![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Направление работы психолога в образовании
1. Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета... 2. Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей: • по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем...; • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата...; • по выявлению детей группы риска (по различным основаниям). Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности... осуществляется психологом в форме систематических психологических тренингов... Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержании других-предметов. 3. Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности... с целью: • выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; • определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; • раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; • определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу... администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета... Психологическая диагностика профессионального поведения... осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу... и выполняется в форме многопозиционного анализа... на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи... 4. Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила... или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в ... заведении. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы. 5. Психологическое консультирование— оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей...; помощь в Далее попробуем прокомментировать содержание данных документов применительно к работе психолога в дошкольных образовательных учреждениях. В ДОУ любого вида специалист психологической службы работает в должности педагога-психолога. Здесь необходимо сделать грустное примечание: педагоги-психологи не включены в список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет. Должностная инструкция педагога-психолога1 I. Общие положения 1. Педагог-психолог относится к категории специалистов. 2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее дополнительной специальностью «Психология»_____ (без предъявления требований к стажу работы, стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, свыше 6 лет) или высшее психологическое (педагогическое) образование с дополнительной специальностью «Психология»____ (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической 3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение 4. Педагог-психолог должен знать:
4.1.Конституцию РФ. 4.2.Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и 4.3.Декларацию прав и свобод человека. 4.4.Конвенцию о правах ребенка. 4.5.Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны 1 Щур Д. Л., Труханович Л. В. Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций: практическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2001. Общую психологию, педагогическую психологию и общую 4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики. 4.8. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения. 4.9. Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка. 4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и 4.11._________________________________________ 5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно ____________ (директору учреждения; иному должностному лицу) 6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей. 7._______________________________________ II. Должностные обязанности Педагог-психолог: 1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную 2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. 3. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. 4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников), и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). 5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. 6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. 7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников). 8. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. 9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
10. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. 11. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. 12. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания. 13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). 14._________________________ ;________________ . III. Права Педагог-психолог вправе: 1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности. 2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646, оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7-12 разряды устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы по специальности (т. е. если, кроме педагогического стажа, имеется стаж по специальности, то учитывается и тот, и другой стаж), а 12-14 разряды — в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации. Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России), за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) педагогов-психологов, как и остальных педагогических работников, повышаются на 15-20%. Кроме того, педагоги-психологи, работающие в детских домах, специальных дошкольных образовательных учреждениях и в психолого-медико-педагогических консультациях, имеют еще одно преимущество: они пользуются отпуском продолжительностью 56 календарных дней, а педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, имеют отпуск 42 календарных дня (основание: постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052). Вследствие того, что педагог-психолог подчиняется как заведующему ДОУ, так и руководителю научно-методического кабинета, то при оформлении на работу, с одной стороны, у него должны быть заранее оговорены присутственные дни в детском саду, с другой стороны, — дни, в которые он отсутствует в ДОУ и посещает заседания научно-методического объединения психологов (например, 1 раз в две недели). Формы отчетности работы педагога-психолога тоже готовятся для обоих руководителей: как по профессиональной, так и по административной линиям подчинения. Для того чтобы урегулировать эти взаимоотношения, перед поступлением на работу педагог-психолог заключает с администрацией ДОУ договор (на оговариваемый срок). ДОГОВОР О РАБОТЕ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ1 Договор заключается между психологом, работающим в образовательном учреждении, и представителем администрации данного учреждения на оговариваемый в договоре срок при согласовании следующих положений: • направления деятельности психолога, исходя из возможных моделей; • виды и цели осуществляемой деятельности; • формы отчетности; • режим работы (свободный график, обязательные присутственные дни, участие в ... мероприятиях); • условия работы (помещения и материально-технические средства, специальная литература и диагностические материалы). Итак, в договоре должны быть согласованы следующие положения: • направления деятельности психолога (научная, прикладная, практическая), исходя из возможных моделей деятельности педагога-психолога; • виды и цели осуществляемой деятельности (психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика и коррекция); • формы отчетности (основные формы отчетности представлены в Приложении к Инструктивному письму Министерства образования РФ от 1.03.1999 № 3); • режим работы (утвержден в Инструктивном письме МО РФ от 24.12.2001 №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»); • условия работы (помещения и материально-технические средства, специальная литература и диагностические материалы). Выбор форм и методов работы с детьми и взрослыми, выделение приоритетных направленийв работе педагога-психолога, кроме того, должны быть оговорены в Договоре с родителями. Задания аля самоконтроля 1. Назовите основные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в ДОУ. 2. Какие права и обязанности имеет педагог-психолог? 3. В чем заключаются особенности оформления педагога-психолога на работу?
![]() |