![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
Оцените уровень социально-психологического климата в коллективе по степени приближения к полярным профилям.
Оценка психологического климата приводится по методике Е. И. Ро- гова.
Оценка данных параметров производится следующим образом: 3 — свойство проявляется в коллективе всегда; 2 — в большинстве случаев; 1 — свойство проявляется нередко; 0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство. Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов. 1 этап: отдельно складывается все отрицательные и положительные величины, затем из большего вычитается меньшее. // этап: все полученные цифры складываются и делятся на количество отвечающих. Затем результат сравнивают с «ключом» методики: +22 и более— высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от+8 до+22 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от О до +8 — низкая степень социально-психологического климата; от О до —8 — начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от —8 до —10 — средняя неблагоприятность; от —10 и ниже— сильная неблагоприятность. Законодательные основы работы практического психолога. Цели создания психологической службы в ДОУ. Права и обязанности педагога-психолога. Профессионально значимые качества педагога-психолога. Факторы, охлаждающие общение с ребенком. Направления деятельности педагога-психолога. Отличие педагога-психолога от психолога-исследователя. Формы отчетности педагога-психолога. Модель кабинета практического психолога. Модель психологической службы в ДОУ. Схема этапов работы практического психолога. Уровня адекватности родительского запроса по отношению к ребенку. Условия проведения психотерапии. Понятие социально-психологической адаптированности. Причины социальной дезадаптации ребенка-дошкольника. Признаки нарушения социальной адаптации в младенческом, раннем и старшем дошкольном возрасте. Этапы адаптации ребенка к новым условиям среды. Основные направления профилактики социальной дезадаптации. Методические рекомендации по профилактике нарушений адаптации ребенка к детскому саду. Признаки отклоняющегося поведения. Типы невротической защиты. Методика формирования эффективных навыков общения. Проявления стрессового состояния у детей. Виды психологической защиты. Методические рекомендации по оказанию психологической помощи ребенку в стрессовом состоянии. Использование комбинированной психотерапии при работе с дошкольниками с проблемами в развитии. Положительные и отрицательные стороны психотерапевтических методик, применяемых в работе с дошкольниками. Гештальт-терапия. Психотерапевтические приемы в работе с детьми. Метод конгруэнтной психотерапии. Техника конструирования «Я» — высказываний и «Ты» — высказываний. 25. Истоки поведенческой терапии. Значение разработок Дж. Уотсона. 26. Этапы формирования позитивного поведения. Виды психологического подкрепления. 27. Метод статусной терапии Т. В. Сенько. 28. Метод арттерапии. 29. Стадии проведения арттерапии. Роль психолога-консультанта. 30. Работа с водой и песком. Роль психолога-консультанта. 31. Виды игровой терапии. Особенности проведения направленной и ненаправленной игротерапии. 32. Методика А. И. Захарова по коррекции страхов. 33. Основные стратегии коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста. 34. Значение идей Дж. Морено для создания психодрамы и 35. Методика психотерапии детских неврозов И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. 36. Методика нейролингвистического программирования: 37. Основные черты терапевтической метафоры. 38. Программа Н. П. Слободяник и С. В. Крюковой по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей. 39. Основные задачи работы психолога ДОУ с родителями. 40. Стили «неправильного» семейного воспитания. Наиболее 41. Формы работы практического психолога с родителями. 42. Интегральная телесная терапия (ИТТ) для родителей и детей 43. Роль психологического климата педагогического коллектива. Методика оценки психологического климата. 44. Виды работы педагога-психолога с персоналом ДОУ. Психотерапевтические приемы и методы в работе с педагогами ДОУ. 45. Психологические рекомендации педагогам по работе с ребенком с нарушениями в поведении. Литература 1. Агафонова И. Н. Социально-психологическое обучение детей 2. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа 3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994. 4. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.-Минск, 1997. 5. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990. 6. Анисимова Н.Л., Солнцева Л. и". Модель кабинета практического психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. // Дефектология. 1996, № 6. 7. Анохина Т. Педсоветы в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. 1996, № 10. 8. Ануфриев А. Ф., Костпромина С. Н. Как преодолеть трудности 9. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской пси 10.Ахмедзянова Л. М. Педагогическое призвание и динамика его 11.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. 12.Балабанова В. П., Богданова Л. Г., Бенедиктова Л.В.и др. 13.Баряева Л. Б., Зарин А. Я. Обучение сюжетно-ролевой игре 14.Белополъская Я. Половозрастная идентификация. Методики 15.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997. 16.Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатулла В. Заведующий детским дошкольным учреждением. М., 1984. 17.Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения 18.Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. 19.Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М., 20.Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной 21.Венгер Л. А., Мухина Б. С. Психология: Учебное пособие для 22.Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения 23.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы 24.Водоватова Ф.Ф., Бумагина Л. В. Организация деятельности 25.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1973. 26.Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1980. 27.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сборник статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., 28.Воронова А. П., Защиринская О. В. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). М., 1998. 29.Вулъфов Б. 3. Семь парадоксов воспитания. М., 1994. 30.Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ро-левым играм. М., 1975. 31.Гаврилушкина О. Я. Обучение конструированию в дошколь 32.Гаврилушкина О. П., Соколова Я. Д. Воспитание и обучение 33.Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996. 34.Гарбузов В. Я. Воспитание ребенка. СПб., 1997. 35.Гарбузов Б. Я. Нервные дети: Советы врача. Л., 1990. 36.Гарбузов В. Я. Практическая психотерапия. СПб., 1993. 37.Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983. 38.Головей Л. А., Грищенко Н.А. Первичная психологическая консультация. Л., 1988. 39.Гоноболин Ф.Н.О педагогических способностях учителя. М., 1964. 40.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Бугименко, Е. А., Венгер Л. А. и др. М., 1992. 41.Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств 42.Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм./ 43.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников./ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 44.Дошкольное воспитание аномальных дошкольников. / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1993. 45.Дошкольное образование России в документах и материалах. 46.Дошкольное образование России в документах и материалах: 47.Дробинская А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. // Дефектология. 1996, № 3. 48.Егошкин Ю. В. Психологические рекомендации по работе нервными и психопатизированными детьми. / Под ред. Д. В. Колесова. Рязань, 1995. 49.Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1981. 50.Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986. 51.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986. 52.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. 53.Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1989. 54.Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 55.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1991. 56.Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 1993. 57.История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. 58.Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1998. 59.Калижнюк Э. С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Методические рекомендации. М., 1982. 60.Карабанова О. А. Игра и коррекция психического развития 61.Клинико-педагогическое изучение детей со сложным дефектом. / Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. М., 1980. 62.Ковалева Л. И. К вопросу о психолого-педагогическом изучении слабовидящих дошкольников, поступающих в детский 63.Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих 64.Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы / Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб., 2000. 65.Концепция психологической службы образования. / Н. В. Морозова, С. В. Кривцова и др. // Школьный психолог. 1999, №10. 66.Коррекционное обучение как основа личностного развития 67.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждения для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2001. 68.Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. 69.Кравцов Г. Г., Кожарина Л. А., Плошаева Е. М. Царевна Несмеяна и другие или воспитание произвольности. // Дошкольное воспитание. 1991, №11. 70.Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М., 2000. 71.Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997, № 7. 72.Кузнецова Л. В. Особенности мотивационной готовности детей с ЗПР к школе. // Дефектология. 1981, №6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. 73.Лазарев В. С. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М., 1995. 74.Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984 75.Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. М., 1990. 76.Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. М., 1991. Линде Н. Д. Современные психотерапевтические школы и подготовка психосоциальных работников и практических психологов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реаби-литационной работы. 1998, № 1. 77.Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 78.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. Марковская И. М. Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2001. 79.Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997. Медведева И., Шишова Т. Дети нашего времени. Размышления детских психологов. М., 2000. 80.Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Разноцветные белые вороны. М., 1996. 81.Миллс Д., Кроули Р. Терапевтическая метафора для детей и «внутреннего ребенка». М., 2000. 82.Минкевич Л. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов // Дошкольное воспитание. 1993, № 4. Мясищев В. Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности. Л., 1962. Немое Р. С. Психология: В Зт. Т. 1. М., 1990. 83.О введении в штат дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов // Инф. сб. МО России. 1990, № 12. 84.Овчарова Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в 85.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 86.Одаренный ребенок / Под ред. О.М.Дьяченко. М., 1997. 87.Одинцова Л. О новых подходах к работе с педагогическими 88.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1984. 89.Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990. 90.Павлий Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции 91.Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979. 92.Панфилова М. А, Игротерапия общения: Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений.
93.Пахалъян В. Э. Работа психолога при проведении педагогического консилиума // Вопросы психологии. 1990, № 4. 94.Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995. 95.Лиз А Язык телодвижений. Н.Новгород, 1992. 96.Подласый и". Л. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М, 1999. 97.Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. М.-Воронеж, 1996. 98.Поздняков В. Н. Новая телесная терапия для детей и родителей. М., 1998. 99.Положение о службе практической психологии в системе 100.Программа «Одаренный ребенок». М., 1995. 101.Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1987. 102.Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного 103.Программы для специальных дошкольных учреждений: Вос 104.Программы для специальных дошкольных учреждений: Вос 105.Прохорова Г., Бочкарева М. Конкурс профессионального ма 106.Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. М., 1995. 107.Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб., 2001. 108.Психологические тесты (для деловых людей) / Сост. Н. А. Лит-винцева. М., 1994. 109.Психология личности: Тексты. М., 1982. 110.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста./ Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998. 111.Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение 112.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. 113.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии: В 3 т. Т. 2. М., 114.Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. // Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995. 115.Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, профилактика, коррекция. М., 1998. 116.Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М., 1996. 117.Свиридюк Т. П. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста. Киев, 1981. 118.Селиверстов В. И. К вопросу о психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте. // Учитель-дефектолог. М., 1989. 119.Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. Ташкент, 1979. 120.Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования./ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989. 121.Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в 122.Слободяник Н.П. Коррекционно-развивающие программы по 123.Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения. / 124.Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М., 1983. 125.Сорокина Т. М. Амбивалентное поведение у детей раннего возраста. // Новые исследования в психологии. 1978, № 1(18). 126.Спиваковская А С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980. 127.Спок Б. Разговор с матерью. М.,1991. 128.Стеркина Р. Современные проблемы научно-методического 129.Страковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и 130.Стрелкова Л. П. Уроки сказки. М., 1989. 131.Татаржинская Е. О нетрадиционных методах проведения педагогических советов в детском саду // Дошкольное воспитание. 1995, № 1. 132.Теории личности в зарубежной психологии. М., 1984. 133.Теплюк Т. Как подготовить малыша к детскому саду. // Дошкольное воспитание. 1991, №8. 134.Токринкова Г. Самообразование в системе непрерывного образования // Дошкольное воспитание. 1991, №5. 135.Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986. 136.Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха. М., 1979. 137.Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994. 138.Урунтаева Г. А Дошкольная психология. Учебное пособие. М., 1996. 139.Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990. 140.Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя 141.Филичева Т.Е., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999. 142.Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск, 143.Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. 144.Чиркова Т. И. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Н. Новгород, 1995. 145.Чиркова Т. Я. Психологическая служба в детском саду. М., 1998. 146.Шакуров Р. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982. 147.Шванцара И. к др. Диагностика психического развития. Прага, 1978. 148.Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995. 149.Шишова Т. Л. Страхи -- это серьезно. Как помочь ребенку 150.Юницкий А. В. Психология детской потери // Вестник МГУ. 151.Яссман Л. В., Данюков В. Я. Основы детской психопатологии: Учебно-методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов. М., 1999.
Содержание Введение........................................................................ 3
![]() |