Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Зона подвижной деятельности детей



1. Горка со скатом.

2. Лесенка-стремянка.

3. Гимнастическая стенка (или детский спортивный комп­лекс).

4. Ковры или ковровые покрытия.

1 Однако приведение комнаты в порядок не должно касаться ма­лыша.

2 Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребеловой. М.: Полиграф сервис, 1998.

 

Уголок живой природы

Желательно, чтобы уголок живой природы располагался не­далеко от окна. Окно должно быть обращено на более освещен­ную сторону кабинета, так как естественный свет является глав­ным экологическим фактором, влияющим на жизнедеятель­ность растений, создающим здесь оптимальный микроклимат. Зеленая листва комнатных растений снижает глазное давление, способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов, облегчает приступы мигрени, препятствует гипертонии и неврал­гии. Для кабинета педагога-психолога необходимо подбирать растения не слишком прихотливые, но в то же время обладаю­щие обильной зеленой массой. В подборе растений следует учи­тывать еще одно важнейшее их свойство — способность выде­лять положительный или отрицательный заряд в воздух.

Положительный заряд имеют коланхое, герань, роза, папо­ротник, бегония, все луковичные, лавр. Правильное введение их в фитодизайн обеспечивает бодрость, свежесть, способствуют повышению работоспособности, нормализует функции нервной деятельности. Герань и лавр благородный способны выделять фитонциды, ослабляющие спазмы внутренних органов и спо­собствующие уменьшению функциональных расстройств нерв­ной системы.

Отрицательный заряд имеют кактусы, лимонный плющ, пальмы, азалии, традесканции, хлорофитум, монстеры. Они не

совместимы с растениями, имеющими положительный заряд, и сказываются на улучшении самочувствия сотрудников ДОУ тогда, когда нужно «разрядить» обстановку — помогают при перевозбуждении нервной системы, повышенной раздражитель­ности, вспыльчивости, мигренях.

Наиболее благотворное влияние на организм человека ока­зывают здоровые растения. Поэтому растениям необходимо обеспечит соответствующий уход. В частности, не менее 2 раз в месяц в воду для полива следует добавлять биостимуляторы. Летом полив следует производить в вечерние, зимой — в ут­ренние часы. Между растениями нужно ставить открытые со­суды с водой для поддержания влажности и увеличения обра­зования фитонцидов и аэроионов.

Различные элементы интерьера по окраске должны гармо­нировать с комнатными растениями и между собой. Главное требование при этом — использование спокойных и нейтраль­ных тонов, не вызывающих раздражения и возбуждения. Сте­ны живого уголка могут быть оклеены фотообоями и представ­лять определенный пейзаж: хвойный бор, березовую рощу, бе­рег моря, водопад и т. д.

Интерьер дополняют:

• клетка или вольер для птиц;

• аквариум с рыбками.

Рабочая зона специалиста

1. Стол специалиста (одно- или двухтумбовый).

2. Стул взрослый (2-3 шт.).

3. Мягкая мебель с журнальным столом.

Туалетное помещение игровой

1. Раковина для умывания.

2. Вешалки для полотенец и туалетных принадлежностей.

3. Унитаз-слив.

4. Корзина для мусора.

5. Хозяйственный шкаф для хранения уборочного инвентаря.

Релаксационный сектор

Релаксационный сектор кабинета педагога-психолога мо­жет иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковровое покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для уси­ления эффекта необходимо подобрать «пейзажную» музыку, соответствующую оформлению кабинета. Для аутотренинга на фоне березовой рощи, дубрав, лесных опушек можно использо­вать музыкальные произведения Дебюсси. Подойдет и магни­тофонная запись с пением птиц и цикад. Морскому пейзажу лучше будет способствовать тема Шахерезады из оперы «Золо­той петушок» Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или магнитофонная запись с шумом моря, водопа­да, реки.

После напряженных коррекционных занятий или аппарат­ного лечения (если это детский сад компенсирующего вида) дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усилива­ют наблюдения за рыбками в аквариуме, струями воды в не­большом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик своим журча­нием усиливает впечатление естественного природного окру­жения. Здесь дети могут намочить ладони, лицо, побрызгаться. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ра­кушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, ши­шечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.

Эффективность релаксационного сектора кабинета увели­чивается при использовании следующих эфирных масел:

• розовое эфирное масло, ромашка (уравновешивают процес­сы торможения и возбуждения, снимают подавленное со­стояние);

• полынь лимонная, сено (снимают раздражение, уменьшают нервное и мышечное напряжение);

• лаванда (устраняет перевозбуждение, снижает агрессию и истерические реакции, способствуют нормализации функ­ции вегетативной нервной системы);

• розмарин (стимулирует сосредоточение внимания и разви­тие памяти);

• анис (используют при дыхательной недостаточности и сер­дцебиении);

• шалфей (укрепляет нервную систему, способствует устра­нению астено-депрессивных состояний);

• мята (приводит к расслаблению, улучшает мозговое крово­обращение, нормализует пульс и дыхание).

Используя эфирные масла, психолог, однако, должен помнить, что стимулируюпще запахи способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если же человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее воздей­ствие может вызвать чрезмерное нервно-психическое напря­жение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы. Кроме того, следует учитывать, что на некоторые из них у детей может быть аллергия (например, на ромашку, ла­ванду).

В этом случае можно использовать ионизатор воздуха или Люстру Чижевского. Принцип работы этого аппарата основан на образовании аэроионного потока с помощью тихого разряда в воздухе. Вследствие этого помещение насыщается отрица­тельно заряженными аэроионами кислорода. Это обеспечива­ет чистоту воздуха, создает ощущение непривычной мягкости и мышечной раскованности, нормализует обменные процессы в крови.

Другим средством повышения эффективности работы ре­лаксационного сектора кабинета может быть использование музыкальных средств реабилитации. Для этого в оборудование данной части кабинета должен быть включен магнитофон и аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки1.

' Детский психолог. № 6, 1993.

 

Исследователи утверждают, что наиболее сильный и вы­раженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иног­да просто невозможно предугадать. В связи с этим в психо­профилактических целях не следует брать объемных произ­ведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправ­ленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3 произве­дений, вызывающих в итоге сходную реакцию.

Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный мо­мент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчи­вая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослуши­вания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображае­мым невзгодам. Звучание следующего произведения призва­но противостоять действию первой мелодии, как бы нейтра­лизуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

Для проведения занятий аутогенной тренировкой с персо­налом детского сада можно порекомендовать следующие вари­анты:

1. Успокаивающий вариант

 

Упражнение Музыкальный фон Время
Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха И. С. Бах. Прелюдия № 1 2 мин
Расслабление мимических мышц И. С. Бах. Прелюдия № 8 4 мин 30 с
Расслабление мышц рук И. С. Бах. Хор 3 мин 30 с
Расслабление мышц туловища Ф. Шопен. Прелюдия № 4 2 мин 5 с
Расслабление мышц ног Ф. Шопен. Прелюдия № 13 4 мин 35 с
Регуляция ритма дыхания Ф. Шопен. Прелюдия № 15 1 мин 10 с
Регуляция ритма сердечных сокращений Ф. Шопен. Прелюдия № 15 1 мин 10 с
Выход из состояния расслабленности Глюк. «Мелодия» 4 мин 5 с
Общая активизация Ф. Шопен. Прелюдия № 17 3 мин 45 с
Общее время 25 мин 40 с

2. Мобилизующий вариант

Упражнение Музыкальный фон Время
Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха И. С. Бах. Прелюдия № 1 2 мин
Расслабление мимических мышц И. С. Бах. Прелюдия № 8 4 мин 30 с
Расслабление мышц рук И.С.Бах. Хор 3 мин 30 с
Расслабление мышц туловища Ф. Шопен. Прелюдия № 4 2 мин 5 с
Упражнение "Музыкальный фон Время
Расслабление мышц ног Ф. Шопен. Прелюдия № 13 4 мин 35 с
Мобилизация физиче­ского и психического тонуса Глюк. «Мелодия» 4 мин 5 с
Формирование состоя­ния уверенности и ре­продукция предстоящей деятельности М. Таривердиев. «Мгновение» Ж. Визе -Р. Щедрин. Тема «Тореадор» 1 мин 45 с 45с
Общее время 24 мин 15 с  
           

 

После того как воспитатели и дети привыкнут к использо­ванию музыки на занятиях психолога, ее можно включать в процессе проведения коррекционно-развивающих и воспита­тельских занятий в виде физкультурной минутки (мобилизирующей вариант) и в процессе осуществления режимных мо­ментов, а также за полчаса до того, как в группе начнется «ти­хий час» (успокаивающий вариант).

Такова модель современного кабинета педагога-психолога ДОУ.

В заключение следует отметить, что на двери кабинета пси­холога обязательно должен быть вывешен график его работы с указанием конкретного времени приема родителей, а также сетка занятий с детьми разных возрастных групп. Это позволит постепенно наладить всю систему индивидуального сопровож­дения развития ребенка в ДОУ1. Рассмотрим ее подробнее.

Планирование работы педагога – психолога ДОУ

Количество общего рабочего времени педагога-психолога ДОУ в год при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.

Первоначально относительно распределения рабочего вре­мени педагога-психолога существовало специальное Инструк­тивное письмо Министерства общего и профессионального об­разования.

Обратимся сначала к нему.

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО ОТ 1 МАРТА 1999 Г. № 3 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федера­ции, так и с руководителями государственных и муниципальных об­разовательных учреждений системы общего профессионального обра­зования установлено:

• неэффективное использование рабочего времени педагога-психо­лога при существующих нормативных документах, регламенти­рующего деятельность;

• отсутствие возможности повышения своей профессиональной ком­петенции, что приводит к снижению эффективности деятельнос­ти педагога-психолога, в образовательных учреждениях различ­ных типов и видов;

• при существующей организации деятельности педагога-психоло­га происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Россий­ской Федерации отмечается заметная текучесть психологических
кадров.

1 Использованы рабочие материалы Всероссийского совещания «Служ­ба практической психологии в системе образования России. Итоги и перс­пективы» от 6-7 июня 2002 г. (г. Москва).

Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководство­ваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных уч­реждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педа­гогических работников образовательных учреждений (Закон Россий­ской Федерации «Об образовании», статья 55, пункт 5), из них:

• индивидуальная групповая работа с обучающимися воспитанника­
ми, консультативная работа с учителями, воспитателями и родите­
лями обучающихся воспитанников составляет 24 часа в неделю;

• подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, ана­
лиз, обобщение результатов деятельности, интерпретация полу­
ченных данных и заполнение отчетной документации (см. При­
ложение), за'траты времени на повышение профессиональной ком­
петенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что
не требует обязательного присутствия педагога-психолога в обра­
зовательном учреждении.

Руководителям органов управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных.

Сегодня данное инструктивное письмо отменено, хотя в не­которых ДОУ пытаются придерживаться именно такого соотно­шения обязательных (присутственных) и необязательных часов работы психолога в ДОУ. Однако в правилах внутреннего распо­рядка сегодня целесообразно учитывать рекомендации, представ­ленные в инструктивном письме № 29/1886-6 от 24.12. 2001.

Согласно этому документу, общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:

18 часовпредусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагнос­тическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, экспертно-консультационную и профилактическую работу
с родителями и педагогами (I);

18 часов— на подготовку к индивидуальной и групповой
работе с воспитанниками, обработку, анализ, обобщение по­лученных результатов, подготовку к экспортно-консульта­ционной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчетной документации и др.

Обязательным для педагога-психолога является проведе­ние с детьми группы занятий по социально-психологической адаптации каждой группы детей. На эту деятельность, в кото­рой задействованы 4 возрастные группы, педагогу-психологу специального дошкольного учреждения отводится 3 часа рабо­чего времени в неделю.

Планирование непосредственной работы педагога-психоло­га в специальном ДОУ с детьми и их родителями может быть следующим:

• групповые занятия с детьми, касающиеся повышения уров­
ня их социально-психологической адаптированности: 3-
4 часа в неделю;

• подгрупповые занятия с детьми, имеющими психологиче­
ские особенности (РДА и др.) — 2 часа в неделю;

• индивидуальные коррекционно-развивающие занятия —
8 часов в неделю;

• изучение детей — 4 часа в неделю;

• изучение форм взаимодействия родителей с детьми — 4 часа
в неделю;

• беседы с родителями — 2 часа в неделю;

• родительские тренинги — 2 часа в неделю.

Кроме того, что педагог-психолог дошкольного учреждения проводит индивидуальные и групповые занятия, он же осуще­ствляет психологическую поддержку ребенка в течение адап­тационного периода и оказывает квалифицированную помощь ребенку и членам его семьи в кризисных ситуациях. Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психо­лога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку. Кроме того, под его непосредственным патронажем находится работа семейных клубов, родительских групп поддержки, родительских ассоциаций и других добровольных объединений. Поэто­му на работу с родителями детей, посещающих специальный детский сад, отводится около 8 часов в неделю.

Задания для самоконтроля

1. Назовите соотношение обязательных (присутственных) и
необязательных часов работы педагога-психолога в ДОУ.

2. Перечислите требования к составлению годового плана ра­боты педагога-психолога.

3. Выделите виды деятельности педагога-психолога, которые
требует наибольших временных затрат в ДОУ:

 

• общеразивающего вида;

• комбинированного вида;

• компенсирующего вида;

• в группах кратковременного пребывания детей.

Как это отражается на распределении рабочего времени пе­дагога-психолога?



Просмотров 1318

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!