![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Микляева Н. В., Микляева Ю. В
М59 Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с. — (Дошкольное воспитание и развитие). I8ВN 5-8112-0848-0 В пособии изложены нормативно-правовые и концептуальные основы работы педагога-психолога в ДОУ общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов. Раскрыто содержание работы по всем направлениям профессиональной деятельности психолога образования. Приводится системный анализ возможных трудностей в работе специалиста психологической службы и в координации его работы с деятельностью других сотрудников ДОУ. Кроме этого, книга содержит разнообразный практический материал. В ней даны примерные формы документации, конспекты занятий, рекомендации по подбору и изготовлению дидактического игрового материала для индивидуальной и групповой работы. Пособие адресовано руководителям ДОУ, практическим работникам психологической службы ДОУ, а также студентам педагогических вузов, обучающимся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» и «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)». ББК 74.1+88.8 УДК 373.2+159.922.7 © Айрис-пресс, 2005 Введение В последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. По данным Института коррекционной педагогики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от популяции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения. Обе категории детей отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л. С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) даже при наличии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, только около 80% родителей неадекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у первых — позиции сотрудничества с персоналом детского сада, у последних — устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей. Таким образом, особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педагога-психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада. Это диктует необходимость повышения психолого-педагогической компетенции педагогов-психологов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности практического психолога. Данное пособие позволит лучше узнать: • права и обязанности практического психолога, направления его деятельности; • модель психологической службы в ДОУ, отражающую схему этапов работы практического психолога; • уровни и факторы социально-психологической адаптированности детей с проблемами в развитии; • методы и методики диагностики стрессового состояния и путей выхода из него; • стили семейного воспитания, формы и этапы работы педагога- психолога с родителями «проблемных» детей; • психотерапевтические приемы и методы при работе с персоналом ДОУ и родителями дошкольников. Разнообразный практический материал пособия позволит научиться: • анализировать литературу; • проводить психолого-педагогическое изучение детей, фиксировать, анализировать и обобщать данные, полученные в результате обследования детей; давать психологическое заключение и методические рекомендации родителям и педагогам по работе с «проблемным» ребенком; • создавать условия для гармонизации психологического климата в группе детского сада, осуществлять профилактику и коррекцию социальной дезадаптации ребенка, исправление отклонений в поведении дошкольников; • составлять подробные конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию у детей навыков эффективной коммуникации, повышению самооценки и уверенности в себе, коррекции психических процессов; • подбирать и изготавливать дидактический, игровой и наглядный материал для занятий; • анализировать индивидуальные и подгрупповые занятия; • проводить консультации и психотерапевтические беседы с педагогами и родителями «проблемных» детей. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
![]() |