Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 10. Психология взрослости и психологические проблемы позднего возраста



1. Подготовьте доклады, рефераты по темам:

Психология взрослости и старости

1) Возрастные особенности психической деятельности взрослых

2) Особенности деятельности и личности взрослых людей

3) Кризисы взрослого человека.

4). Изменение структуры социальной активности в старости

5) Функционирование психических процессов в старости

6) Психология взаимоотношений пожилого человека с молодыми поколениями

7) Психологические переживания старения и старости

Социальная психология

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. Предмет социальной психологии и история развития социально-психологических идей. Тема 1. Предмет социальной психологии и история развития социально-психологических идей. История возникновения и развития социально-психологических идей. Понятие социальной психологии. Тенденции времени. Структура социальной психики человека. Особенности становления социальной психологии как самостоятельной науки. Парадигма объяснения (опыт США), парадигма понимания (опыт Западной Европы), парадигма преобразования (опыт СССР и России).   1. Прочесть, законспектировать основные положения, сравнить отечественные и зарубежные подходы в понимании предмета социальной психологии. 2. Письменно ответить на вопросы: В чём заключается основное отличие социальной психологии от социологии и других общественных наук? В чём причины интереса общества к социально-психологическому знанию? Андреева Г.М. Социальная психология. С. 7-53. Журавлев А.Л., Соснин В.Л., Красников М.А. Социальная психология: Уч. пос.- М., ФОРУМ: ИНФРА-М., 2006, с. 3-34. П.Н.Шихирев Современная социальная психология, М., 2000. С. 26-39, 181-189, 316-342). Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.,2003. С. 7-40.
Тема 2. История отечественной социальной психологии. Социально-психологические взгляды Н.К. Михайловского. Социально-психологические воззрения Г.В.Плеханова. Н.И.Бердяев о психологии русского народа. В.М.Бехтерев о динамике психического состояния общества. В чем суть данных концепций?     1. Письменно ответить на вопросы: Почему социальная психология как отдельная отрасль психологического знания, стала позже развиваться в нашей стране, чем за рубежом? Когда и под влиянием каких факторов начинается процесс возрождения отечественной социальной психологии? Каковы основные направления ее развития? Назвать наиболее актуальные проблемы и задачи современной отечественной социальной психологии.   Парыгин Б.Д. Социальная психология. Гл. 4. С. 98-148. Абульханова – Славская К.А. , Кольцова В.А. Отечественная социальная психология // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990
Раздел 2. Группа как социально-психологический феномен. Тема 1. Психологические особенности больших социальных групп. Психология народов как предмет исследования. Интеллект и характер в психологии народа. Эмоциональность в психологии народа и многогранность его психического склада. Особенности национального умонастроения и мировосприятия. Противоречия в психологии народа. Тема 2. Стихийные группы. Феномен толпы. Характерные массовые явления в толпе. Психологические особенности поведения индивида в толпе. Психология паники и слухов. Психологическое заражение и психологическое внушение в толпе 1. Подготовить краткие сообщения, характеризующие различные виды социального влияния в психологии масс. Парыгин Б.Д. Социальная психология С.300-305. Налчаджян А.А. Этнопсихология. СПб, 2004. С. 12-34. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб, 2001. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса). СПб, 2005. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб, Питер, 2000. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1997 Чалдини Р. Психология влияния. СПб, Питер, 1999.
Тема 3. Малая группа как объект социально-психологического исследования.   Феномен малой группы как объект социально-психологического исследования. Малая группа как предмет социально-психологического исследования в зарубежной и отечественной психологии. 1. Изучить основные подходы в исследовании малой группы в отечественной и зарубежной психологии. 2. Проанализировать причины, благодаря которым область изучения малых социальных групп оказалась наиболее разработанной в социальной психологии. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., МГУ, 2001. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. С. 138-166. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах и коллективах. Минск, 2001
Тема 4. Проблема лидерства в социальной психологии. Теории лидерства. Понятие и природа лидерства. Лидерство и руководство: соотношение понятий. Функции лидерства.
  1. Проанализируйте причины «ограниченности» теории черт
  2. Заполнить таблицу по сравнению понятий «лидерство» и руководство», выделить основные сходства и различия.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. С. 271-285. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. С. 274-280. Менегетти А. Психология лидера. М., 2001. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л., 1973. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Уч.пос.- СПб.: Питер, 2006. С. 298-336. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства// Вопросы психологии. 1991. №3. С.90-98.
Раздел 3. Общение и социальное познание. Тема 4. Основные аспекты коммуникативного процесса.   Общение как социально-психологический феномен. Определение понятия. Многогранность и полипредметность феномена общения. Соотношение понятий общение и личность, общение и деятельность. Общение как коммуникация. Основные аспекты коммуникативного процесса. Теоретические подходы к общению в отечественной психологии. Интерактивная сторона общения. Социальное взаимодействие и общение. Типы взаимодействий. Стили взаимодействия. Ритуальное взаимодействие. Манипулятивное взаимодействие. Конфликт. Понятие социальной перцепции. Феномен каузальной атрибуции. Роль первого впечатления о другом человеке. Теории каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции. Межличностная аттракция и ее виды (симпатия, дружба, любовь).   1. Сравнить общее и различное в подходе к проблеме общения в общей и социальной психологии. Бодалев А.А. Психология общения. М., Воронеж. 1996. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии. // Вопр. философии. 1979. №8. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб, 1999. 2. Письменно ответить на вопросы: Какие преимущества и недостатки имеют различные формы взаимодействия при организации совместной деятельности? В чём особенность подхода к взаимодействию в трансактном анализе? Андреева Г.М. Социальная психология. С. 175-195. Парыгин Б.Д. Социальная психология. С. 410-418. Социальная психология. Хрестоматия. Уч.пос. для вузов./ Сост. Е.П. Белинская. М., 1999. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003. С. 246-270.
Раздел 4. Проблемы личности в социальной психологии. Тема 1. Социальная психология личности. Проблема соотношения личности и социума. Подход к исследованию личности в социальной психологии. Социально-психологические теории личности в зарубежной и отечественной социальной психологии. Социально-психологическая структура личности. Социальные роли. Социальные нормы. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности. Самостоятельное изучение данной темы с опорой на знания из общей, возрастной психологии, истории психологии, а также работа с учебниками. Рассмотреть понятие личности с позиций антропологического, социологического, персоналистического подходов. Социальная психология. Хрестоматия. Уч.пос. для вузов/ Сост. Е.П. Белинская. М., 1999. Парыгин Б.Д. Социальная психология. С. 151-178.  
Тема 2. Социальная установка и реальное поведение. Социальная установка и поведение. Феномен социальной установки и различные подходы к ее пониманию: состояние сознания личности, процесс переживания социальной ценности объекта, результат преломления личностью социального опыта. Аттитюды и методы их изучения. Я-концепция как социально-психологический феномен личности. Письменно ответить на вопросы: Как социальные установки связаны с реальным поведением? В чём состоит парадокс Лапьера? Социальная психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Вып. 9. Социальные установки. /Сост. Белинская Е.П. М., МГУ, 1998 Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003. С.118-137.
Тема 3. Социализация личности. Проблема социализации личности. Механизмы социализации личности в различных психологических теориях (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология). Основные стадии социализации Свенцицкий А.Л. Социальная психология. С. 96-117.; И.С.Кон. Ребенок и общество. М., 1988.Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб, 2006. С.27-37. Журавлев А.Л., Соснин В.Л., Красников М.А. Социальная психология. - М., ФОРУМ: ИНФРА-М., 2006, с. 84-107.  

Педагогическая психология

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. Введение в проблематику педагогической психологии
Тема 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. 1. Педология как самостоятельное научное направление начала 20 в. Оцените вклад педологии в развитие отечественной психологии. 2. Дайте общую характеристику современного состояния педагогической психологии. 3. Объясните причины сложности решения проблем стоящих перед педагогической психологией. Почему решение этих проблем важно для учителей-практиков? 4. В чем специфика применения психологических медов в педагогической психологии?  
Раздел 2. Психология обучения
Тема 2. Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности. 1. Раскройте суть основных факторов успешности научения. 2. Приведите примеры проявления каждого компонента структуры учебной деятельности а) в начальной школе; б) в средней школе; в) в старших классах. 3. В каком возрасте должна быть сформирована способность контролировать свою учебную деятельность? Аргументируйте свой ответ. 4. Каковы показатели сформированности действий контроля? 5. Какие теории обучения вам известны? Раскройте их основные положения.  
Тема 3. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. 1. Интерес как компонент мотивационной сферы, его струк­тура, условия формирования. Отличие интереса от занимательности и любопытства 2. Познавательная потребность и её особенности. Закономерности и условия развития внутренней (познавательной) мотивации учения. 3. Закономерности и условия развития внешней мотивации учебной деятельности. 4. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в зарубежной психологии.  
Тема 4. Учебная задача в структуре учебной деятельности 1. Приведите пример поэтапного формирования понятия или умственного действия. 2. Приведите пример формирования понятия индуктив­ным путем 3. Приведите пример формирования понятия дедуктивным путем. 4. Какие достоинства и недостатки, с вашей точки зрения, имеет каждый из вышеупомянутых путей формирования понятий?  
Тема 5. Учебные действия и операции в струк­туре учебной деятельности. 1. Назовите основные этапы формирования учебных действий (по А.К. Марковой). 2. Приведите примеры осуществления действий на а) репродуктивном уровне; б) продуктивном уровне. Аргументируйте свой ответ. 3. Назовите показатели сформированности у учащихся действий контроля и самоконтроля. 4. Назовите показатели сформированности у учащихся действий оценки и самооценки.  
Тема 6. Контроль и оценка, самоконтроль и са­мооценка в структуре учебной деятельности. 1. Назовите психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей и оцените их. 2. Почему необходим комплексный характер стимулирования и в чем он выражается? 3. Перечислите виды педагогических оценок. Охарактеризуйте каждый из видов. 4. Каковы условия эффективности педагогической оценки? 5. Предложите свои способы повышения эффективности педагогической оценки  
Тема 7. Психологические проблемы современ­ного образования. Развивающее образование и разви­вающее обучение. 1. С какими трудностями в обучении и почему чаще всего сталкиваются левши? 2. Раскройте специфику влияния обучения на развитие теоретического и эмпирического мышление учащихся. 3. Раскройте особенности влияния учебной деятельности на развитие когнитивной сферы учащихся на разных ступенях обучения. 4. Дайте характеристику гендерного подхода в образовании. Проблемы неуспевающих и слабоуспевающих детей: причины отставания в учении, приемы диагностики и коррекции.  
Раздел 3. Психология воспитания
Тема 8. Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития. 1. В чем проявляется взаимосвязь обучения и воспитания? 2. Опишите психологические механизмы воспитания. 3. Назовите психологические закономерности организации процесса воспитания. 4. Каковы закономерности формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка. 5. Охарактеризуйте психологические особенности организации самовоспитания. 6. Что такое воспитательное воздействие и каковы его виды и методы. 7. Назовите приемы воспитательного воздействия и дайте их характеристику. 8. Дайте характеристику воспитательных взаимодействий. 9. Что такое воспитательное влияние и каковы его виды.  
Тема 9. Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания. 1.Какое влияние различные социальные роли оказывают на развитие личности ребенка? Приведите примеры. 2. Как влияют на развитие личности социальные установки, оценки и санкции? 3. Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений? 4. Какова роль психологического климата в классном коллективе в развитии личности учащегося? 5. Какие параметры семейной системы оказывают влияние на становление личности? Опишите характер этого влияния.  
Раздел 4. Психология педагогической деятельности
Тема 10. Сущность и структура педагогической деятельности. 1. Определите, о каком уровне продуктивности идет речь: педагог владеет стратегиями обучения школьников знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса. На сколько продуктивен этот уровень? Обоснуйте свой ответ. 2. Опишите возможные варианты проявления мотива власти в педагогической деятельности, какое влияние они могут оказывать на учащихся? 3. Раскройте особенности педагогических задач. 4. Охарактеризуйте функциональные компоненты педагогической деятельности (по Кузьминой).  
Тема 11. Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания. 1. Дайте определение педагогического общения и охарактеризуйте его закономерности. 2. В чем проявляется творчество в педагогическом общении. 3. Охарактеризуйте этапы педагогического общения (по А. Канн-Калику). 4. Предложите, как помочь учителю в реализации этапов педагогического общения. 5. Проанализируйте конфликтную ситуацию и предложите пути конструктивного выхода из неё. На уроке при проверке домашнего задания учитель трижды спрашивает одного и того же ученика, но он молчит. В конце урока она объявляет, что ставит ему «два». На следующем уроке она вновь начинает опрос с этого ученика и, когда он отказывается отвечать, удаляет его с урока. После этого мальчик начал избегать встреч с учителем и вообще прекратил посещать уроки по этому предмету, хотя по другим учился успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.  
Тема 12. Психологические условия эффективности труда учителя. 1. Перечислите знания, умения и профессионально важные качества личности учителя. 2. Опишите этапы профессионального становления личности студента и структуру профессионального самосознания. 3. В чем заключается психологическая готовность к труду учителя? 4. В чем проявляется этика отношений между преподавателями и учащимися? Список литературы Основной: 1.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов / И.А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. – 384 с. 2. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с. Дополнительный: 1. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / Т.В. Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с. 2. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с. 3.Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.  

 

Виды и содержание самостоятельной работы для студентов

заочной формы обучения



Просмотров 916

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!