Главная
Обратная связь
Дисциплины:
Архитектура (936) Биология (6393) География (744) История (25) Компьютеры (1497) Кулинария (2184) Культура (3938) Литература (5778) Математика (5918) Медицина (9278) Механика (2776) Образование (13883) Политика (26404) Правоведение (321) Психология (56518) Религия (1833) Социология (23400) Спорт (2350) Строительство (17942) Технология (5741) Транспорт (14634) Физика (1043) Философия (440) Финансы (17336) Химия (4931) Экология (6055) Экономика (9200) Электроника (7621)
|
Фасилитаторы общения с ребенком
Фасилитатор общения
| Пример
| Кто делает это?
|
Воспитатель
| Родители
|
|
|
|
| Уменьшение физической дистанции общения
| От 15-20 до 50см
|
|
| Тактильный контакт с ребенком
| Поглаживание по голове, прикосновение к руке и др.
|
|
| Увеличение доли зрительного контакта «глаза в глаза» с ребенком
| До 70% и выше
|
|
| Идентификация с ребенком
| «Отзеркаливание» поз ребенка. Частное называние в речи имени ребенка
|
|
| Элепатия
| «Вчувствование» в состояние ребенка, умение посмотреть на ситуацию его глазами
|
|
| Использование стратегии на положительное подкрепление
| «Я загадаю про тебя хорошее слово — отгадай, какое»
|
|
| Отражение в речи чувств ребенка и его эмоций
| «Ты обиделась. Тебе стало обидно, потому что...»
|
|
|
|
|
|
| Эмоциональное предвосхищение в речи успехов ребенка
| «Мама так обрадуется, когда увидит, что это ты нарисовал! »
|
| ;
| Отсутствие в речи слов «должников»
| Замена на вопросительные фразы: «Ты хочешь...?»
|
|
| Отсутствие в речи фраз, начинающихся с «Ты не можешь» , «У тебя не получается»
| Замена утвердительной вопросительной фразой: «Ты не хочешь...?» + Обобщение позиций ребенка и взрослого: «Давай сделаем...»
|
|
| Предоставление альтернативы действий
| «Ты хотел бы так или иначе?»
|
|
| Рационализация неприятностей
| «Даже если... (проблема), все равно...»; «...(проблема), но...»
|
|
| Использование слов самоподдержки
| «Мы сможем!»; «У нас все получится!»; «Мы справимся!»; «Все будет хорошо!»
|
|
| Использование «Я-высказыва-ний»
| Высказывания, которые содержат 4 основных компонента: 1) констатацию чувств взрослого («Мне не нравится...»); 2) описание ситуации в безличной форме («...когда в меня бросают мячом»);
|
|
|
|
|
|
|
| 3) описание послед-
|
|
|
| ствий ситуации;
|
|
|
| 4) предоставление
|
|
|
| альтернативы пове-
|
|
|
| дения ребенку: «по-
|
|
|
| этому выбирай: или
|
|
|
| ты будешь бросать
|
|
|
| мяч. в корзину, или
|
|
|
| я заберу у тебя его»
|
|
| Проведение ана-
| « Карабас-Барабас
|
|
| логии поведения
| очень обрадовался
|
|
| ребенка со
| и захотел бы с то-
|
|
| Сказочным
| бой дружить, если
|
|
| персонажем
| бы ты толкнул сей-
|
|
|
| час Марину»
|
|
| | | | | | Естественно, что использование в общении как с детьми, так и со взрослыми факторов, затрудняющих или облегчающих его, напрямую коррелирует с наличием проблем в осуществлении профессиональной деятельности воспитателей.
Профилактика конфликтов в коллективе ДОУ
Психолог (в силу особенностей своей профессии) должен первым сделать шаг навстречу педагогу: помочь разобраться, проанализировать и найти пути решения проблем в сферах профессиональной деятельности воспитателя1.
• «Воспитатель — ДОУ» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе);
• «Воспитатель — группа» (общение со всей группой детей, малой группой);
1 Использованы материалы из раздела «Сопровождение сопровождающих» в кн.: Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПБ., 2003.
• «Воспитатель — ребенок» (диалоговое общение с ребенком и его родителями);
• «Я — воспитатель» (профессиональная саморегуляция и личная психотехника).
В каждой из этих областей, составляющих профессиональную деятельность педагога, психолог может помочь воспитателю в решении его проблем:
• поддержать педагога в раскрытии его индивидуальности, не дать ему «потерять свое лицо», «устать от профессии педагога», что чревато для него нервными срывами;
• раскрыть «секреты» общения с большой и малой группой детей-дошкольников разного возраста; найти свой стиль общения с детьми, соответствующий индивидуально-психологическим особенностям педагога, чтобы постоянный контроль над своим «правильным» поведением не привел к изматывающей усталости, частым головным болям и другим проблемам со здоровьем;
• помочь правильно выбирать коммуникативную позицию в общении с ребенком и его родителями; чувствовать ритмику разговора, владеть приемами «Я-сообщения», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и др. Ориентируясь на представленную типологию проблем, характерных для профессионального общения педагогов ДОУ, можно все конфликты, которые возникают в детском саду, классифицировать следующим образом (по М. А. Араловой).
Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, заведующей, ощущение собственной нереализованности.
|