Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



I СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Деятельность выполняется как последовательность опера­ций, задаваемых наставником. При этом успешность их вы­полнения определяется уровнем развития отдельных профес­сионально важных качеств (умение мобилизовать себя, навыки произвольного внимания, умение грамотно и логично излагать свои мысли, навыки эффективной коммуникации и др.).

К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональ­ной деятельности на данном этапе, относятся: боязнь группы де­тей и педагогической ошибки, которые преодолеваются в процес­се получения позитивного опыта общения с другими сотрудника­ми и детьми, повышения профессионализма молодого педагога.

К основным средствам, применяемым в процессе осуще­ствления наставничества на данном этапе, относится обеспече­ние условий для «вхождения» молодого воспитателя в педаго­гический коллектив детского сада. В частности, это достигается за счет методов, направленных на создание, сохранение и развитие организационной культуры коллектива.

К ним относятся:

• внимание заведующего детского сада, методиста и психоло­га ДОУ к поддержанию организационной культуры, реак­ция на критические ситуации и организационные кризисы;

• моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;

• определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и присвоения определенных статусов, увольнения;

• использование организационных символов, обрядов и их си­стем, усиливающих самоопределение молодых сотрудников
ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллек­тива.

К обрядам, в которых молодой воспитатель принимает уча­стие наравне с опытными членами педагогического коллекти­ва, относятся:

обряд «посвящения» в организационной культуре коллек­тива — один из типов обрядов коллектива, который формирует чувство причастности нового сотрудника к коллекти­ву, приобщает к его ценностям. Например, после представ­ления нового сотрудника на педагогическом совете ДОУ его сотрудниками организуется чаепитие в методическом кабинете с просмотром фотографий, посвященных значи­мым событиям из жизни детского сада.

обряд «исторический» — один из типов обрядов коллек­тива, который обеспечивает преемственность организаци­онной культуры, формирует чувство причастности к ней. Например, торжества, связанные с юбилейными датами и
другими эпохальными событиями в деятельности детско­го сада.

обряд единения — один из типов обрядов коллектива, кото­рый способствует «смягчению» статусных различий сотруд­ников ДОУ, символизирует общность всех звеньев управле­ния. Например, торжество, связанное с концом учебного или
календарного года.

В процессе подобного общения молодых и опытных воспи­тателей, логопедов, дефектологов создаются условия для «при­своения» ими ценностей и традиций ДОУ, сплочению педагоги­ческого коллектива. С этими целями на одном из педагогиче­ских советов ДОУ можно обсудить материалы, связанные с проблемами адаптации молодых сотрудников ДОУ и налажи­вания их взаимодействия с педагогическим коллективом.

Задачей психолога при этом будет психологическое про­свещение сотрудников, касающееся формирования у них меха­низмов профессионального самопринятия и саморегуляции в доброжелательной обстановке. Например, психолог может дать шуточный тест для воспитателей, а потом провести беседу по поводу сформированности у молодых специалистов «Образов себя» как идеального и реального педагога.

Тест «молодого» воспитателя ДОУ

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, кото­рые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жиз­ни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.

Б) Ехал к вам, да заехал к нам.

В) Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б) Летать летаю, а сесть не дают.

В) Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт работы:
А) Прежде веку не помрёшь.

Б) Его пошли, да и сам за ним иди. В) Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству более опытных педагогов:
А) Наука учит только умного.

Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал.

5. Проведение занятий с детьми:
А) Не бьет стрела татарина.
Б) Учи других и сам поймешь.
В) Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:
А) День в день, топор в пень.

Б) Жив, жив Курилка...

В) Что ни хватъ, то ерш да еж.

7. Родительские собрания:

А) Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б) Первый блин комом.

В) Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах ДОУ:
А) Живет и эта песня для почину.

Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля. В) Фасон дороже приклада.

Конец учебного года:

А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что

доброго мастерства.

Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают. В) Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту:

Если у Вас преобладают ответы:

типа А— у Вас сформированы устойчивые представле­ния о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хоте­ли стать), «потенциальном педагоге» (каким Вы могли бы стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оценивае­те). Это позволяет Вам уже сейчас учиться у более опыт­ных педагогов и успешно работать по выбранной специ­альности;

типа Б— у Вас недостаточно дифференцированы представ­ления о себе как о реальном и потенциальном педагоге.
Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмот­реть на себя со стороны — и Вы увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности;

типа В— у Вас занижена самооценка как самообразова­тельной, так и профессиональной деятельности. Это приво­дит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попро­буйте придумать себе идеальный образ себя — педагога и
Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Оценить эффективность работы педагогов-наставников по-; Может следующий шуточный тест.

Тест «опытного» воспитателя

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд,

• наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада — это...
А) Добрая лошадка все свезет.

Б) Без матки пчелки пропащие детки.

В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив — это ...
А) В мире, что в море.

Б) У одной овечки да семь пастухов. В) Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей — значит ...

А) Что посеешь то и пожнешь.

Б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В) В дорогу идти пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей — значит ...

А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.Щ Б) Перемелется все мука будет. В) Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей — значит ...
А) Сей день не без завтра.

Б) Высоко летаешь, да низко садишься. В) Палка о двух концах.

6. Работа с родителями — это...

А) Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б) В добрый час молвить, в худой промолчать.

В) По способу пешего хожденья.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

• типа А — Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже облада­ете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию;

Типа Б — у Вас преобладает мотивация личностного обще­ния с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-мето­дической и воспитательной функций педагога. Значит, имен­но Мы сейчас больше всего нужны современному дошколь­ному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ;

типа В — приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педаго­гическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли Интим призванием стать заведующим детским садом.

Если говорить серьезно, то опытных воспитателей от молодых отличает, в первую очередь, не столько профессиональная компетентность, сколько сформированность диспозиционно-установочных структур личности, которые «отвечают» за умения:

• усматривать проблему в разных ее проявлениях;

• упрощать ее (в сложной ситуации выделять 1-2 ключевые (оставляющие проблемы);

• вырабатывать методологию ее решения на основе синтеза, ин­теграции знаний из разных областей науки, теории и практики.
Это возможно благодаря развитию 2 видов способностей воспитателей в процессе осуществления педагогической деятельности:

проектировочно-гностических способностей, к которым от­носятся педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;

рефлексивно-перцептивных способностей, в которые вхо­дят педагогическая рефлексия, педагогический такт и педагогическая направленность.

Для каждого типа личности могут быть намечены свои направления саморазвития.

Разработать индивидуальную программу саморазвития педагогов ДОУ помогает письменный опрос по темам (по Т. И. Дубровцевой):

 

• направления педагогической работы, по которым существу­ют затруднения и необходима помощь;

• направления педагогической работы, по которым нарабо­тан интересный опыт и им можно поделиться с коллегами.
Результаты опроса соотносятся с данными по определению

самооценки и уровня притязаний воспитателей с помощью сле­дующей шкалы:

Оценочная шкала психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ1

 

Показатели Баллы
С — самооценки
УП — уровня притязаний С УП С УП С УП С УП
Аналитические умения:
1.1 Наблюдать, анализировать,                
  диагностировать уровень раз-                
  вития, воспитанности и обу-                
  ченности каждого ребенка                
1.2 Анализировать конкретные                
  педагогические ситуации,                
  оценивать их и учитывать                
  при организации активного                
  педагогического воздействия                
1.3 Анализировать, оценивать                
  реально существующие пе-                
  дагогические явления, при-                
  чины, условия и характер                
  их возникновения и разви-                
  тия (например, агрессив-                
  ность, враждебность у опре-                
  деленной части детей)                
 
1.4 Анализировать педагоги­ческую деятельность дру­гих педагогов (на основе на­блюдения), выделять поло­жительный опыт, замечать недостатки в их работе                  
1.5 Анализировать свою соб­ственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с це­лью дальнейшего совершен­ствования своей педагоги­ческой деятельности                  
Итого:                  
2 Проектировочные умения:  
2.1 Проектировать результаты педагогической деятельно­сти и воздействия, плани­ровать пути осуществления педагогических воздей­ствий (проектировать раз­витие личности каждого ребенка и коллектива в це­лом)                  
2.2 Прогнозировать результа­ты обучения и воспитания, возможные трудности в вос­питании и обучении отдель­ных детей                  
2.3 Выделять и точно формули­ровать конкретные педаго­гические задачи, определять условия их решения                  
                                 

1 Таблица разработана на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме ст. преп. МГПИ Л. П. Гладких.

 
2.4 Планировать свою работу по руководству разными ви­дами деятельности детей                  
2.5 Теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы вое питательно -образова­тельной работы                  
Конструктивные умения:  
3.1 Анализировать и отбирать учебно-воспитательный ма­териал в соответствии с це­лями обучения и воспита­ния, с учетом уровня обу-ченности и воспитанности детей                  
3.2 Осуществлять дидактиче­скую переработку материа­ла, превратить его в доступ­ный детям, отвечающий кон­кретным дидактическим или воспитательным целям                  
3.3 Находить наиболее рацио­нальное решение, связанное с размещением детей во время разных видов дея­тельности                  
Итого:                  
Организаторские умения:  
4.1 Управлять поведением и активностью детей, увле­кать ребят играми, заняти­ями и другими перспекти­вами                  
4.2 Группировать воспитанни­ков в процессе деятельнос­ти с учетом их взаимоот­ношений и индивидуаль­ных особенностей                
4.3 Быстро принимать опти­мальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия                
4.4 Применять целесообразную для данной ситуации фор­му требований, варьировать их в зависимости от инди­видуальных особенностей детей и конкретных педа­гогических условий                
4.5 Четко, лаконично и доступ­но объяснять детям зада­ния, требования правила                
Итого:                
Коммуникативные умения:
5.1 Устанавливать педагогичес­кие целесообразные взаи­моотношения с детьми, а также с их родителями                
5.2 Находить контакт и пра­вильный тон общения с раз­ными людьми, в разных об­стоятельствах                
5.3 Располагать к себе, при не­обходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям                
Итого:                
                           

Ответы оцениваются в баллах следующим образом:

0 — нет;

1 — иногда;

2 — часто;

3 — всегда.

Итоговый балл, полученный по каждому разделу, показы­вает, какой из них требует доработки. По итогам диагности­ки методистом и психологом составляется карта совершен­ствования педагогического мастерства и повышения психо­лого-педагогической компетенции сотрудников ДОУ на учебный год.

Факторы, стимулирующие и препятствующие профессио­нальному саморазвитию педагогов, могут быть выявлены с по­мощью устного опроса и анкетирования. Приведем для приме­ра вопросы анкеты.

 

 

Анкета

Что, на Ваш взгляд, является наиболее значимым для Ва­шего профессионального роста? В зависимости от степени зна­чимости оцените факторы в пределах от 1 до 4 баллов.

1. Обучение на курсах повышения квалификации.

2. Пример и влияние преподавателей на курсах повышения
квалификации.

3. Пример и влияние коллег по работе.

4. Возможность экспериментирования и участия в методиче­ской работе ДОУ.

5. Пример и влияние администрации и старшего воспитателя.

6. Организация труда в ДОУ и условия работы.

7. Заработная плата.

8. Внимание администрации к проблемам воспитателей.

9. Принцип распределенной ответственности между админи­страцией и педагогами.

10. Доверие со стороны администрации и старшего воспитателя.

11. Использование инновационных технологий.

12. Занятия самообразованием.

13. Интерес к работе с детьми.

14. Взаимодействие с родителями детей.

15. Принцип распределенной ответственности между родите­лями и педагогами.

16. Возможность получения признания в коллективе.

Оценка

1 группафакторов (4 балла), стимулирующих Ваше само­развитие, тесно связана с мотивами Вашей профессиональной деятельности и педагогическими установками.

2 группафакторов (3 балла) относится к категории «под­держивающих» Ваш интерес.

3 группафакторов (2 балла) зависит от психологической об­становки в коллективе ДОУ и действует на Вас опосредованно.

4 группафакторов (1 балл) — индифферентные (безразлич­ные для Вас) факторы.

При анализе интересов и способностей сотрудников ДОУ с помощью метода экспертных оценок и проективных методов диагностики, естественно, нужно учитывать данные бесед с вос­питателями и наблюдений. Кроме того, что это позволяет сопо­ставить истинные и только представляющиеся таковыми фак­торы, препятствующие осуществлению профессиональной дея­тельности, можно определить степень корреляции между описанными типами личности и склонностью людей к форми­рованию тех или иных акцентуаций характера:

предприимчивый тип личности — импульсивный тип,

спортивный тип — конформный тип,

ремесленный тип — паранойяльный тип,

интеллектуальный тип — гипертимный тип,

художественный тип — неврастенический тип,

контролирующий тип — истероидный тип,

общительный тип — гипотимный тип,

музыкальный тип — психоастенический тип.

Эту взаимосвязь нужно учитывать в плане профилактики конфликтов в педагогическом коллективе, но утверждать ее наличие возможно только при подтверждении того или иного предположения данными клинической диагностики и динами­ческого наблюдения.



Просмотров 1490

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!