![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Конституционно-правовые институты: понятие и виды
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм КП, регулирующих однородные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Для конституционного института характерны два признака: наличие в нём устойчивой группы конституционных норм;внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования. Виды конституционных институтов. 1. Головные институты.Хар-ся высокой степенью обобщения,широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы фиксируются в Конституции и в других источниках КП (ФКЗ, ФЗ и т.д.)2. Сложные институты. Могут входить в состав головных институтов, и в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.3. Одноэлементные (простые) институты.Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда и др. Эти правовые институты могут возникать или утрачиваться в зависимости от изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.
4.Административно-правовые отношения: понятие, виды, особенности. Под адм-ным правоотн-ем понимается вид общ-го отнош-я управленческого характера, урегулированный адм-но-правовой нормой. Особенности: 1)волевые отношения; 2) властные отношения (основная властная роль принадлежит органам, осуществляющим гос-ное управление);3)возникают как по воле, так и независимо от воли другой стороны;4) содержат в качестве субъекта представителя гос.органов;5) ответственность наступает перед гос-вом;6)споры разрешаются во внесудебном (административном) порядке;7)носят организационный характер (так как без организующей исполнительно-распорядительной деятельности их претворить невозможно);8)носят двусторонний характер — правам одного субъекта соответствуют обязанности другого и наоборот. Право граждан на обращение в исп.орган власти корреспондируется с обязанностью долж-го лица рассмотреть обращение и принять решение по этому вопросу в определенном законом порядке. Виды: 1) По содержанию: материальные(возникающие в сфере деят-ти органов исп.власти,территор.органов гос.управления) и процессуальные(возникают в процессе разрешения индивидуальных споров в сфере гос.управления по делам об адм.правонарушениях) 2)По хар-ру юр.фактов:порожденные правомерными фактами (действиями);порожденные неправомерными фактами (действиями).3) По способу защиты: защищаемые в административном порядке;защищаемые в судебном порядке.4)По кругу субъектов: общие;внутриаппаратные.5)По способу воздействия: субординационные;координационные.6)По соотношению прав и обязанностей участников: вертикальные (отношения «власти-подчинения») ;горизонтальные (отношения взаимодействия — координации, согласования и т. д.).7)По субъектному составу: органы исполнительной власти и различные другие субъекты (органы гос.власти,органы МСУ,граждане,общественные объединения и т.д.)
34тветственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ" органы и должностные лица МСУ в соответствии с ФЗ несут ответственность перед: а) населением МО;б) государством;в) физическими и юр.лицами. Такая иерархия закрепления ответственности органов и должностных лиц МСУ не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность МСУ как формы народовластия в соответствии с Конституцией. Население является основным субъектом прав МСУ. Поэтому прежде всего необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением. Виды ответственности органов, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц , досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц МСУ, определяются уставами МО в соответствии с ФЗ"Об общих принципах организации МСУ в РФ". Население МО также вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц МСУ в соответствии с ФЗ №131.
Задача 3 Регламентируется Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ». Согласно указанным правилам орган регистрационного учета обязан снять гражданина с регистрационного учета, если гражданин подаст заявление о снятии его с регистрационного учета в связи с изменением места жительства. При этом регистрирующий орган не должен отслеживать вопросы, связанные с призывом на военную службу. Кроме того, согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Шестов Л. имеет право на отсрочку от военной службы в связи с поступлением в ВУЗ на очную форму обучения (в случае, если Московская академия экономики и права имеет государственную аккредитацию). Согласно ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Шестов Л. Обязан сняться с воинского учета в Новосибирской области и встать на воинский учет в г. Москве на период обучения в ВУЗе.
![]() |