![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Методист (старший воспитатель) — воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность методиста в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений методиста, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия методист — воспитатель. Заведующий — методист Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга. Заведующий — воспитатель Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям заведующей, неудовлетворенность стилем руководства. Воспитатель — родитель Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Родитель — заведующий Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку. Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции. Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ,следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя. Работающий в ДОУ психолог, составив психологические портреты воспитателей, может рекомендовать заведующей грамотную расстановку кадров (таким образом, можно исключить личную антипатию), разработать методические рекомендации для коррекции стиля общения с другими сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников стиля педагогической деятельности. Для администрации детского сада это облегчит работу по координации действий сотрудников, контролю и делегированию полномочий. Обсуждая конструктивное разрешение конфликтов1 в ДОУ (если все же они возникли), можно рекомендовать участникам конфликта, не вступая в полемику, в кабинете психолога заведующей определить: 1) Что вы решили сделать, чтобы разрешить конфликт? 2) Каковы ваши ожидания относительно ответа другого человека? 3) Что вы сделаете, если он не будет вести себя предполагаемым образом? 4) Как будут восстановлены дружеские, сотруднические отношения после вашей реакции, связанной с нарушением ожиданий? Психологу необходимо выслушать, понять конфликтующие стороны и найти пути ослабления напряжения и урегулирования конфликта. Несколько упражнений, способствующих профилактике и разрешению конфликтов. Выберите какую-нибудь интересную проблему, о которой члены коллектива имеют разные мнения (или создайте такую ситуацию искусственно). Разделитесь на две подгруппы, каждая из которых займет противоположную позицию. Каждая подгруппа в течение 15 минут готовится представлять свое мнение по проблеме. Каждый человек из подгруппы образует пару с членом другой подгруппы (А и Б), они представляют противоположные точки зрения (А и Б). На представление своей позиции дается 5 минут каждому. Затем они меняются ролями: в течение 5 минут Б представляет позицию А, а А представляет позицию Б. Затем паре дается 15 минут, чтобы достичь взаимного соглашения по обсуждаемому вопросу, при этом оба участника подчиняются правилу: перед тем, как ответить на высказывание, нужно правильно и с теплотой передать своими словами утверждение другой стороны. 1 Рекомендации М. А. Ураловой из статьи «Управление конфликтами» / Управление ДОУ. № 2, 2002. Следующие упражнения можно проводить в середине дня, по очереди со всеми воспитателями для профилактики конфликтов и снятия напряжения. 1. «Толкание». Два участника должны поднять руки над 2. «Хлопнуть руками». Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении 3. Человека просят свернуться в «упругий мяч»; кто-то из группы, кого он выберет, «разворачивает» его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие «развернуть» его. Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным. 4. Использование метода игрового моделирования проблемных ситуаций. При этом воспитателям чаще всего предлагается конкретная ситуация из практики работы с детьми, в которой педагог должен принять педагогически правильное решение. Данный метод помогает выбрать наиболее обоснованный Такие методы и приемы педагог-психолог может использовать, подключаясь к проведению родительских собраний и педсоветов детского сада. Они особенно эффектны, если в ДОУ используются нестандартные формы методической работы: круглый стол, КВН, конкурс профессионального мастерства, игра «Что? Где? Зачем?», психологический ринг, «мозговой штурм», деловая игра и др. Они повышают интерес, позволяют проявить творческую активность, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей в семье и детском саду и взаимодействия в коллективе. Об успешности работы психолога по данному направлению свидетельствует гармонизация психологического климата1 в педагогическом коллективе ДОУ.
![]() |