Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Реформа внешнеполитической компетенции ЕС и правовых механизмов СЗПБ в Лисобонском договоре



 

Лиссабонский договор 2007 г., заменивший собой проект Европейской конституции 2004 г. (см. п. б § 4 гл. I), в полном объеме подтвердил сохранение за Европейским Союзом существовавшей компетенции, т.е. тех предметов ведения и полномочий, которые были приобретены им с момента образования Европейских сообществ н 1950-е гг. и рассмотрены в предыдущих параграфах настоящей главы.

Одновременно Лиссабонский договор распространил компетен­цию Союза на новые сферы и вопросы общественной жизни, некоторые из которых до этого регулировались им в рамках «подразумеваемых полномочий»:

— энергия;

— туризм;

— спорт;

— гражданская оборона;

— космос;

— службы общеэкономического значения;

— гуманитарная помощь третьим странам;

— координация мер по оказанию помощи государствам-членам, которые стали жертвами террористических актов, стихийных бед­ствий или иных «катастроф»;

— координация административного сотрудничества государств- членов в вопросах претворения в жизнь права Европейского Союза;

— борьба с изменением климата и другими глобальными и ре­гиональными проблемами окружающей среды.

«Новый» Европейский Союз, реформированный Лиссабонским договором, приобретает единую правосубъектность, включая право заключать международные соглашения от своего имени но всем во­просам его компетенции.

С целью свести к минимуму конфликты компетенции внутри Со­юз» и более эффективно отграничить его предметы ведения и полно­мочия от тех, которые остаются у государств-членов, Лиссабонский договор 2007 г. впервые вводит понятие «категории компетенции | оюза» и определяет содержание каждой из них.

Первой категорией компетенции Союза является его *исключи- тсньная компетенция». В рамках этой категории, по общему правилу, > голько Союз может законодательствовать и принимать юридически обязательные акты» (ст. 2 Договора о функционировании Европей- 1 кого Союза).

 

Сферы исключительной компитенции:

— «таможенный союз» (в частности, установление общего тамо женного тарифа в торговле с третьими странами);

— «установление правил конкуренции, необходимых для функ­ционирования внутреннего рынка»;

— «денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро»;

— «сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства» (в частности, установление квот на вылов рыбы);

— «общая торговая политика» (внешнеторговые связи с третьими странами).

Союз также обладает исключительной компетенцией по заключе­нию международных соглашений, когда такие соглашения необходимы для реализации его внутренней компетенции, когда их заключение предусмотрено в законодательных актах Союза или когда междуна­родные соглашения способны затрагивать действие правовых норм, ранее установленных на уровне Союза.

Почти все остальные сферы и направления деятельности Союза отнесены ко второй категории его компетенции — «совместной ком­петенции». Это, например, «внутренний рынок», «социальная поли­тика», «пространство свободы, безопасности и правосудия», «сельское хозяйство и рыболовство» и т.д. (ст. 4 Договора о функционировании Европейского Союза).

Подобные области и соответствующие полномочия выделены Лиссабонским договором в третью категорию компетенции, которую можно кратко назвать вспомогательной компетенцией. За рамками трех вышеупомянутых категорий компетенции (ис­ключительной, совместной и вспомогательной) учредительные до­кументы Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора оставили две сферы деятельности, подчиняющиеся особым правилам: общую внешнюю политику и политику безопасности (бывшую вто­рую опору) и определение условий для координации экономической политики государств-членов. По своему предмету все сферы деятельности Союза отныне под­разделяются на две основные группы (независимо от категории ком­петенции, к которой они относятся): — внутренняя (внутриполитическая) компетенция, имеющая предметом общественные отношения, складывающиеся в пределах Европейского Союза (внутренний рынок, культура, образование, пространство свободы, безопасности и правосудия, включая борьбу с преступностью, и т.д.); — внешняя (внешнеполитическая) компетенция, г» рамках которой Европейский Союз в целом устанавливает и развивает отношения с третьими странами и международными организациями. В рамках внешнеполитической компетенции Лиссабонский дого­вор сохранил в качестве особого направления деятельности «общую внешнюю политику и политику безопасности» (ОВИВ), охватыва­ющую преимущественно неэкономические аспекты международных отношений (вопросы международного мира и безопасности).



Просмотров 785

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!