![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника. Роль учебной деятельности в психическом развитии. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Специфика восприятия. Внимание и его развитие в учебной деятельности. Особенности памяти и ее развитие в процессе обучения. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте. Мышление на уровне конкретных операций (Ж.Пиаже). Особенности развития воображения. Произвольность и осознанность всех психических процессов. Развитие личности младших школьников. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения. Эмоционально-волевые особенности младших школьников. Психологические условия формирования самооценки, ее особенности и динамика. Особенности взаимоотношения младшего школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями). Общение со сверстниками. Психологические причины осложненных форм развития в младшем школьном возрасте. Дети с трудностями в обучении и поведении. Пути оказания психологической помощи младшему школьнику. Тема 7. Психологические особенности развития подростка Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Отрочество как этап жизненного пути. Понятие «подростковый кризис». Социальная ситуация развития подростка. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Изменение внешности и адаптация к нему подростка. Физическое «Я» подростка. Психосексуальное развитие подростка. Полоролевая идентификация. Основные новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости, его особенности и направления в развитии. Проблема интересов в переходном возрасте (Л.С. Выготский). Развитие мотивационно-потребностной сферы. Ценностные ориентации подростков. Особенности развития самосознания. Особенности эмоционально - волевой сферы. Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте. Мотивация учебной деятельности подростка: особенности и динамика. Развитие познавательных процессов. Мышление на уровне формальных операций (Ж.Пиаже). Развитие познавательных интересов. Психологические проблемы общения в подростковом возрасте. Трудности становления нового типа взаимоотношений подростка со взрослыми. Подростковая субкультура. Психологические проблемы общения подростка со сверстниками: реакции группирования, имитации, конформизма. Социально-психологические аспекты девиантного поведения и формы его проявления. Подростки «группы риска». Подростки с акцентуациями характера. Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте Понятие юности и ее возрастные границы. Основные подходы к юности в зарубежной психологии. Отечественные исследования периода юности. Социальная ситуация развития в период ранней юности. Физическое развитие в юношеском возрасте. Половая идентичность и сексуальное поведение. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Когнитивное развитие в юности. Проблема личностного самоопределения. Образ «Я», уровень притязания и критерии юношеских самооценок. Эмоциональное развитие. Негативные переживания, тревожность, чувство одиночества и их преодоление. Психологические проблемы формирования мировоззрения. Проблема смысла жизни в юности. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников: основные этапы и закономерности. Психологические проблемы общения со взрослыми. Стремление к поведенческой, эмоциональной и ценностной автономии. Положение старшеклассника в школе и его взаимоотношения с учителями. Психологические проблемы любви и дружбы. Юноши и девушки «группы риска».
![]() |