![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Принцип понимания структуры дефекта
Важной задачей является показать родителям серьезность нарушений именно в психическом развитии ребенка. Наиболее эффективным способом в достижении такого понимания часто оказывается наглядная демонстрация ошибок, возникающих у ребенка в процессе выполнения заданий, требующих сохранного интеллекта. За основу можно взять дидактические игры и упражнения, разработанные С. Д. Катаевой, Е. А. Стребелевой, и диагностические критерии оценок умственной отсталости. Так, родителям Кости Б. (3 года, задержка психомоторного развития) предлагалось провести с ребенком такую игру, «Достань мишке мячик». От ребенка требовалось воспользоваться вспомогательным средством для достижения цели, не без помощи взрослого он не справлялся. Было видно явное беспокойство родителей по этому поводу («такого простого о* не делает»). Хотя они не захотели говорить на данную тему, не через 2 месяца мама вернулась к данному разговору, демонстрируя результаты обучения. Ребенок по побуждению («Как достать?...Ищи!») искал стульчик, чтобы достать на шкафу нравящийся ему предмет. Оказалось, что родители специально занимались с малышом, чтобы научить его пользоваться вспомогательным средством. Одновременно произошло снижение (ранее высоких) требований к собиранию пирамидки: «Мы немног теперь даем колец». Как известно, дефект не существует изолированно и проявляется не только в нарушении мышления. Так, родители не подозревают, что у ребенка с гидроцефалией может болеть голова, и его не следует в это время перегружать какой-то информацией, так как ему трудно сосредоточиться и он быстро истощается. «Видит, слышит и чувствует» ребенок также по-другому и не стоит ругать его за то, что он не замечает разницы ме квадратом и кругом, между карандашом и палкой. Надо обучать ребенка, а не кричать на него. Для того чтобы взрослые поняли своеобразие всех сторон развития ребенка, можно предложить родителям на несколькс минут перевоплотиться в их «необычного» ребенка. В беседе родителями при этом необходимо учитывать уровень их педагогической грамотности. Педагоги должны упростить свою речи исключить из нее профессиональные термины и по мере возможности давать четкие указания и разъяснения. Поэтому на начальном этапе можно говорить с родителями «на их языке». 1. «Как я вижу?» На листе бумаге или на доске нарисовано изображение какого-то предмета. «Сначала вы обводите глазами контур предмета (указкой проводим по контуру изображения). А как ваш ребенок? Попробуйте посмотреть на предмет, не отрывая взора от указки (хаотичные движения указкой по рисунку). Что получится? Итак, прежде чем вы захотите научить малыша различать круг от квадрата, покажите ему, как «смотреть» на предмет. Обведите рукой или пальчиком (своим и ребенка) предмет по контуру, при этом не молчите, а сопровождайте действия речью («круглый», «гладкий» и т. д.)». 2. «Как я помню?» «Если ребенок с вашей помощью собрал разрезную картинку, это не значит, что он соберет ее через минуту. Попробуйте проверить это. Пусть ребенок теперь соберет ее самостоятельно. Если не получилось, повторите обучение 3-4 раза, пока малыш без вашей помощи полностью не выполнит задание. В действительности родители не замечают, что ребенок зачастую может выполнить задание только подражая, а не самостоятельно. Так, родители Кости считали, что их малыш научился собирать разрезную картинку из двух частей. Однако при предъявлении задания педагогом мальчик не смог сложить ее. Оказалось, что результата родители достигали лишь, когда действовали руками малыша. Но и это было для них прогрессом. Если раньше Костя вовсе отказывался от подобного взаимодействия, то теперь они приходили к общему результату. Вот еще пример. Мама Саши (7 лет, олигофрения в степени дебильности) пришла в детский сад за сыном. Встретив педагога, с воодушевлением начала рассказывать, что научила сына решать примеры в пределах 10. Подозвав мальчика, попросила его посчитать, сколько будет [2 + 4]. Неверные ответы оправдывала тем, что он не успел подумать. 3. «Как я слышу?» Дано предложение: «Мама пошла в магазин и купила килограмм апельсинов». Вы полностью слышали каждое слово, а ребенок может «услышать» (с нашей точки зрения запомнить, понять) только первую часть: «Мама пошла в магазин». Поэтому необходимо не только повторять, объяснять ребенку содержание ваших слов, но и постоянно проверять, понял ли их ребенок. Для этого (в зависимости от уровня развития ребенка) давайте ему инструкции, которые бы состояли из двух, затем из трех частей. Например, «возьми лейку и поставь на окно». Содержание их не должно быть обычным. Если ребенок привык выполнять вашу просьбу «взять лейку и полить цветок», то теперь вы просите «поставить ее на окно». Круг вопросов расширяется в зависимости от того, насколько верно родители понимают структуру дефекта.
![]() |