Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ



Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм рабо­ты педагога-психолога (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Принято выделять:

• информационную;

• пропедевтическую (греч. ргораideuо - - «предварительно обучаю»);

• профилактическую (греч. Ргорhjlaktikos — «предохранитель­ный», «предохраняющие меры»);

• диагностическую;

• коррекционную функции психологической службы в сис­теме образования.

Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образо­вательном учреждении.

 

МОДЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ1

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различ­ные цели и занимает различные позиции по отношению к происходя­щему... Сложились различные модели деятельности психолога...

... модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специ­алиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, зап­росом и позицией администрации — с другой.

Первая модель. Психолог работает на «территории» своего каби­нета и ведет консультации... Психолог не ставит своейзадачей оказы­вать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит...

1 Концепция психологической службы образования.

как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отноше­ний. Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, от­стаивающего права и интересы ребенка.

Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: про­ведение диагностики детей разного возраста по запросам админист­рации образовательного учреждения..., посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих пробле­мы успеваемости...

Третья модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов ... Психолог ставит зада­чу изменить стереотипы поведения, способны и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации пси­холог на групповых занятиях с детьми ... формирует у них соответству­ющие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, ... дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами...

Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание ... в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образователь­ных процессов. При высокой степени квалификации психолог, рабо­тающий в рамках этой модели, становится проводником идей транс­формации всех отношений... идеи уважения чести и достоинства каж­дого... развитие личности каждого ...

Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных ис­следований... Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс… Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образо­вании, выполнять их в полном объеме...

Фактически, модель работы психолога в ДОУ определяет приоритетные для него функции и его позицию как специали­ста к происходящему в детском саду.

В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы педагога-психолога в ДОУ:

I модель: Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в детском саду, основная функция — кон­сультативная (информативная идиспетчерская).

II модель:Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образователь­ного процесса, основные функции — диагностическая и кон­сультативная .

IIIмодель:Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и про­филактическая .

IV модель:Позиция психолога — «ведущий». Модель вклю­чает работу с педагогическими установками и позицией педаго­гических сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспе­чения комплексного сопровождения образовательного процес­са. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.

V модель:Позиция психолога — «исследователь». Объек­том исследования психолога является образовательный про­цесс, организуемый в соответствиями с целями и задачами раз­вития ребенка, вклада всех участников образовательного про­цесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедев­тическая, организационно-просветительская.

Исходя из возможных моделей, определяются непосред­ственные задачи работы педагога-психолога1 в детском саду:



Просмотров 1612

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!