![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Показатели уровня ближайшего развития
I. Обучаемость: • способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др.; • активность ориентировки в новых условиях; • перенос в новые условия; • переключаемость с одного способа на другой; • быстрота образования новых понятий и способов де: • темп, выносливость, работоспособность. II. Развиваемостъ: • откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию; • переключаемость с одного плана мышления на другой. I. Воспитуемостъ: • откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию; • активность ориентировки в новых социальных условиях; • перенос и гибкость способов ориентировки в новых условиях. Динамика изменения зон актуального и ближайшего развития испытуемого определяет наличие (отсутствие) благоприятного или неблагоприятного прогноза развития ребенка. При м следует учитывать, что дети с нарушениями в развитии, в основном, испытывают трудности, связанные с расширением зоны их ближайшего развития. В частности, дошкольники с нарушениями интеллектуального развития имеют проблемы, связанные с тем, что у них оказываются нарушенными все компоненты обучаемости, характеризующие психическое развитие детей соответствующего возраста. 7. Принцип коррекции и компенсации является ведущим 8. Принцип активного привлечения родителей к задачам Исходя из данных принципов, психолог приступает к определению содержания индивидуальной психокоррекционной работы. Согласно Государственному стандарту дошкольного образо-; вания детей с ограниченными возможностями здоровья (проект 2004 года), основными линиями развития детей младшего дошкольного возрастаявляются: • смена ведущих мотивов; • развитие общих движений; • развитие восприятия как ориентировочной деятельности, • формирование системы сенсорных эталонов; • развитие наглядно-образного мышления; • формирование представлений об окружающем; • развитие понимания смысла обращенной к ребенку речи; • овладение диалогической речью; • овладение фонетической, лексической и грамматической • становление сюжетно-ролевой игры; • развитие навыков социального поведения и социальной • становление продуктивных видов деятельности; • развитие самосознания. Для ребенка старшего дошкольного возрастаосновными линиями развития являются: • совершенствование общей моторики; • развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной • формирование произвольного внимания; • развитие сферы образов-представлений; • становление ориентировки в пространстве; • совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления; • формирование связной речи и речевого общения; • формирование элементов трудовой деятельности; • расширение видов познавательной активности; • становление адекватных норм поведения. Индивидуальная психокоррекционная работа строится при опоре на данные направления как на «генеральные линии» развития ребенка, позволяющие определить общие цели кор-рекционно-развивающего воздействия. Первый этап индивидуальной психологической коррекции должен быть направлен на создание психологической базы для развития ребенка. В первую очередь, внимание обращается на моделирование оптимальной социальной ситуации его развития, которая предполагает формирование соответствующих возрасту: а) форме общения со взрослым и сверстником; б) виду деятельности. В процессе общения со взрослым формируют потребности и мотивы общения, характерные для данного возрастного этапа развития детей. При этом взрослый служит своеобразным «мостиком», по которому ребенок с проблемами в развитии «входит» в жизнь, осваивая предметную, игровую и продуктивные виды деятельности. На таких занятиях педагог-психолог использует задания, связанные с активизацией интереса детей к деятельности, формированием системы ориентировочных (познавательных) действий и соответствующих операций. На этом этапе расширяются потенциальные возможности для развития так называемых «базовых» психических процессов и сохранных психических функций. Постепенно создаются такие ситуации, в которых либо ребенок уже «хочет» больше, чем «умеет», потому что взрослому удалось сформировать мотивационную основу предметно — практической и познавательной деятельности, либо «умеет» больше, чем «хочет» в рамках данной деятельности. Согласно А. Н. Леонтьеву, это является поводом к изменению социальной ситуации развития и переходу на следующую ступень психического развития через формирование новых познавательных установок и освоение новых видов деятельности. На этом этапе индивидуальной психологической коррекции приходит время для стимуляции так называемых развивающихся психических функций и расширения «зоны ближайшего развития ребенка». Затем приступают к формированию функционального единства всех психических процессов в разных видах детской деятельности. В этот момент важно создать условия для перевс да всех психических функций в «ранг» произвольных. На последнем этапе взрослый создает условия для овладения ребенком произвольностью уже не отдельных функций, всего поведения, формирования умения и навыков планировг ния и самоконтроля хода и результатов деятельности. В этс время создаются оптимальные условия для компенсации нарушенных функций и профилактики отклонений в формировании личности. Цель психокоррекции считается достигнуто! если уровень социально-психологической адаптированное™ ребенка в социальной среде и коллективе нормально развивающихся сверстников является устойчивым. Рассмотрев этапы индивидуальной психологической коррекции, приведем примеры. Конспект индивидуального занятия по психокоррекции1 с ребенком (мальчик) 1 года обучения в специальном детском саду (средняя группа), имеющем диагноз: нейросенсорная тугоухость III степени, педагогическая запущенность Цели: • развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз («Соедини точки карандашом»); • развитие внимания, развитие графических навыков, ориентировка на листе бумаги, т. е. в микропространстве, восприятие частей целого предмета («Дорисуй по образцу»); • формирование представлений об основных цветах, развитие внимания, развитие графических навыков и мелкой мсторики («Раскрась по образцу»); • развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий («Карандашом укажи путь»); • развитие ориентировки на листе бумаги, изучение последовательности чисел от 1 до 5 («Соедини точки по порядку 1 до 5»). 1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефект! гии МПГУ А. Милованова, Е. Борондукова, Н. Иванова. ХОД ЗАНЯТИЯ Соедини точки карандашом Перед ребенком выкладываются 5 картинок и задается вопрос: «Какая тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы педагога: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы получилось... (то или иное изображение)?» Ребенок выполняет задание. Педагог напоминает ему, что одной рукой нужно придерживать лист бумаги, а другой рукой — рисовать. После выполнения задания еще раз обсуждается с ребенком, что у него получилось. Дорисуй по образцу Ребенку поочередно предлагаются задания. «Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисовать ...» (пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и пятнышки у котика). Ребенок дополняет предложение на доступном ему уровне. Если он затрудняется в выполнении этого задания, то педагог предлагает посчитать недостающие детали на образце и соотнести с тем, что ребенок нарисовал. Раскрась по образцу Педагог поочередно предлагает ребенку раскрасить полоски на шарфике и кнопки на телефоне разными цветами, но чтобы получилось так, как на демонстрируемой картинке. Затем педагог спрашивает: «Где у тебя зеленая кнопка?.. А где зеленая кнопка на моем рисунке?.. Они одинаково расположены?» и т. д. Физкультурная минутка Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле.) Ребенок выходит из-за стола. Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднята правая рука, согнута левая нога и т. д.) Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает,] какая именно рука поднята или какая нога согнута. Карандашом укажи путь Взрослый говорит: «Помоги машинке доехать до дома. Где] машинка?.. А где домик?.. Как машинке доехать до домика?Я По какой дороге? » Педагог предлагает ребенку взять маленькую игрушечную! машинку и довести ее до домика. Затем ребенок берет карат даш и, не отрывая руки, выполняет это задание (по аналогии проводится задание с самолетом.) Соедини точки по порядку Перед началом работы педагог задает вопросы: «Как ты дума-1 ешь, что это?.. Что нужно сделать, чтобы получилась картинка?» Педагог поясняет, что нужно поставить пальчик на точку № 1, затем глазками найти точку № 2 и довести до нее пальчик и т. д. Затем вместо пальчика ребенок действует карандашом. Итоговый вопрос: «Что у тебя получилось?» Итоги занятия В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше] всего понравилось? В свободное время детям предлагается рас-] красить получившиеся рисунки. Приведем другой пример с более старшим ребенком. План индивидуального психокоррекционного занятия1 с ребенком (девочка) 3-го года обучения в специальном детском ] саду (подготовительная к школе группа), имеющим диагноз: ЗПР | Цеди: • развитие кратковременной памяти и ориентировки в прс странстве («Сделай, как было»); 1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефектоло гии МПГУ Е. Буковкина, Т. Сироткина, А. Смирнова. • развитие кратковременной памяти («Мячики в клет • развитие целостности восприятия («Заплатки»); • развитие осмысленности и избирательности восприятия • развитие пространственной ориентировки («Танграмм»); • развитие логического мышления («Серия сюжетных кар ХОД ЗАНЯТИЯ Сделай, как было Оборудование: 5 пар предметных картинок и белый лист формата А4. Инструкция: посмотри внимательно и запомни все картинки. Положи так, как было. Помощь: повторный показ в случае затруднения. Мячики в клетках Оборудование: 5 полей клеток (3 х 3), на одном из них — 2 мяча, на двух — 3 мяча, на одном — 4 мяча, одно пустое; 2 поля клеток (4x4) — на одном из них 4 мяча, другое пустое; 4 вырезанных мячика. Инструкция: посмотри и запомни, где мячики. Положи, как было. Помощь: повторный показ. При необходимости — действие по образцу. 3. Заплатки(иллюстрации сказок) Оборудование: две иллюстрации к сказкам с вырезанными из них квадратами (3 на каждой иллюстрации), одинакового размера. Инструкция: найди нужный кусочек. Помощь: показ. Усложненный вариант: коврики с различными узорами и вырезанным на каждом из них прямоугольником. Наложение контуров Оборудование: 4 карточки с наложенными контурами: • 4 наложенных контура животных; • 6 — транспорт; • 7 — овощи-фрукты; • 7 — игрушки. Инструкция: посмотри и назови, что ты видишь. Помощь: обвести изображения по контуру. Упрощенный вариант: найди один знакомый предмет и закрась его. Физкультурная минутка Стихотворение, построенное по принципу: «Расскажи сти-1 хи руками». Танграмм Оборудование: образец контурных изображений геометри-1 ческих фигур, образующих: • зайца; • собаку; • и необходимые геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона. Инструкция: сделай рядом такого же зайчика. Помощь: возвращение к способу наложения. Серия сюжетных картинок Оборудование: 2 серии картинок: • от бабушки до внучки; • от дедушки до внука. Инструкция: давай разложим по порядку, кто старше (совместное выполнение с серией «от бабушки до внучки»). Теперь! ты сама разложи (серия «от дедушки до внука»). Помощь: приложение картинок к уже выложенному ряду! первой серии. Подведение итогов занятия Самооценка ребенка с помощи методика «Лесенка». Поощ рение психологом за старание: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Завтра, наверное, будет еще лучше, чем сегодня!» Если детей можно объединить, ориентируясь на сходство нарушения и структуры дефекта, определяющих примерно одинаковый уровень обучаемости, то психокоррекционные занятия проводятся в подгрупповой или групповой форме. Подгрупповая психокоррекционная работа Программа работы психолога в этой форме составляется следующим образом:
![]() |