![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
I СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность выполняется как последовательность операций, задаваемых наставником. При этом успешность их выполнения определяется уровнем развития отдельных профессионально важных качеств (умение мобилизовать себя, навыки произвольного внимания, умение грамотно и логично излагать свои мысли, навыки эффективной коммуникации и др.). К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональной деятельности на данном этапе, относятся: боязнь группы детей и педагогической ошибки, которые преодолеваются в процессе получения позитивного опыта общения с другими сотрудниками и детьми, повышения профессионализма молодого педагога. К основным средствам, применяемым в процессе осуществления наставничества на данном этапе, относится обеспечение условий для «вхождения» молодого воспитателя в педагогический коллектив детского сада. В частности, это достигается за счет методов, направленных на создание, сохранение и развитие организационной культуры коллектива. К ним относятся: • внимание заведующего детского сада, методиста и психолога ДОУ к поддержанию организационной культуры, реакция на критические ситуации и организационные кризисы; • моделирование ролей и демонстрация образцов поведения; • определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и присвоения определенных статусов, увольнения; • использование организационных символов, обрядов и их систем, усиливающих самоопределение молодых сотрудников К обрядам, в которых молодой воспитатель принимает участие наравне с опытными членами педагогического коллектива, относятся: • обряд «посвящения» в организационной культуре коллектива — один из типов обрядов коллектива, который формирует чувство причастности нового сотрудника к коллективу, приобщает к его ценностям. Например, после представления нового сотрудника на педагогическом совете ДОУ его сотрудниками организуется чаепитие в методическом кабинете с просмотром фотографий, посвященных значимым событиям из жизни детского сада. • обряд «исторический» — один из типов обрядов коллектива, который обеспечивает преемственность организационной культуры, формирует чувство причастности к ней. Например, торжества, связанные с юбилейными датами и • обряд единения — один из типов обрядов коллектива, который способствует «смягчению» статусных различий сотрудников ДОУ, символизирует общность всех звеньев управления. Например, торжество, связанное с концом учебного или В процессе подобного общения молодых и опытных воспитателей, логопедов, дефектологов создаются условия для «присвоения» ими ценностей и традиций ДОУ, сплочению педагогического коллектива. С этими целями на одном из педагогических советов ДОУ можно обсудить материалы, связанные с проблемами адаптации молодых сотрудников ДОУ и налаживания их взаимодействия с педагогическим коллективом. Задачей психолога при этом будет психологическое просвещение сотрудников, касающееся формирования у них механизмов профессионального самопринятия и саморегуляции в доброжелательной обстановке. Например, психолог может дать шуточный тест для воспитателей, а потом провести беседу по поводу сформированности у молодых специалистов «Образов себя» как идеального и реального педагога. Тест «молодого» воспитателя ДОУ Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста: 1. Поступление на работу в детский сад: А) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит. Б) Ехал к вам, да заехал к нам. В) Попался, как ворона в суп. 2. Посвящение в должность воспитателя: А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют. Б) Летать летаю, а сесть не дают. В) Напишешь пером, что не вывезешь волом. 3. Первый самостоятельный опыт работы: Б) Его пошли, да и сам за ним иди. В) Как ступил, так и по уши в воду. 4. Отношение к наставничеству более опытных педагогов: Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти. В) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал. 5. Проведение занятий с детьми: 6. Проведение режимных моментов: Б) Жив, жив Курилка... В) Что ни хватъ, то ерш да еж. 7. Родительские собрания: А) Не трудно сделать, да трудно задумать. Б) Первый блин комом. В) Жаловался всем, да никто не слушает. 8. Участие в педагогических советах ДОУ: Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля. В) Фасон дороже приклада. Конец учебного года: А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают. В) Вечер плач, а заутре радость. Ключ к тесту: Если у Вас преобладают ответы: типа А— у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким Вы могли бы стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже сейчас учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности; • типа Б— у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. • типа В— у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя — педагога и Оценить эффективность работы педагогов-наставников по-; Может следующий шуточный тест. Тест «опытного» воспитателя Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, • наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности: 1. Воспитатель детского сада — это... Б) Без матки пчелки — пропащие детки. В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены. 2. Педагогический коллектив — это ... Б) У одной овечки да семь пастухов. В) Склеенная посуда два века живет. 3. Обучать детей — значит ... А) Что посеешь — то и пожнешь. Б) Была бы нитка, дойдем и до клубка. В) В дорогу идти — пятеры лапти сплести. 4. Воспитывать детей — значит ... А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.Щ Б) Перемелется — все мука будет. В) Наказом воевода крепок. 5. Развивать детей — значит ... Б) Высоко летаешь, да низко садишься. В) Палка о двух концах. 6. Работа с родителями — это... А) Бумага некупленная, письмо домашнее. Б) В добрый час молвить, в худой промолчать. В) По способу пешего хожденья. Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы: • типа А — Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию; Типа Б — у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно Мы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ; типа В — приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли Интим призванием стать заведующим детским садом. Если говорить серьезно, то опытных воспитателей от молодых отличает, в первую очередь, не столько профессиональная компетентность, сколько сформированность диспозиционно-установочных структур личности, которые «отвечают» за умения: • усматривать проблему в разных ее проявлениях; • упрощать ее (в сложной ситуации выделять 1-2 ключевые (оставляющие проблемы); • вырабатывать методологию ее решения на основе синтеза, интеграции знаний из разных областей науки, теории и практики. • проектировочно-гностических способностей, к которым относятся педагогическое целеполагание и педагогическое мышление; • рефлексивно-перцептивных способностей, в которые входят педагогическая рефлексия, педагогический такт и педагогическая направленность. Для каждого типа личности могут быть намечены свои направления саморазвития. Разработать индивидуальную программу саморазвития педагогов ДОУ помогает письменный опрос по темам (по Т. И. Дубровцевой):
• направления педагогической работы, по которым существуют затруднения и необходима помощь; • направления педагогической работы, по которым наработан интересный опыт и им можно поделиться с коллегами. самооценки и уровня притязаний воспитателей с помощью следующей шкалы: Оценочная шкала психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ1
1 Таблица разработана на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме ст. преп. МГПИ Л. П. Гладких.
Ответы оцениваются в баллах следующим образом: 0 — нет; 1 — иногда; 2 — часто; 3 — всегда. Итоговый балл, полученный по каждому разделу, показывает, какой из них требует доработки. По итогам диагностики методистом и психологом составляется карта совершенствования педагогического мастерства и повышения психолого-педагогической компетенции сотрудников ДОУ на учебный год. Факторы, стимулирующие и препятствующие профессиональному саморазвитию педагогов, могут быть выявлены с помощью устного опроса и анкетирования. Приведем для примера вопросы анкеты.
Анкета Что, на Ваш взгляд, является наиболее значимым для Вашего профессионального роста? В зависимости от степени значимости оцените факторы в пределах от 1 до 4 баллов. 1. Обучение на курсах повышения квалификации. 2. Пример и влияние преподавателей на курсах повышения 3. Пример и влияние коллег по работе. 4. Возможность экспериментирования и участия в методической работе ДОУ. 5. Пример и влияние администрации и старшего воспитателя. 6. Организация труда в ДОУ и условия работы. 7. Заработная плата. 8. Внимание администрации к проблемам воспитателей. 9. Принцип распределенной ответственности между администрацией и педагогами. 10. Доверие со стороны администрации и старшего воспитателя. 11. Использование инновационных технологий. 12. Занятия самообразованием. 13. Интерес к работе с детьми. 14. Взаимодействие с родителями детей. 15. Принцип распределенной ответственности между родителями и педагогами. 16. Возможность получения признания в коллективе. Оценка 1 группафакторов (4 балла), стимулирующих Ваше саморазвитие, тесно связана с мотивами Вашей профессиональной деятельности и педагогическими установками. 2 группафакторов (3 балла) относится к категории «поддерживающих» Ваш интерес. 3 группафакторов (2 балла) зависит от психологической обстановки в коллективе ДОУ и действует на Вас опосредованно. 4 группафакторов (1 балл) — индифферентные (безразличные для Вас) факторы. При анализе интересов и способностей сотрудников ДОУ с помощью метода экспертных оценок и проективных методов диагностики, естественно, нужно учитывать данные бесед с воспитателями и наблюдений. Кроме того, что это позволяет сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности, можно определить степень корреляции между описанными типами личности и склонностью людей к формированию тех или иных акцентуаций характера: • предприимчивый тип личности — импульсивный тип, • спортивный тип — конформный тип, • ремесленный тип — паранойяльный тип, • интеллектуальный тип — гипертимный тип, • художественный тип — неврастенический тип, • контролирующий тип — истероидный тип, • общительный тип — гипотимный тип, • музыкальный тип — психоастенический тип. Эту взаимосвязь нужно учитывать в плане профилактики конфликтов в педагогическом коллективе, но утверждать ее наличие возможно только при подтверждении того или иного предположения данными клинической диагностики и динамического наблюдения.
![]() |