Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Фасилитаторы общения с ребенком



 

 

 

Фасилитатор общения Пример Кто делает это?
Воспитатель Родители
Уменьшение физической дистанции общения От 15-20 до 50см    
Тактильный контакт с ребенком Поглаживание по голове, прикоснове­ние к руке и др.    
Увеличение доли зрительного кон­такта «глаза в глаза» с ребенком До 70% и выше    
Идентификация с ребенком «Отзеркаливание» поз ребенка. Част­ное называние в речи имени ребенка    
Элепатия «Вчувствование» в состояние ребенка, умение посмотреть на ситуацию его глазами    
Использование стратегии на положительное подкрепление «Я загадаю про тебя хорошее слово — отгадай, какое»    
Отражение в речи чувств ребенка и его эмоций «Ты обиделась. Тебе стало обидно, потому что...»    

 

Эмоциональное предвосхищение в речи успехов ребенка «Мама так обраду­ется, когда увидит, что это ты нарисо­вал! »   ;
Отсутствие в речи слов «должников» Замена на вопроси­тельные фразы: «Ты хочешь...?»    
Отсутствие в речи фраз, начинающихся с «Ты не можешь» , «У тебя не полу­чается» Замена утвердитель­ной вопроситель­ной фразой: «Ты не хочешь...?» + Обоб­щение позиций ре­бенка и взрослого: «Давай сделаем...»    
Предоставление альтернативы действий «Ты хотел бы так или иначе?»    
Рационализация неприятностей «Даже если... (проб­лема), все равно...»; «...(проблема), но...»    
Использование слов самопод­держки «Мы сможем!»; «У нас все получится!»; «Мы справимся!»; «Все будет хорошо!»    
Использование «Я-высказыва-ний» Высказывания, ко­торые содержат 4 основных компо­нента: 1) констатацию чувств взрослого («Мне не нравит­ся...»); 2) описание ситуа­ции в безличной фор­ме («...когда в меня бросают мячом»);    
  3) описание послед-    
  ствий ситуации;    
  4) предоставление    
  альтернативы пове-    
  дения ребенку: «по-    
  этому выбирай: или    
  ты будешь бросать    
  мяч. в корзину, или    
  я заберу у тебя его»    
Проведение ана- « Карабас-Барабас    
логии поведения очень обрадовался    
ребенка со и захотел бы с то-    
Сказочным бой дружить, если    
персонажем бы ты толкнул сей-    
  час Марину»    
         

Естественно, что использование в общении как с детьми, так и со взрослыми факторов, затрудняющих или облегчающих его, напрямую коррелирует с наличием проблем в осуществлении профессиональной деятельности воспитателей.

Профилактика конфликтов в коллективе ДОУ

Психолог (в силу особенностей своей профессии) должен первым сделать шаг навстречу педагогу: помочь разобраться, проанализировать и найти пути решения проблем в сферах профессиональной деятельности воспитателя1.

• «Воспитатель — ДОУ» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе);

• «Воспитатель — группа» (общение со всей группой детей, малой группой);

1 Использованы материалы из раздела «Сопровождение сопровожда­ющих» в кн.: Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПБ., 2003.

• «Воспитатель — ребенок» (диалоговое общение с ребенком и его родителями);

• «Я — воспитатель» (профессиональная саморегуляция и
личная психотехника).

В каждой из этих областей, составляющих профессиональ­ную деятельность педагога, психолог может помочь воспитате­лю в решении его проблем:

• поддержать педагога в раскрытии его индивидуальности, не дать ему «потерять свое лицо», «устать от профессии педагога», что чревато для него нервными срывами;

• раскрыть «секреты» общения с большой и малой группой
детей-дошкольников разного возраста; найти свой стиль
общения с детьми, соответствующий индивидуально-психо­логическим особенностям педагога, чтобы постоянный кон­троль над своим «правильным» поведением не привел к изматывающей усталости, частым головным болям и дру­гим проблемам со здоровьем;

• помочь правильно выбирать коммуникативную позицию в общении с ребенком и его родителями; чувствовать ритми­ку разговора, владеть приемами «Я-сообщения», компромисса, индивидуализации педагогических воздействий и др.
Ориентируясь на представленную типологию проблем, ха­рактерных для профессионального общения педагогов ДОУ, можно все конфликты, которые возникают в детском саду, клас­сифицировать следующим образом (по М. А. Араловой).

Воспитатель — воспитатель

Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с ро­дителями, детьми, заведующей, ощущение собственной нереализованности.



Просмотров 1368

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!