Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Конституционно-правовые нормы: понятие, признаки и виды



Понятие и предмет КП.

КП - одна из отраслей системы права РФ. Общ-ные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

КП - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общ-ные отнош-я, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему гос.власти и систему МСУ.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что КП регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Четыре основных группы таких отношений.

1. Нормы КП регулируют общ-ные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство гос-ва и общ-ва.

2.Предметом КП являются такие общ-ные отнош-я, которые определяют основы взаимоотношений человека с г-вом, т.е. главные принципы, хар-щие положение человека в общ-ве и г-ве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

3. Поскольку Россия является федеративным г-вом, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами.

4. система гос.власти и система МСУ.

36.Отраслевое и межотраслевое управление. Общая характеристика и особенности.

Роль органов исп.власти в реализации управленческих функций неодинакова. В зависимости от объекта управления органы исп.власти делятся на органы общей, отраслевой, межотраслевой и региональной компетенции.

Отраслевое управление, по общему правилу, относится к ведению фед.министерств, а в субъектах Федерации — соответствующих органов исп.власти. Фед.министерство — основной субъект отраслевого управления.

Для отраслевого управления характерны вертикальные правоотношения, т.е. отношения подчиненности или подведомственности.

Для отраслевого управления характерно также то, что в отношении подведомственных объектов субъекты управления вправе осуществлять все управленческие функции.

Но кроме отраслевого управления, они осуществляют и межотраслевое управление в отношении организационно не подчиненных им фед.органов исп.власти. Фед.министерство осуществляет межотраслевое управление путем координации деятельности этих органов только в случаях, установленных законами.

Под межотраслевым управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами гос.управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им управляемым объектам, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство действий этих объектов управления при решении общегосударственных или межотраслевых задач.

В отличие от отраслевого управления, представляющего собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные отношения, т.е. отношения субъектов и объектов управления, организационно не подчиненных друг другу.

Границы действия (сфера управления) органов межотраслевого управления значительно шире, чем органов отраслевого управления, так как их деятельность функциональна и распространяется на все или несколько отраслей управления.

Надведомственность полномочий органов межотраслевого хар-ра выражается в том, что их акты содержат правовые нормы, обязательные для других фед.органов исп.власти.

36.Ответ-ть органов и долж.лиц МСУ перед г-вом.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед г-вом наступает в следующих случаях: нарушения Конституции РФ,ФКЗ, ФЗ, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава МО; ненадлежащего осуществления органами и должностными лицами МСУ переданных им отдельных гос.полномочий. При этом в ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" сделана важная оговорка о том, что органы МСУ несут ответственность за осуществление отдельных гос.полномочий только в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

ФЗ №131 предусматривает особенности ответственности перед г-вом представительного органа МО, а также главы МО и главы местной администрации.

Полномочия представительного органа МСУ могут быть прекращены законом субъекта РФ.

Ответственность главы МО или главы местной администрации перед г-вом наступает в случаях:1) издания таким должностным лицом МСУ НПА, противоречащего Конституции РФ, ФКЗ,ФЗ, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу МО, и если эти противоречия установлены судом. При этом ответ-ть наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло в мер по исполнению решения суда;2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, нецелевое расходование средств из фед.бюджета. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом отв-ть наступает так же в случае если лицо не приняло никаких мер.

В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или главы местной администрации.

Задача 1.

Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем фонда может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного г-ва (место проживания не имеет значения). Отказ в регистрации в этой части неправомерен.

Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация не вправе заниматься деятельностью, приносящей доход. Однако Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям ради которых фонд создан. Если учредители включили в устав данный пункт, то оснований для отказа в регистрации фонда нет.

 

Конституционно-правовые нормы: понятие, признаки и виды.

конституционно-правовые нормы – это нормы, регулирующие основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство и систему органов гос.власти.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

1) своим содержанием, зависящим от той сферы общ-х отнош-ий, на регулирование которых они направлены;2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие - в Конституции РФ;3) своеобразием видов (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);4) учредительным характером содержащихся в них предписаний;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, (состояние в гражданстве);6) специфическим характером субъектов (народ, государство);

7) особенностями структуры (обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция).

Нормы КП принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию (т.е. по принадлежности нормы к тому или иному К-П институту);

2) по юр.силе (зависит от того, в каком НПА выражена норма, , а также от разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами);

3) по территории действия (нормы, действующие на всей территории РФ, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (МО);

4) по характеру предписания (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);

5) по степени определенности предписаний. (императивные и диспозитивные);

6) по назначению в механизме правового регулирования ( материальные и процессуальные нормы).

35.Акты управления: понятие, виды. Требования, предъявляемые к актам управления.

правовой акт управления- основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исп.власти, направленное на установление адм-но-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение адм-но-правовых отношений в целях реализации задач и функций исп.власти.

Виды:

1)В зависимости от юридических свойств (или по юридическому содержанию) правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные. 2) В зависимости от функциональной роли и значения акта управления (или в зависимости от выполняемой функции) ( пример: вводящие руководящие правила, выполняющие регулирующую функцию и др.). 3) В зависимости от области или сферы применения акты управления делятся на группы, относящиеся к конкретной сфере, отрасли или подотрасли публичного управления. 4) В зависимости от действия в пространстве (территории действия). 5) В зависимости от даты начала действия акта. 6) В зависимости от действия во времени (срока действия). 7) В зависимости от формы выражения ( словестные: письменные, устные; Конклюдентные пример:дорожные знаки).

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к правовым актам управления, являются их законность и целесообразность.

35.Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физ и юр.лицами.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физ. и юр. лицами наступает в порядке, установленном ФЗ. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов МСУ и их должностных лиц, в результате которых был причинен вред физ. и юр.лицам. ФЗ предусматривает возможность привлечения органов МСУ к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физ. и юр. лицами наступает прежде всего в судебном порядке. Следует отметить, что физ.лица могут требовать за причинение вреда органами МСУ также и компенсацию морального вреда в соответствии со с ГК РФ.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов МСУ, подлежат возмещению МО. Должностное лицо МСУ, соответственно, несет ответственность перед органами МСУ.

ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов МСУ либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа МСУ, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны МО. В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны МО, от имени казны выступают прежде всего соответствующие финансовые органы.

Задача 2.

Согласно ФЗ «О гражданстве РФ» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР.

Поскольку Л.П. Перец на момент подачи заявления о приеме в гражданство проживает на территории РФ, он может быть принят без соблюдения условий о 5-летнем проживании.

 



Просмотров 1941

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!