Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)



Для педагога с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, высокая оперативность, некоторое преоб­ладание интуитивности над рефлексивностью.

Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой педагог адекватно планирует процесс воспитания и обуче­ния детей, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внима­тельно следит за уровнем знаний всех воспитанников (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний.

Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятии, практикует коллективные об­суждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и воспитатель с ЭИС, педагог с ЭМС, в отличие от последнего, стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заин­тересовать особенностями самого предмета.

 

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Для педагога с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.

По сравнению с педагогами эмоциональных стилей, воспи­татель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспе­чить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его детей во время занятий меньше, чем у педагогов с эмоциональным стил ем.

Педагог с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на обучаемых косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения адекватно планируя этот процесс, педагог с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагоги­ческой деятельности.

Высокая методичность (систематичность закрепления, по­вторения учебного материала, контроля знаний детей) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обу­чения, предпочтением репродуктивной деятельности обучающихся, редким проведением коллективных обсуждений.

В процессе опроса педагог с РМС обращается к небольшому количеству детей, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ребятам. Для педагога с РМС характерна в целом рефлексивность.

Приведенное описание стилей педагогической деятельнос­ти можно рассматривать как некоторую ее модель, отражающую специфику субъекта этой деятельности .

Соответственно, анализ и оценка занятия воспитателя педагогом-психологом должны включать: 1) определение стиля педагогической деятельности;

2)
3)

положительные черты индивидуального стиля педагогиче­ской деятельности, которые нашли отражение в занятии (( привлечением конкретных примеров из занятия); отрицательные черты индивидуального стиля педагогиче­ской деятельности, которые нашли отражение в занятии (с привлечением конкретных примеров из занятия); 4) методические рекомендации по дальнейшему совершенство­ванию (формированию) стиля педагогической деятельности. В процессе адаптации сотрудников ДОУ к подобным требо­ваниям оценки и анализа их профессиональной деятельности важно сохранить общую направленность их деятельности, те индивидуальные способы решения проблемных ситуаций, ко­торые являются составляющими их «Образа себя», так как они отвечают за достижение промежуточных целей при формиро­вании индивидуального стиля педагогической деятельности.

С целью выбора воспитателями оптимальной для себя стра­тегии индивидуальной педагогической деятельности и ее моде­лирования в процессе профессиональной адаптации психологом могут использоваться следующие методы и приемы:

для воспитателей с предпосылками формирования эмоци­онально-импровизационного стиля педагогической деятель­ности1письменные экспресс-опросы, тезирование мето­дических и психолого-педагогических статей из журналов по заданной проблематике для методического кабинета ДОУ, составление кратких планов конспектов занятий с детьми, ' составление вопросов к проблемным семинарам, анализ пе­дагогических ситуаций, моделирование педагогических си­туаций; выступление с докладами, сочетающими обобще­ние практического опыта и анализа литературы; подготов­ка аннотаций, проведение презентаций книг, участие в деловых играх, анализ «открытых» занятий, проведение микроисследования, участие в режиссерских играх и т.д.

1 Использовалась классификация А. Я. Никоновой и А. К. Марковой.

• для воспитателей с предпосылками формирования эмоци­онально-методичного стиля педагогической деятельнос­ти — письменные и устные экспресс-опросы, составление символических планов родительских собраний и педагоги­ческих советов, анализ проблемных ситуаций, выступление с докладами по проблемным темам, подготовка аннотаций, составление списка литературы по темам для библиотеки методического кабинета ДОУ, подготовка рецензий, реше­ние многофакторных педагогических задач, проведение ро­левых игр, участие в «мозговых атаках», разработка твор­ческих проектов, организация и участие в мини-занятиях, моделирование педагогического процесса, составление видеотеки и т. д.;

для воспитателей с предпосылками формирования рассуж­дающе-импровизационного стиля педагогической деятель­ности — тесты, устные экспресс-опросы, составление раз­вернутых планов предстоящего проблемного семинара по предложенной теме, решение педагогических задач, анализ проблемных ситуаций, составление кроссвордов, выступле­ние с докладами по проблемным темам, подготовка «рекла­мы» книг, составление списка литературы по проблемам, проведение микроисследования, решение многофакторных педагогических задач, организация «мозговых атаках», учас­тие в режиссерских играх, разработка творческих проектов, участие в работе экспериментальных площадок и т. д.; для воспитателей с предпосылками формирования рас­суждающе-методичного стиля педагогической деятельно­сти — тесты, составление развернутых планов родитель­ских собраний и педагогических советов ДОУ, решение пе­дагогических задач, составление кроссвордов, подготовка рефератов, выступление с докладами по анализу и обобще­нию литературы, составление списка литературы по курсу, подготовка рецензий, анализ «открытых» занятий, участие в ролевых играх, проведение эксперимента на практике, участие в мини-занятиях, организация викторин, подготовка конспектов интегрированных занятий, составление понятийно-терминологического словаря и т.п.

Предлагаемые формы самообучения позволяют обнаружить достоинства и недостатки каждого стиля педагогической дея­тельности. Будет логично, если при их анализе психолог не ста- ] нет отвергать какие-то черты индивидуального стиля педагогической деятельности сотрудника ДОУ, которые ему не нравят­ся, но поможет ему «примерить» к себе те способы, которые являются более эффективными и оптимальными.

Для этого можно использовать игровые ситуации обучения, 1 когда воспитатель одновременно будет вынужден находиться «внутри ситуации» и «вне ситуации», что позволит ему осуще­ствить децентрацию от своей позиции и посмотреть на пробле­му другими глазами. С этой целью рекомендуется:

• разыгрывать отдельные сценки из занятий педагогов, облада­ющих тем или иным стилем педагогической деятельности;

• конструировать их поведение во время тех или иных мероприятий ДОУ, например проведения Совета педагогов, совместной с родителями экскурсии и т. д. моделировать решения проблемных ситуаций, которые отражают стратегии]
их педагогической деятельности;

• проектировать результаты их взаимодействия с администрацией ДОУ, другими педагогами, родителями и т. д.
После сопоставления результатов производится их всесторонняя оценка и обсуждение. Эффективность данного процесса повышается, если при этом будут использованы образные ха­рактеристики, отражающие определенный стиль педагогической деятельности (или их сочетание), например, «Мэри Поппинс»,) «Мальвина» и т. д.

В итоге анализ психологической компетенции воспитателя] может быть осуществлен с помощью метода экспертных оценок, когда психолог выступает только организатором и режиссером процесса проведения самоаттестации в ДОУ. С непосредствен-1 ной экспертной работой психолога связана необходимость проведения психологического анализа занятий воспитателей детского сада. Эта работа требует от педагога-психолога выполне­ния следующих функций1:

охрана интересов детей и воспитателя; нивелирование отрицательных последствий посещения детской группы по­сторонними людьми; создание условий для щадящего эмо­ционального состояния воспитателя и детей в ходе откры­того занятия;

оказание помощи воспитателю при разработке сценария
занятия; формулировка его целеполагания; разработка спо­собов ведения занятия; определение содержания деятель­ности педагога и детей на занятии, оптимально реализую­щих цели и задачи открытого занятия; актуализация про­фессиональной уверенности воспитателя;

снятие дистресса при подготовке к занятию и его послед­ствий; помощь воспитателю в рефлексии после проведе­ния занятия в целях осознания им своего профессионализ­ма и личностного роста;

психологическая подготовка детей к посещению группы
посторонними людьми (оказание помощи в осознании про­исходящего события, создание установки на «гостевое» при­нятие новых людей), рефлексия детей после посещения;снятие возможных отрицательных последствий для детей
от пребывания на занятии посторонних людей;

психологическая подготовка лиц, присутствующих на
открытом занятии
(уточнение с ними того, что они хотят и могут получить на этом занятии); осознание целей и воз­можностей повышения профессионализма при просмотре занятия, ознакомление с программой просмотра и линии пси­хологического анализа открытого занятия.

 

Приведем примерную схему анализа психологом занятия воспитателя (по Л. Т. Охитиной):

1. Наличие комплексных-развивающих, обучающих, воспита­тельных и коррекционных целей занятия.

2. В какой мере содержание и структура занятия отвечает принципам:

• формирования мотивационной основы к занятию (умение
увлечь детей, соотношение методов побуждения и принуж­дения к деятельности);

• индивидуального и дифференцированного подхода;

• динамичности детского восприятия (переключения с раз­ных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной на зрительную, кинестетическую и т. д.);

 

• развития высших психических функций;

• использования разных видов обучающей помощи (по под­ражанию, образцу, словесной инструкции, схематическому плану, применению символов);

• использования игровой деятельности в качестве «канвы» '
занятия.

3. В какой мере происходит распределение нагрузки:

• на память детей и их мышление,

• на чередование эмоционально насыщенного и интересного,
но трудного материала; интересного, но простого материа­ла; неинтересного и простого материала; неинтересного и сложного материала;

• на использование воспроизводящей и творческой деятельности?

 

4. Какие приемы используются для предупреждения утомления детей?

5. Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом, а какие — детьми:

 

• кто ставит проблему;

• кто формулирует ее;

• кто решает?

 

6. Умение воспитателя сочетать коллективные, подгрупповые,
парные и индивидуальные формы работы.

7. Как соотносится контроль, анализ и оценка деятельности детей взрослым и сверстниками? Что является объектом оценки воспитателя (знания, умения и навыки детей, их поведение, взаимопомощь и т. д.).

8. Особенности самоорганизации воспитателя:

• подготовленность к занятию (степень овладения содержанием и психологической целью занятия), внутренняя готовность к проведению занятия (активность, целеустрем­ленность, оптимизм, находчивость);

9.

рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его проведения;

педагогический такт и гибкость педагога.

 

Психологический климат в группе:

как поддерживает воспитатель атмосферу общения детей друг с другом; • тип взаимоотношений и стиль общения.

Анализируя занятия в присутствии всего педагогического коллектива, педагог-психолог выполняет функции психологи­ческого просвещения на протяжении всего учебного года.

Оценить эффективность работы по психологическому про­свещению сотрудников ДОУ можно, используя следующий, уже совсем не шуточный, тест:



Просмотров 1666

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!