![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Раздел 3. Психология личности и индивидуальности
Тема 1. Темперамент как характеристика индивида Понятие о темпераменте. Историческое содержание терминологии в учении о темпераменте. Свойства темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Физиологические основы темперамента. Гуморальные, конституциональные церебральные теории темперамента. Генетический подход к темпераменту. Многозначность связей между свойствами нервной системы и темперамента. Основные направления работ в области отечественной (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, В.М. Русалов) и зарубежной (Г. Айзенк, Р. Пломин, А. Томас и С. Чесс) дифференциальной психологии и психофизиологии. Проблема оценки типов и свойств темперамента. Темперамент и личность. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Тема 2. Личность Общее понятие о личности. Социальная сущность личности. Личность как субъект общественных и межличностных отношений. Личность и индивидуальность. Структура личности. Свойства личности. Отличительные признаки свойств личности. Самосознание личности. Происхождение и структура самосознания (И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин). Образ «Я». Самооценки и их становление в структуре самосознания. Уровень притязаний. Психологическая защита личности. Активность личности и ее направленность. Психология мотивов человека. Функции и основные виды мотивов. Понимание активности личности в современной отечественной психологии. Тема 3. Психологические теории личности Особенности основных психологических теорий личности. Теории личности фрейдизма (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) и неофрейдизма (К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм). Проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу). Теоретические подходы к проблеме личности в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович). Тема 4. Характер Понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Социально-типичное и идивидуально-своеобразное в характере. Связь характера с направленностью личности и волей. Роль приобретенных и наследственных физиологических механизмов в возникновении характера. Характер и темперамент. Их взаимосвязь. Структура характера (В.С. Мерлин). Свойства структуры характера. Акцентуации черт характера (К. Леонгард), типы акцентуаций. Формирование характера. Тема 5. Способности Понятие о способностях. Взаимосвязь способностей со знаниями, умениями и навыками. Виды способностей. Специальные и общие способности, их структура. Уровни способностей и их отличительные признаки. Способы измерения и определения способностей. Качественная характеристика способностей. Индивидуальные стили творческой деятельности. Физиологические основы способностей. Наследственное и приобретенное в способностях. Задатки и способности. Современные подходы к проблеме возникновения и развития способностей. Раздел 4. Человек как субъект деятельности Тема 1. Деятельность Понятие о деятельности. Отличия деятельности человека от поведения животных. Общественная природа и совместный характер деятельности людей. Единство сознания и деятельности. Психологическая структура деятельности. Неаддитивный характер деятельности. Внешняя и внутренняя стороны деятельности (интериоризация и экстериоризация). Факторы, обусловливающие динамику и эффективность деятельности. Освоение деятельности. Навыки и их характерные особенности. Условия формирования навыков и основные закономерности упражнений. Взаимодействие навыков. Возникновение умений. Привычки и их роль в поведении человека. Основные виды деятельности и их характеристика: учение, игра, труд, общение. Тема 2. Общение и речь Понятие об общении. Роль общения в психологическом развитии человека. Многоплановый характер общения – коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Средства общения - невербальные и вербальные. Речь как процесс вербального общения. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи. Динамическая локализация речи. Афазии. Виды речи и их характеристика. Психологические условия производства и понимания речи.
![]() |