Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Требования ГОС ВПО по специальностям подготовки



Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разныхэтапахразвития психологии.

Раздел 1. Введение в научную психологию

Тема 1. Психология как наука

Психология в недрах философии и естествознания: телеологическое мировоззрение, античная психологическая мысль Аристотеля, Гиппократа. Основные психологические учения ХУП века: учение о рефлексе, психофизическая проблема. Психология в первой половине XVIII века: учение об органах чувств, головном мозге, ассоциативная психология. Психология как самостоятельная наука: дарвинизм, учение о рефлексе, психофизиология органов чувств, исследование времени реакции. Развитие психологии в конце XIX - начале XX века: основные направления зарубежной психологии - структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ. Школы психологии: бихевиоризм, гештальт-психология, фрейдизм. Основные направления отечественной психологии начала XX века в работах В.М. Бехтерева, К.Н. Корнилова, Г.И. Челпанова.

Зарубежная психология в первой половине XX века: неофрейдизм, «теория поля», генетическая психология, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Тема 2. Предмет, задачи, методология и структура современной психологии

Предмет, основные задачи психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологического Познания. Общие требования к методам психологии. Классификация методов психологии. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии. Опрос, тесты, анализ продуктов деятельности и др. дополнительные методы психологии.

Важнейшие направления и отрасли современной психологии. Структура,состояние и перспективы современнойроссийской психологии.

Тема 3. Проблема человека в психологии

Человек как предмет психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Соотношения понятий психики человека: организм, индивид, личность, субъект, индивидуальность в современной отечественной психологии.

Анализ некоторых концепций зарубежной психологии (З. Фрейд, А. Маслоу, Г. Олпорт, Г. Айзенк и др.).

Тема 4. Психика человека как предмет системного исследования

Психика как отражение. Формы психического отражения, характеристика психики как идеального, субъективного и активного отражения. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса.

Этапы развития психики в филогенезе. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в эволюции. Мозг и психика.

Структура психики. Сознание и бессознательное, проблема их соотношения. Сущность психоаналитической концепции. Направления и возможности других психологических концепций (экзистенциальной, диалектико-материалистической, гуманистической). Сознание и деятельность. Духовная жизнь человека.

Раздел 2. Психические познавательные процессы

Тема 1. Ощущения

Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений. Рецепторы и анализаторы. Отбор информации в ощущениях. Классификация ощущений. Виды ощущений.

Общие свойства ощущений. Чувствительность и ее измерение.

Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений. Компенсаторные возможности в области ощущений.

Тема 2. Восприятие

Понятие о восприятии. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Направленность личности и восприятие. Апперцепция. Зависимость восприятия от характера деятельности. Объект и фон восприятия. Классификация восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии. Восприятие пространства и времени. Зрительные иллюзии.

Тема 3. Память

Понятие о памяти, ее значение. Процессы памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности.

Физиологические механизмы памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Запоминание и действие. Кратковременная и долговременная память. Оперативное запоминание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Мотивы запоминания. Смысловое и механическое запоминание. Заучивание и приемы его организации. Условия эффективного запоминания. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Сохранение и забывание. Реминисценция. Ретроактивное и проактивное торможение.

Тема 4. Воображение

Природа и своеобразие воображения как познавательного психического процесса.

Понятие о воображении. Физиологические основы воображения. Виды воображения, их специфика и взаимосвязь.

Мечта. Роль мечты в практической деятельности. Фантазия и грезы.

Психологические механизмы воображения. Приемы создания образов воображения. Воображение и личность.

Тема 5. Мышление

Понятие о мышлении. Особенности и единство чувственной и логической основы познания. Единство мышления и речи. Характеристика мыслительных операций. Психология и логика мышления. Понятие, суждение, умозаключение. Физиологические основы мышления.

Динамика мышления при решении задач. Различные, способы решения мыслительной задачи.

Виды мышления, индивидуальные особенности мышления. Алгоритмы и эвристика в процессе мышления: алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление.

Тема 6. Мышление и речь.

Взаимосвязь мыслительной деятельности человека с языком, с речью. Формулирование мыслей в речевом процессе как необходимое условие дискурсивного (рассуждающего, логически выстроенного, осознанного) мышления.

Тема 7. Внимание.

Понятие, сущность, функции и сферы внимания. Внимание как интериоризованная деятельность контроля (П.Я.Гальперин). Основные свойства внимания. Виды внимания и их личностная обусловленность.



Просмотров 519

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!