![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)
Для педагога с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой педагог адекватно планирует процесс воспитания и обучения детей, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех воспитанников (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятии, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и воспитатель с ЭИС, педагог с ЭМС, в отличие от последнего, стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей, воспитатель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его детей во время занятий меньше, чем у педагогов с эмоциональным стил ем. Педагог с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на обучаемых косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Рассуждающе-методичный стиль (РМС) Ориентируясь преимущественно на результаты обучения адекватно планируя этот процесс, педагог с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний детей) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности обучающихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса педагог с РМС обращается к небольшому количеству детей, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ребятам. Для педагога с РМС характерна в целом рефлексивность. Приведенное описание стилей педагогической деятельности можно рассматривать как некоторую ее модель, отражающую специфику субъекта этой деятельности . Соответственно, анализ и оценка занятия воспитателя педагогом-психологом должны включать: 1) определение стиля педагогической деятельности;
положительные черты индивидуального стиля педагогической деятельности, которые нашли отражение в занятии (( привлечением конкретных примеров из занятия); отрицательные черты индивидуального стиля педагогической деятельности, которые нашли отражение в занятии (с привлечением конкретных примеров из занятия); 4) методические рекомендации по дальнейшему совершенствованию (формированию) стиля педагогической деятельности. В процессе адаптации сотрудников ДОУ к подобным требованиям оценки и анализа их профессиональной деятельности важно сохранить общую направленность их деятельности, те индивидуальные способы решения проблемных ситуаций, которые являются составляющими их «Образа себя», так как они отвечают за достижение промежуточных целей при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности. С целью выбора воспитателями оптимальной для себя стратегии индивидуальной педагогической деятельности и ее моделирования в процессе профессиональной адаптации психологом могут использоваться следующие методы и приемы: • для воспитателей с предпосылками формирования эмоционально-импровизационного стиля педагогической деятельности1 — письменные экспресс-опросы, тезирование методических и психолого-педагогических статей из журналов по заданной проблематике для методического кабинета ДОУ, составление кратких планов конспектов занятий с детьми, ' составление вопросов к проблемным семинарам, анализ педагогических ситуаций, моделирование педагогических ситуаций; выступление с докладами, сочетающими обобщение практического опыта и анализа литературы; подготовка аннотаций, проведение презентаций книг, участие в деловых играх, анализ «открытых» занятий, проведение микроисследования, участие в режиссерских играх и т.д. 1 Использовалась классификация А. Я. Никоновой и А. К. Марковой. • для воспитателей с предпосылками формирования эмоционально-методичного стиля педагогической деятельности — письменные и устные экспресс-опросы, составление символических планов родительских собраний и педагогических советов, анализ проблемных ситуаций, выступление с докладами по проблемным темам, подготовка аннотаций, составление списка литературы по темам для библиотеки методического кабинета ДОУ, подготовка рецензий, решение многофакторных педагогических задач, проведение ролевых игр, участие в «мозговых атаках», разработка творческих проектов, организация и участие в мини-занятиях, моделирование педагогического процесса, составление видеотеки и т. д.; • для воспитателей с предпосылками формирования рассуждающе-импровизационного стиля педагогической деятельности — тесты, устные экспресс-опросы, составление развернутых планов предстоящего проблемного семинара по предложенной теме, решение педагогических задач, анализ проблемных ситуаций, составление кроссвордов, выступление с докладами по проблемным темам, подготовка «рекламы» книг, составление списка литературы по проблемам, проведение микроисследования, решение многофакторных педагогических задач, организация «мозговых атаках», участие в режиссерских играх, разработка творческих проектов, участие в работе экспериментальных площадок и т. д.; для воспитателей с предпосылками формирования рассуждающе-методичного стиля педагогической деятельности — тесты, составление развернутых планов родительских собраний и педагогических советов ДОУ, решение педагогических задач, составление кроссвордов, подготовка рефератов, выступление с докладами по анализу и обобщению литературы, составление списка литературы по курсу, подготовка рецензий, анализ «открытых» занятий, участие в ролевых играх, проведение эксперимента на практике, участие в мини-занятиях, организация викторин, подготовка конспектов интегрированных занятий, составление понятийно-терминологического словаря и т.п. Предлагаемые формы самообучения позволяют обнаружить достоинства и недостатки каждого стиля педагогической деятельности. Будет логично, если при их анализе психолог не ста- ] нет отвергать какие-то черты индивидуального стиля педагогической деятельности сотрудника ДОУ, которые ему не нравятся, но поможет ему «примерить» к себе те способы, которые являются более эффективными и оптимальными. Для этого можно использовать игровые ситуации обучения, 1 когда воспитатель одновременно будет вынужден находиться «внутри ситуации» и «вне ситуации», что позволит ему осуществить децентрацию от своей позиции и посмотреть на проблему другими глазами. С этой целью рекомендуется: • разыгрывать отдельные сценки из занятий педагогов, обладающих тем или иным стилем педагогической деятельности; • конструировать их поведение во время тех или иных мероприятий ДОУ, например проведения Совета педагогов, совместной с родителями экскурсии и т. д. моделировать решения проблемных ситуаций, которые отражают стратегии] • проектировать результаты их взаимодействия с администрацией ДОУ, другими педагогами, родителями и т. д. В итоге анализ психологической компетенции воспитателя] может быть осуществлен с помощью метода экспертных оценок, когда психолог выступает только организатором и режиссером процесса проведения самоаттестации в ДОУ. С непосредствен-1 ной экспертной работой психолога связана необходимость проведения психологического анализа занятий воспитателей детского сада. Эта работа требует от педагога-психолога выполнения следующих функций1: • охрана интересов детей и воспитателя; нивелирование отрицательных последствий посещения детской группы посторонними людьми; создание условий для щадящего эмоционального состояния воспитателя и детей в ходе открытого занятия; • оказание помощи воспитателю при разработке сценария • снятие дистресса при подготовке к занятию и его последствий; помощь воспитателю в рефлексии после проведения занятия в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста; • психологическая подготовка детей к посещению группы • психологическая подготовка лиц, присутствующих на
Приведем примерную схему анализа психологом занятия воспитателя (по Л. Т. Охитиной): 1. Наличие комплексных-развивающих, обучающих, воспитательных и коррекционных целей занятия. 2. В какой мере содержание и структура занятия отвечает принципам: • формирования мотивационной основы к занятию (умение • индивидуального и дифференцированного подхода; • динамичности детского восприятия (переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной на зрительную, кинестетическую и т. д.);
• развития высших психических функций; • использования разных видов обучающей помощи (по подражанию, образцу, словесной инструкции, схематическому плану, применению символов); • использования игровой деятельности в качестве «канвы» ' 3. В какой мере происходит распределение нагрузки: • на память детей и их мышление, • на чередование эмоционально насыщенного и интересного, • на использование воспроизводящей и творческой деятельности?
4. Какие приемы используются для предупреждения утомления детей? 5. Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом, а какие — детьми:
• кто ставит проблему; • кто формулирует ее; • кто решает?
6. Умение воспитателя сочетать коллективные, подгрупповые, 7. Как соотносится контроль, анализ и оценка деятельности детей взрослым и сверстниками? Что является объектом оценки воспитателя (знания, умения и навыки детей, их поведение, взаимопомощь и т. д.). 8. Особенности самоорганизации воспитателя: • подготовленность к занятию (степень овладения содержанием и психологической целью занятия), внутренняя готовность к проведению занятия (активность, целеустремленность, оптимизм, находчивость);
рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его проведения; педагогический такт и гибкость педагога.
Психологический климат в группе: как поддерживает воспитатель атмосферу общения детей друг с другом; • тип взаимоотношений и стиль общения. Анализируя занятия в присутствии всего педагогического коллектива, педагог-психолог выполняет функции психологического просвещения на протяжении всего учебного года. Оценить эффективность работы по психологическому просвещению сотрудников ДОУ можно, используя следующий, уже совсем не шуточный, тест:
![]() |