Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Показатели уровня ближайшего развития



I. Обучаемость:

• способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др.;

• активность ориентировки в новых условиях;

• перенос в новые условия;

• переключаемость с одного способа на другой;

• быстрота образования новых понятий и способов де:
ствия;

• темп, выносливость, работоспособность.

II. Развиваемостъ:

• откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию;

• переключаемость с одного плана мышления на другой.

I. Воспитуемостъ:

• откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию;

• активность ориентировки в новых социальных условиях;

• перенос и гибкость способов ориентировки в новых усло­виях.

Динамика изменения зон актуального и ближайшего развития испытуемого определяет наличие (отсутствие) благоприятного или неблагоприятного прогноза развития ребенка. При м следует учитывать, что дети с нарушениями в развитии, в основном, испытывают трудности, связанные с расширением зоны их ближайшего развития. В частности, дошкольники с нарушениями интеллектуального развития имеют проблемы, связанные с тем, что у них оказываются нарушенными все ком­поненты обучаемости, характеризующие психическое развитие детей соответствующего возраста.

7. Принцип коррекции и компенсации является ведущим
при разработке индивидуальной программы развития ребенка,
выборе и адаптации коррекционно-педагогических технологий
в зависимости от характера, структуры и выраженности нару­шения, степени фиксации дошкольника на своем дефекте. При этом особенное внимание уделяется формированию коррекци­онной направленности на формирование компенсаторных ме­ханизмов.

8. Принцип активного привлечения родителей к задачам
психокоррекции
предполагает налаживание активного и заин­тересованного сотрудничества психолога и родителей с целью
обеспечения непрерывности домашнего и общественного кор-рекционно-развивающего воспитания и обучения детей и пре­емственности в постановке ближайших и отдаленных целей психокоррекционной работы, определении ее содержания, при­меняемых методов и форм.

Исходя из данных принципов, психолог приступает к опре­делению содержания индивидуальной психокоррекционной работы.

Согласно Государственному стандарту дошкольного образо-; вания детей с ограниченными возможностями здоровья (про­ект 2004 года), основными линиями развития детей младшего дошкольного возрастаявляются:

• смена ведущих мотивов;

• развитие общих движений;

• развитие восприятия как ориентировочной деятельности,
направленное на исследование свойств и качеств предме­тов;

• формирование системы сенсорных эталонов;

• развитие наглядно-образного мышления;

• формирование представлений об окружающем;

• развитие понимания смысла обращенной к ребенку речи;

• овладение диалогической речью;

• овладение фонетической, лексической и грамматической
сторонами речи;

• становление сюжетно-ролевой игры;

• развитие навыков социального поведения и социальной
компетентности;

• становление продуктивных видов деятельности;

• развитие самосознания.

Для ребенка старшего дошкольного возрастаосновными линиями развития являются:

• совершенствование общей моторики;

• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной
координации;

• формирование произвольного внимания;

• развитие сферы образов-представлений;

• становление ориентировки в пространстве;

• совершенствование наглядно-образного и формирование эле­ментов словесно-логического мышления;

• формирование связной речи и речевого общения;

• формирование элементов трудовой деятельности;

• расширение видов познавательной активности;

• становление адекватных норм поведения.

Индивидуальная психокоррекционная работа строится при опоре на данные направления как на «генеральные линии» развития ребенка, позволяющие определить общие цели кор-рекционно-развивающего воздействия.

Первый этап индивидуальной психологической коррекции должен быть направлен на создание психологической базы для развития ребенка. В первую очередь, внимание обращается на моделирование оптимальной социальной ситуации его развития, которая предполагает формирование соответствующих возрасту:

а) форме общения со взрослым и сверстником;

б) виду деятельности.

В процессе общения со взрослым формируют потребности и мотивы общения, характерные для данного возрастного этапа развития детей. При этом взрослый служит своеобразным «мо­стиком», по которому ребенок с проблемами в развитии «вхо­дит» в жизнь, осваивая предметную, игровую и продуктивные виды деятельности.

На таких занятиях педагог-психолог использует задания, свя­занные с активизацией интереса детей к деятельности, формиро­ванием системы ориентировочных (познавательных) действий и соответствующих операций. На этом этапе расширяются потен­циальные возможности для развития так называемых «базовых» психических процессов и сохранных психических функций.

Постепенно создаются такие ситуации, в которых либо ре­бенок уже «хочет» больше, чем «умеет», потому что взрослому удалось сформировать мотивационную основу предметно — практической и познавательной деятельности, либо «умеет» больше, чем «хочет» в рамках данной деятельности. Согласно А. Н. Леонтьеву, это является поводом к изменению социаль­ной ситуации развития и переходу на следующую ступень пси­хического развития через формирование новых познаватель­ных установок и освоение новых видов деятельности.

На этом этапе индивидуальной психологической коррек­ции приходит время для стимуляции так называемых развива­ющихся психических функций и расширения «зоны ближай­шего развития ребенка».

Затем приступают к формированию функционального един­ства всех психических процессов в разных видах детской деятельности.

В этот момент важно создать условия для перевс да всех психических функций в «ранг» произвольных.

На последнем этапе взрослый создает условия для овладе­ния ребенком произвольностью уже не отдельных функций, всего поведения, формирования умения и навыков планировг ния и самоконтроля хода и результатов деятельности. В этс время создаются оптимальные условия для компенсации нару­шенных функций и профилактики отклонений в формирова­нии личности. Цель психокоррекции считается достигнуто! если уровень социально-психологической адаптированное™ ребенка в социальной среде и коллективе нормально развиваю­щихся сверстников является устойчивым.

Рассмотрев этапы индивидуальной психологической кор­рекции, приведем примеры.

Конспект индивидуального занятия по психокоррекции1

с ребенком (мальчик) 1 года обучения в специальном детском саду (средняя группа), имеющем диагноз: нейросенсорная тугоухость III степени, педагогическая запущенность

Цели:

• развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз («Соедини точки карандашом»);

• развитие внимания, развитие графических навыков, ориентировка на листе бумаги, т. е. в микропространстве, восприятие частей целого предмета («Дорисуй по образцу»);

• формирование представлений об основных цветах, разви­тие внимания, развитие графических навыков и мелкой мсторики («Раскрась по образцу»);

• развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий («Карандашом укажи путь»);

• развитие ориентировки на листе бумаги, изучение последо­вательности чисел от 1 до 5 («Соедини точки по порядку 1 до 5»).

1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефект! гии МПГУ А. Милованова, Е. Борондукова, Н. Иванова.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Соедини точки карандашом

Перед ребенком выкладываются 5 картинок и задается вопрос: «Какая тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы педагога: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы полу­чилось... (то или иное изображение)?» Ребенок выполняет за­дание. Педагог напоминает ему, что одной рукой нужно придер­живать лист бумаги, а другой рукой — рисовать.

После выполнения задания еще раз обсуждается с ребен­ком, что у него получилось.

Дорисуй по образцу

Ребенку поочередно предлагаются задания.

«Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисо­вать ...» (пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и пятнышки у котика). Ребенок дополняет предложе­ние на доступном ему уровне.

Если он затрудняется в выполнении этого задания, то педа­гог предлагает посчитать недостающие детали на образце и со­отнести с тем, что ребенок нарисовал.

Раскрась по образцу

Педагог поочередно предлагает ребенку раскрасить полос­ки на шарфике и кнопки на телефоне разными цветами, но чтобы получилось так, как на демонстрируемой картинке. За­тем педагог спрашивает: «Где у тебя зеленая кнопка?.. А где зеленая кнопка на моем рисунке?.. Они одинаково расположе­ны?» и т. д.

Физкультурная минутка

Она направлена на формирование пространственных пред­ставлений (ориентировка на своем теле.) Ребенок выходит из-за стола. Педагог поочередно демонстрирует картинки, на кото­рых изображен мальчик в различных статических позах (под­нята правая рука, согнута левая нога и т. д.) Ребенок должен

попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает,] какая именно рука поднята или какая нога согнута.

Карандашом укажи путь

Взрослый говорит: «Помоги машинке доехать до дома. Где] машинка?.. А где домик?.. Как машинке доехать до домика?Я По какой дороге? »

Педагог предлагает ребенку взять маленькую игрушечную! машинку и довести ее до домика. Затем ребенок берет карат даш и, не отрывая руки, выполняет это задание (по аналогии проводится задание с самолетом.)

Соедини точки по порядку

Перед началом работы педагог задает вопросы: «Как ты дума-1 ешь, что это?.. Что нужно сделать, чтобы получилась картинка?»

Педагог поясняет, что нужно поставить пальчик на точку № 1, затем глазками найти точку № 2 и довести до нее пальчик и т. д. Затем вместо пальчика ребенок действует карандашом.

Итоговый вопрос: «Что у тебя получилось?»

Итоги занятия

В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше] всего понравилось? В свободное время детям предлагается рас-] красить получившиеся рисунки.

Приведем другой пример с более старшим ребенком.

План индивидуального психокоррекционного занятия1

с ребенком (девочка) 3-го года обучения в специальном детском ] саду (подготовительная к школе группа), имеющим диагноз: ЗПР |

Цеди:

• развитие кратковременной памяти и ориентировки в прс странстве («Сделай, как было»);

1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефектоло гии МПГУ Е. Буковкина, Т. Сироткина, А. Смирнова.

• развитие кратковременной памяти («Мячики в клет­
ках»);

• развитие целостности восприятия («Заплатки»);

• развитие осмысленности и избирательности восприятия
(«Наложение контуров»);

• развитие пространственной ориентировки («Танграмм»);

• развитие логического мышления («Серия сюжетных кар­
тинок»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сделай, как было

Оборудование: 5 пар предметных картинок и белый лист формата А4.

Инструкция: посмотри внимательно и запомни все кар­тинки. Положи так, как было.

Помощь: повторный показ в случае затруднения.

Мячики в клетках

Оборудование: 5 полей клеток (3 х 3), на одном из них — 2 мяча, на двух — 3 мяча, на одном — 4 мяча, одно пустое; 2 поля клеток (4x4) — на одном из них 4 мяча, другое пустое; 4 выре­занных мячика.

Инструкция: посмотри и запомни, где мячики. Положи, как было.

Помощь: повторный показ. При необходимости — действие по образцу.

3. Заплатки(иллюстрации сказок)

Оборудование: две иллюстрации к сказкам с вырезанными из них квадратами (3 на каждой иллюстрации), одинакового размера.

Инструкция: найди нужный кусочек.

Помощь: показ.

Усложненный вариант: коврики с различными узорами и вырезанным на каждом из них прямоугольником.

Наложение контуров

Оборудование: 4 карточки с наложенными контурами:

• 4 наложенных контура животных;

• 6 — транспорт;

• 7 — овощи-фрукты;

• 7 — игрушки.

Инструкция: посмотри и назови, что ты видишь. Помощь: обвести изображения по контуру. Упрощенный вариант: найди один знакомый предмет и закрась его.

Физкультурная минутка

Стихотворение, построенное по принципу: «Расскажи сти-1 хи руками».

Танграмм

Оборудование: образец контурных изображений геометри-1 ческих фигур, образующих:

• зайца;

• собаку;

• и необходимые геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Инструкция: сделай рядом такого же зайчика. Помощь: возвращение к способу наложения.

Серия сюжетных картинок

Оборудование: 2 серии картинок:

• от бабушки до внучки;

• от дедушки до внука.

Инструкция: давай разложим по порядку, кто старше (совместное выполнение с серией «от бабушки до внучки»). Теперь! ты сама разложи (серия «от дедушки до внука»).

Помощь: приложение картинок к уже выложенному ряду! первой серии.

Подведение итогов занятия

Самооценка ребенка с помощи методика «Лесенка». Поощ рение психологом за старание: «Сегодня у тебя получилось луч­ше, чем вчера. Завтра, наверное, будет еще лучше, чем сегодня!»

Если детей можно объединить, ориентируясь на сходство нарушения и структуры дефекта, определяющих примерно оди­наковый уровень обучаемости, то психокоррекционные заня­тия проводятся в подгрупповой или групповой форме.

Подгрупповая психокоррекционная работа

Программа работы психолога в этой форме составляется следующим образом:



Просмотров 1497

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!