (работа допускается только после получения согласия родителей детей в ней участвовать и разрешения администрации ДОУ на проведение исследований); • использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинства участников образовательного процесса; • предоставить возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе. 1 Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
На II этапеработы, разработки и реализации программы психологического сопровождения ребенка, в работе педагога-психолога встречаются следующие соблазны и проблемы: 1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Кроме того, это может сочетаться с заблуждениями о «всесильности» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения 2. Соблазн «самокрасования» на работе, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей. Особенно это опасно, когда выливается в самоуверенный дилентантизм в коррекционной работе. Кроме того, такие недостатки в работе дошкольной психологической службы, как центрация психологов на диагностической функции, вместо профилактической, пропедевической и коррекционной, только усиливает это. С другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на обращающихся к психологу людей тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатление» найти такую «золотую середину», чтобы оказаться фасилитатором и координатором работы всего педагогического коллектива ДОУ и родителей детей. 3. Соблазн следования «методическим модам», когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них. Для того, чтобы данную проблему преодолеть, необходимо учитывать следующие принципы работы психолога. Принцип профессиональной компетентности: психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями. Психолог не должен передавать сложные психологические методики неподготовленным специалистам, а также использовать методики, которыми в должной степени не владеет. Принцип адекватности применяемых методик: они должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию детей и взрослых условиям эксперимента. Этот принцип сочетается с принципом: «Не навреди!» (или «принцип ненанесения ущерба испытуемому»). При этом организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению детей, родителей и воспитателей. Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у ребенка и взрослого чувство удовлетворения от общения с психологом. Принцип разделенной ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная: постепенно сформировать чувство ответственности и готовность к ней у приходящих к нему людей. Сам психолог должен отвечать только за саму организацию такой помощи, а не за принимаемые другими участниками образовательного процесса решения. С другой стороны, психолог может способствовать осознанию ребенком, воспитателем, родителем того, что каждый из них сам является причиной своих достижений. Для III этапа(анализ и оценка результатов работы с целью осуществления корректирующего контроля) характерны следующие проблемы. 1. Проблемы разработки программ индивидуального пси К понятию среднестатистической нормы относится та категория детей, которые выполняют диагностические задания на 85-100% уровне успешности. При этом важно учитывать качественные критерии анализа данных: принятие задания, способ выполнения, обучаемость ребенка, отношение к результату. К понятию функциональной нормы относятся дети, которые относительно хорошо приспосабливаются к социуму и обладают достаточным уровнем социально-психологической адап-тированности, чтобы не выделяться среди других детей. При этом социально-психологическую адаптированность(термин армянского психолога А. А. Налчаджана) можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений между личностью и группой: • когда ребенок без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность1 и удовлетворяет свои основные потребности2; • при этом он в полной мере отвечает ожиданиям, которые 1 С 1 до 3 лет: предметную; с 3 до 7 лет — игровую и моделирующие, 2 С 1 до 3 лет: потребность в компетенции как свободном владении
3. Проблемы предвзятого отношения педагога-психолога к детям (родителям, воспитателям), связанные с нарушением принципа беспристрастности психолога. Данный принцип нуж дается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта». 3. Проблемы согласования мнения психолога с точкой зрения других специалистов (или проблемы выработки единого подхода к осуществлению дальнейшей коррекционно-развивающей работы). Данные проблемы следует решать, опираясь на принцип уважения себя и своих коллег, их права на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии детей и их родителей. 4. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог ДОУ, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи с родителями или воспитателями и т. д. Это осложняется тем, что работа психологов в детском саду итак обычно осуществляется в режиме «скорой помощи». Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога приводит его самого в психиатрическую больницу. Поэтому, как говорила на своих лекциях известный психотерапевт А. С. Спиваковская, «психолог не должен глубоко погружаться в проблемы клиента», если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему «выйти» из проблем консультируемого человека и «вернуться в свое нормальное состояние». Задания для самоконтроля 1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ. 2. Выделите основные уровни адекватности запроса родителей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка. 3. Перечислите основные сферы психологического воздействия на окружающую ребенка среду. 4. Объясните, в чем заключается основная цель психологического воздействия на ребенка и его окружение. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА1 Сначала обратимся к регламентирующим отчетную деятельность психолога документам.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи- психологической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам2: 1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения 2.Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2). 3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3). 4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4). 5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5, 6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А). 7.Коррекционная работа (Форма № 7). 8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8). 9.Требования к авторским программам (Форма № 9). 10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10). 11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы. 1Раздел составлен на основе рекомендаций участникам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» от 6-7 июня 2002 г. (г. Москва). 2Формы составлены на основании практического опыта регионов и Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона. Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязательными) формами отчетности педагога-психолога являются: • план работы; • заключение по результатам проведения психолого-педагогического обследования (по требованию других лиц выдается только в неполном объеме); • журнал консультаций; • журнал учета групповых форм работы; • карта психолого-педагогической и социальной помощи ребенку; • программа работы педагога-психолога с группой; • аналитический отчет о работе педагога-психолога за год; • аналитический отчет руководителю муниципальной методической службы. Педагог-психолог специализированного дошкольного учреждения ведет следующую документацию: • карту психологического обследования ребенка; • журнал планирования и учета групповых занятий; • журнал планирования и проведения индивидуальных занятий; • планы работы с семьей ребенка; • программы групповой работы; • перспективный план работы на год и на квартал; • отчет о результатах психологической работы за год. Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей. Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педагога-психолога в соответствии с этапами его работы и знакомства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ. Первый этап работы педагога-психолога На ПМПК1 представляются следующие документы: • свидетельство о рождении ребенка (предъявляется); • заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается (представляется в муниципальную ПМПК), или — муниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК); • подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет • педагогическое представление (характеристика); • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. Иногда психологу приходится сталкиваться с клиническими диагнозами детей, которых родители или воспитатели приводят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицинские знания, позволяющие декодировать «первичные диагнозы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога. 1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии. F80—Р89 — Расстройства психологического (психического) развития F80.0— Специфическое расстройство артикуляции (дислалия) F80.1— Расстройства экспрессивной речи (общее недоразвитие речи, моторная алалия) F80.2— Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия) F80.81 — Задержка речевого развития, обусловленная социальной депривацией F81.0— Дислексия F84.4— Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями F84.5— Синдром Аспергера F90—F98 — Эмоциональные расстройства и расстройства поведения F90.0— Нарушение активности и внимания F90.1— Гиперкинетические расстройства поведения F90.8— Другие гиперкинетические расстройства (микромозговая дисфункция (ММД)) F90.9— Неуточненное гиперкинетическое расстройство F91.0— Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи F91.1— Несоциализированное расстройство поведения F91.2 — Социализированное расстройство поведения F91.9— Нарушение поведения неуточненное F92 — Смешанные нарушения поведения и эмоций F92.0— Депрессивное нарушение поведения F92.8— Другие смешанные нарушения поведения и эмоций F92.9— Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.) Р93.0— Тревожные расстройства у детей, вызванные разлукой F93.1— Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте F93.2— Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте F93.3— Нарушение вследствие сиблингового соперничества F93.8— Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте F93.9— Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное F94.0— Элективный мутизм F94.1— Реактивное расстройство привязанностей в дошкольном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоциональным расстройством, боязливость, настороженность, агрессия, самоагрессия, переживание страдания) F94.2— Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу F94.8— Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность) F95 — Тики (отдельных мышечных групп) F95.1— Хронические моторные тики и вокализмы F95.2— Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром Жилль де ла Туретта) F95.8— Другие тики (лица, конечностей) F95.9— Тики неуточненные (негрубо и непостоянно) F98.0— Энурез неорганической природы F98.1— Энкопрез неорганической природы F98.4— Стереотипные двигательные расстройства (раскачивания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, самоповреждающие действия) Р98.5— Заикание Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помогать психологу в процессе подбора и уточнения методик первичной диагностики, но никак не служить поводом для их обсуждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: психолог не имеет праваразглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей. В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психолог может помочь в определении: • уровня нарушения (нейрофизиологического, психологического и педагогического)и • социального вектора его проявления (личность ребенка, родителя, воспитателя, сверстника). В ПМПК ведется следующая документация: • журнал записи на ПМПК; • журнал учета детей, прошедших обследование; • карта развития ребенка с протоколами, заключениями специалистов и окончательным коллегиальным заключением; • при наличии диагностики целых коррекционных групп - • список специалистов и расписание их работы; • нормативные документы соответствующих федеральных Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей задачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже существуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто используемых диагностических методик), промежуточные (протоколы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педагогические характеристики на детей, заключения и т. д.). Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.
Существует много хорошо разработанных методик диагностики эмоционального, познавательного и личностного развития дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно останавливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: • Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»; • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. «Словарь — справочник по • Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И. «Отбор детей в • «Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» / • «Диагностика и коррекция психического развития дошкольников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько; • ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;
• «Клинико-педагогическое изучение детей со сложным дефектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой; • ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»; • Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития • Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. «Диагностика • «Психолого-педагогическая диагностика развития детей • Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А. «Практикум по детской • ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы исследования»;
• Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»; • ШванцараИ. «Диагностика психического развития». Протокол обследования ребенка оформляется в виде таблицы с указанием следующих пунктов:
После этого заполняется карта психологического изучения ребенка. Она может выглядеть следующим образом:
![]() |