Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Направление работы психолога в образовании



1. Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологи­ческие услуги и обеспечение информацией по психологическим про­блемам.

Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родитель­ские клубы, психологическая газета...

2. Психологическая профилактика— целенаправленная систе­матическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:

• по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем...;

• по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата...;

• по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей... с использованием метода эксперт­ных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-пси­хологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о не­обходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.

Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности... осуществляется психологом в форме системати­ческих психологических тренингов... Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержании других-предметов.

3. Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изу­чение индивидуальных особенностей личности... с целью:

• выявления причин возникновения проблем в обучении и разви­тии;

• определения сильных сторон личности, ее резервных возможнос­тей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

• раннего выявления профессиональных и познавательных инте­ресов;

• определения индивидуального стиля познавательной деятельнос­ти и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу... администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета...

Психологическая диагностика профессионального поведения... осуществляется психологом либо в рамках разработанной им страте­гии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу... и выполняется в форме многопозиционного анализа... на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи...

4. Психологическая коррекция — систематическая целенаправ­ленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфиче­скую помощь этим детям.

В условиях образовательного учреждения психолог самостоятель­но имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспи­тательные функции по отношению к детям, нарушающим правила... или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых пра­вил и санкций за их нарушения в ... заведении.

Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

5. Психологическое консультирование— оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, свя­занных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей...; помощь в
формировании новых установок и принятии собственных решений.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Далее попробуем прокомментировать содержание данных документов применительно к работе психолога в дошкольных образовательных учреждениях.

В ДОУ любого вида специалист психологической службы работает в должности педагога-психолога. Здесь необходимо сделать грустное примечание: педагоги-психологи не включе­ны в список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Должностная инструкция педагога-психолога1

I. Общие положения

1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.

2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее
среднее психологическое или среднее педагогическое образование с

дополнительной специальностью «Психология»_____

(без предъявления требований к стажу работы, стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, свы­ше 6 лет) или высшее психологическое (педагогическое) образование

с дополнительной специальностью «Психология»____

(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической
работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, от 6
до 10 лет, свыше 10 лет)
или____ (II, I, высшую) ква­лификационную категорию.

3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение
от нее производится приказом директора учреждения по представле­нию

4. Педагог-психолог должен знать:

 

4.1.Конституцию РФ.

4.2.Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и
федеральных органов управления образованием по вопросам образова­ния.

4.3.Декларацию прав и свобод человека.

4.4.Конвенцию о правах ребенка.

4.5.Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны
труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (вос­питанников) и их социальной защиты.

1 Щур Д. Л., Труханович Л. В. Кадры предприятия. 300 образцов долж­ностных инструкций: практическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2001.

Общую психологию, педагогическую психологию и общую
педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, меди­цинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.

4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогиги­ены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психо­диагностики, психологического консультирования и психопрофилак­тики.

4.8. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.

4.9. Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального раз­вития ребенка.

4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.

4.11._________________________________________

5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно

____________ (директору учреждения; иному должностному лицу)

6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и не­сет ответственность за качественное и своевременное исполнение воз­ложенных на него обязанностей.

7._______________________________________

II. Должностные обязанности

Педагог-психолог:

1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную
на сохранение психического, соматического и социального благополу­чия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.

2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенци­ей по охране прав ребенка.

3. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возник­новения социальной дезадаптации.

4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обу­чающихся (воспитанников), и принимает меры по оказанию различ­ного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилита­ционной и консультативной).

5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

7. Составляет психолого-педагогические заключения по матери­алам исследовательских работ с целью ориентации преподавательско­го коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).

8. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.

9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом инди­видуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориента­ции в различных ситуациях жизненного и профессионального само­определения.

 

10. Осуществляет психологическую поддержку творчески ода­ренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.

11. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их пси­холого-педагогическую коррекцию.

12. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспи­танников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяю­щих), в том числе и культуру полового воспитания.

13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологиче­ской компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

14._________________________ ;________________ .

III. Права

Педагог-психолог вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рас­смотрение руководства учреждения предложения по улучшению дея­тельности.

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристи­кой должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной приказом Минобразования России и Гос­комвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646, оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7-12 разряды устанавлива­ются в зависимости от образования и стажа педагогической ра­боты по специальности (т. е. если, кроме педагогического стажа, имеется стаж по специальности, то учитывается и тот, и другой стаж), а 12-14 разряды — в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации.

Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России), за работу в специальных коррекционных образовательных учреж­дениях для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки за­работной платы (должностные оклады) педагогов-психологов, как и остальных педагогических работников, повышаются на 15-20%. Кроме того, педагоги-психологи, работающие в детских домах, специальных дошкольных образовательных учреждени­ях и в психолого-медико-педагогических консультациях, име­ют еще одно преимущество: они пользуются отпуском продол­жительностью 56 календарных дней, а педагоги-психологи, ра­ботающие в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, имеют отпуск 42 календарных дня (ос­нование: постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052).

Вследствие того, что педагог-психолог подчиняется как за­ведующему ДОУ, так и руководителю научно-методического кабинета, то при оформлении на работу, с одной стороны, у него должны быть заранее оговорены присутственные дни в дет­ском саду, с другой стороны, — дни, в которые он отсутствует в ДОУ и посещает заседания научно-методического объединения психологов (например, 1 раз в две недели). Формы отчетности работы педагога-психолога тоже готовятся для обоих руково­дителей: как по профессиональной, так и по административной линиям подчинения.

Для того чтобы урегулировать эти взаимоотношения, перед поступлением на работу педагог-психолог заключает с админи­страцией ДОУ договор (на оговариваемый срок).

ДОГОВОР О РАБОТЕ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ1

Договор заключается между психологом, работающим в образова­тельном учреждении, и представителем администрации данного уч­реждения на оговариваемый в договоре срок при согласовании следу­ющих положений:

• направления деятельности психолога, исходя из возможных мо­делей;

• виды и цели осуществляемой деятельности;

• формы отчетности;

• режим работы (свободный график, обязательные присутственные дни, участие в ... мероприятиях);

• условия работы (помещения и материально-технические средства, специальная литература и диагностические материалы).

Итак, в договоре должны быть согласованы следующие по­ложения:

• направления деятельности психолога (научная, прикладная, практическая), исходя из возможных моделей деятельнос­ти педагога-психолога;

• виды и цели осуществляемой деятельности (психологичес­кое просвещение, психологическая профилактика, психо­логическая диагностика и коррекция);

• формы отчетности (основные формы отчетности представ­лены в Приложении к Инструктивному письму Министер­ства образования РФ от 1.03.1999 № 3);

• режим работы (утвержден в Инструктивном письме МО РФ от 24.12.2001 №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»);

условия работы (помещения и материально-технические средства, специальная литература и диагностические мате­риалы).

Выбор форм и методов работы с детьми и взрослыми, выде­ление приоритетных направленийв работе педагога-психолога, кроме того, должны быть оговорены в Договоре с родителями.

Задания аля самоконтроля

1. Назовите основные документы, регламентирующие деятель­ность педагога-психолога в ДОУ.

2. Какие права и обязанности имеет педагог-психолог?

3. В чем заключаются особенности оформления педагога-пси­холога на работу?

 

 



Просмотров 1744

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!