ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТА И РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ МЕЖДУ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА
Выбор рационального вида транспорта или их сочетания для овладения перевозками заключается в установлении экономически целесообразного варианта, который удовлетворяет ресурсным техническим, технологическим и другим ограничениям [6].
Количественное значение критерия оптимизации в общем виде
(10.1)
где - эксплуатационные расходы на выполнение грузовых перевозок за расчетный период при j – м варианте транспорта (или сочетания);
- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
, , - капитальные вложения в постоянные устройства, подвижной состав, грузовую массу;
- капитальные вложения, связанные с сохранностью перевозок грузов;
- коэффициенты соизмерения различных видов затрат.
Удельные капитальные вложения в подвижной состав
(10.2)
где Ка – стоимость автомобиля, у.е.;
- коэффициент использования парка автомобилей;
Тс – время работы автомобилей в наряде за сутки;
- средняя техническая скорость движения автомобилей, км/ч. Для городских перевозок 2024 км/ч, за городом 33-35 км/ч.
Удельные приведенные расходы на перевозку груза речным транспортом
(10.3)
где - соответственно удельные эксплуатационные расходы и капитальные вложения на перевозку 1 т груза речным транспортом.
Эксплуатационные расходы
(10.4)
где - коэффициент загрузки судна;
- расходная ставка по движенческой операции;
- расходные ставки на начально-конечные операции ожидания отправления судов, шлюзование, операции смены тяги;
- соответственно расходные ставки на операции при стоянке судов под погрузкой и выгрузкой, на расходы по путевому хозяйству и перевалку груза в пути;
- поправка, учитывающая влияние плавания груженных или порожних судов на скорость движения. Если для перевозки груза используются специализированные суда, идущие обратно порожними, то следует просуммировать в груженном и обратном направлениях.
Капитальные затраты
(10.5)
Значения расходных ставок в формуле (11.5) аналогичны соответствующим величинам, используемым при расчете эксплуатационных расходов.
Удельные эксплуатационные расходы на перевозку груза по магистральной железной дороге
(10.6)
где - соответственно расходная ставка по начально-конечным операциям, движенческой операции, содержанию постоянных устройств.
Удельные капитальные вложения в подвижной состав и постоянные устройства
(10.7)
где - расходные ставки по капитальным вложениям, аналогичные эксплуатационным.
Удельная стоимость грузовой массы
(10.8)
где Ц – цена 1 т груза;
- расстояние перевозки на j-м транспорте;
- средняя скорость доставки груза.
Распределение ограниченного ресурса между взаимодействующими видами транспорта возникает вследствие различной эффективности использования капитальных вложений или другого вида ресурсов на j-м транспорте. Решение такой задачи возможно методом динамического программирования.
|