![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Принцип деятельностного подхода
Сущностный аспект деятельности — ее понимание как счастья, как формы самовыражения, как формы становления человека тем, что заложено в потенции, как завершение природы человека путем развития его возможностей (Аристотель, Спиноза, Фромм и др.). Та деятельность, которая оценивается только с позиции ее продуктивности, результата, как правило, жестко детерминирована, не свободна, а следовательно, и ограничена по возможностям развития личности. Если мы будем говорить родителям о важности вовлечения ребенка в деятельность, то может произойти неверное понимание ее смысла. Акцент надо сделать именно на том, что деятельность должна соответствовать возрасту ребенка, что делает ее интересной, взрослый (и чем она разнообразнее, тем лучше). Так, в семье Б. бабушка утверждала, что заниматься с малышом надо только в форме игры. С одной стороны, похвально стремление вести занятия в игровой форме. Но оказывается, есть и отрицательная сторона: ребенок не вовлекался в другие виды деятельности, потому что они не носили игровой характер. Развитие предметной деятельности, а до этого — простых манипуляций с разнообразными предметами у ребенка происходило в ущемленном варианте. Встречается и другой вариант. Подарив игрушку, взрослые забывают о ребенке. Предоставленный сам себе, наедине с игрушками ребенок не умеет играть с ними. Играть (а значит, и действовать) надо учить. Как видим, деятельностный подход — это подход не только к ребенку, но и к взрослому. Построение занятия с сыном или дочерью подразумевает деятельность взрослых, требующую осмысленного отношения к взаимодействию с аномальным ребенком. Именно от взрослого зависит смена видов деятельности, игровая форма занятий и перенос способов деятельности. Коррекционный принцип Знания, которые мы даем родителям о воспитании и обучении их детей, не могут использоваться ими полноценно без руководства педагога и воспитателя. В основном, коррекционная работа осуществляется в дошкольном учреждении. Каждый раздел программы соответствует коррекционно-развивающим задачам. Создаются специальные условия для обучения детей с отклонениями в развитии. В связи с этим семейное воспита- ^ ние ребенка должно не противоречить программе, а следовать единым целям с ней. Для этого родителям даются задания на дом. Взрослым объясняется, что обучение ребенка не заканчивается при выходе его за пределы детского сада. Им важно суметь организовать жизнь ребенка так, чтобы постоянно происходила коррекция какого-то его недостатка. В зависимости от того, к какому типу семей (с активной или пассивной позицией на воспитание) относятся взрослые, непосредственно участвующие в воспитании ребенка, педагогу и воспитателю важно определить тактику взаимодействия с ними. Если взрослые не идут на контакт, задания не выполняют или делают это очень редко, то следует изменять задания, приспосабливать под условия жизни семьи. Например, воспитанием Оли Н. (6 лет, олигофрения в степени дебильности) занимается бабушка, родители девочки по-; гибли. Бабушке не хватает не только времени на занятия с внучкой, но и педагогической грамотности. Воспитание и обучение перекладывалось полностью на детский сад. Естественно, говорить с бабушкой следует на более простом языке, задания предлагать таким образом, чтобы она могла заниматься с ней в доступное время, в быту. Другим родителям можно предложить посетить занятия; педагога, воспитателей, показать, какие пособия можно сделать. Так, некоторые родители не представляют, что дидактический материал можно сделать самим. Любые коробки из-под конфет, красочные упаковки и т. п. могут стать самым интересным материалом для ребенка. Главное, чтобы цвета, форма были естественны, доступны восприятию ребенка. Чем больше взрослые члены семьи узнают вариантов проведения занятий, тем лучше. Мать, забирая ребенка из детского сада, будет вызывать его речевую активность, расспрашивая' элементарных вещах: «что ты сегодня ел», «кого угостил конфетой», «скучал ли», «кто пришел за твоим другом — мама или папа», «как ты занимался» и т. д., — это уже форма занятия. Бабушка повторит названия овощей во время приготовления обеда и попросит помочь внучку, — еще одна форма занятия. Некоторые семьи подсознательно пользуются разными формами занятий, и положительное влияние этого несомненно. Когда родители проявляют заинтересованность жизнью ребенка, то у малыша формируются ожидания реакции и вопросов взрослого и просыпается познавательная активность. Чем чаще педагог-психолог, дефектолог или воспитатель будут привлекать внимание родителей к принципам воспитания аномального ребенка, тем чаще они будут пользоваться ими, взаимодействие с сыном или дочерью приобретет более осмысленный характер. Сила принципов воспитания заключается в том, что они обобщают весь накопленный в истории опыт воспитания. Родителям, владеющим этими знаниями, лишь остается проверять, подходит ли воспитательное действие под принцип воспитания или нет. Под воспитательным действием следует понимать любое воздействие на ребенка (словом или делом), которое осуществляется членами семьи. Активность родителей возрастает, если они осведомлены о результатах своих усилий. Следует помнить, что негативная обратная связь или возникновение у родителей ощущения неудачи может разочаровать их и погасить интерес к этому роду деятельности. Также важно отметить роль педагога, воспитателя и психолога в поддержании эмоционального благополучия в семьях, имеющих умственно отсталых детей. Основной причиной разводов является не просто дефект ребенка, а неумение совместно решать возникающие проблемы. Так, на примере одной семьи можно было видеть, как мать заняла ведущую роль в воспитании и, несмотря на желание отца заниматься с малышом, стала ограничивать контакты отца с сыном. Объяснение такого поведения матери заключалось в том, что для «необычного» ребенка нужно специальное обучение и осуществить его позволит только ее собственный опыт. Лишь после многократного подтверждения значимости отца в глазах матери (отец являлся наиболее значимым и авторитетным лицом для ребенка) удалось добиться равного участия членов семьи в воспитании. Таким образом, специфика работы с семьями заключается в психологической поддержке взрослых, снятии стресса и недоверия к специалистам. Всем своим поведением воспитатель и педагог должен проявлять искренний интерес ко всему, чем живет ребенок, уважение к его родным, готовность к тесным контактам с ними. Как показал эксперимент, работу с родителями необходимо проводить систематично и подход к семьям должен быть индивидуальным. Семьям с тяжелым материальным положением необходимо изначально показать, как можно добиться хороших результатов в обучении ребенка посредством собственных усилий (сделать пособия, игрушки собственными руками, умело использовать время для занятий с детьми и т. п.). Есть семьи, в которых основным дестабилизирующим фактором выступает дефект ребенка, родители ощущают себя всеми оставленными и никому не нужными, замыкаются в своем горе, считают, что подобной проблемы не может быть ни у кого другого. Таким взрослым необходимо предложить художественную литературу, в которой описываются случаи рождения аномального ребенка, переживания родителей, выходы из кризисных ситуаций. Также акцент делается на важности под держания контактов с окружающим миром (друзьями, соседя ми), с родителями, чьи дети посещают данное учреждение. Учитывая сложность этой проблемы, на дом предлагаются задания для выполнения которых необходимо участие посторонних лиц Например, ребенок должен попросить у соседки щепотку соли для приготовления обеда и т. д. Если взрослый жалуется на недостаток специальной ли туры по обучению, то одной из первых книг, которую мы ему порекомендуем, будет сборник дидактических игр и упражнений. Конечно, основное внимание необходимо уделить тому, кг взрослые оценивают возможности ребенка в разных видах деятельности. От этого будет зависеть содержание работы с родителями: задания на понижение или повышение требований к ребенку с отклонениями в развитии. Но ни в коем случае нельзя упускать из вида недостатки воспитания, а постоянно указывать на них родителям. Итак, педагогу-психологу важно научиться видеть главную причину, мешающую установлению продуктивных взаимоотношений и взаимодействий с дошкольным учреждением и иметь целый набор методик, помогающих устранить ее и продолжить дальнейшую работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии.
![]() |