Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Реформа внешнеполитической компетенции ЕС и правовых механизмов СЗПБ в Лисобонском договоре
Лиссабонский договор 2007 г., заменивший собой проект Европейской конституции 2004 г. (см. п. б § 4 гл. I), в полном объеме подтвердил сохранение за Европейским Союзом существовавшей компетенции, т.е. тех предметов ведения и полномочий, которые были приобретены им с момента образования Европейских сообществ н 1950-е гг. и рассмотрены в предыдущих параграфах настоящей главы. Одновременно Лиссабонский договор распространил компетенцию Союза на новые сферы и вопросы общественной жизни, некоторые из которых до этого регулировались им в рамках «подразумеваемых полномочий»: — энергия; — туризм; — спорт; — гражданская оборона; — космос; — службы общеэкономического значения; — гуманитарная помощь третьим странам; — координация мер по оказанию помощи государствам-членам, которые стали жертвами террористических актов, стихийных бедствий или иных «катастроф»; — координация административного сотрудничества государств- членов в вопросах претворения в жизнь права Европейского Союза; — борьба с изменением климата и другими глобальными и региональными проблемами окружающей среды. «Новый» Европейский Союз, реформированный Лиссабонским договором, приобретает единую правосубъектность, включая право заключать международные соглашения от своего имени но всем вопросам его компетенции. С целью свести к минимуму конфликты компетенции внутри Союз» и более эффективно отграничить его предметы ведения и полномочия от тех, которые остаются у государств-членов, Лиссабонский договор 2007 г. впервые вводит понятие «категории компетенции | оюза» и определяет содержание каждой из них. Первой категорией компетенции Союза является его *исключи- тсньная компетенция». В рамках этой категории, по общему правилу, > голько Союз может законодательствовать и принимать юридически обязательные акты» (ст. 2 Договора о функционировании Европей- 1 кого Союза).
Сферы исключительной компитенции: — «таможенный союз» (в частности, установление общего тамо женного тарифа в торговле с третьими странами); — «установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка»; — «денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро»; — «сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства» (в частности, установление квот на вылов рыбы); — «общая торговая политика» (внешнеторговые связи с третьими странами). Союз также обладает исключительной компетенцией по заключению международных соглашений, когда такие соглашения необходимы для реализации его внутренней компетенции, когда их заключение предусмотрено в законодательных актах Союза или когда международные соглашения способны затрагивать действие правовых норм, ранее установленных на уровне Союза. Почти все остальные сферы и направления деятельности Союза отнесены ко второй категории его компетенции — «совместной компетенции». Это, например, «внутренний рынок», «социальная политика», «пространство свободы, безопасности и правосудия», «сельское хозяйство и рыболовство» и т.д. (ст. 4 Договора о функционировании Европейского Союза). Подобные области и соответствующие полномочия выделены Лиссабонским договором в третью категорию компетенции, которую можно кратко назвать вспомогательной компетенцией. За рамками трех вышеупомянутых категорий компетенции (исключительной, совместной и вспомогательной) учредительные документы Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора оставили две сферы деятельности, подчиняющиеся особым правилам: общую внешнюю политику и политику безопасности (бывшую вторую опору) и определение условий для координации экономической политики государств-членов. По своему предмету все сферы деятельности Союза отныне подразделяются на две основные группы (независимо от категории компетенции, к которой они относятся): — внутренняя (внутриполитическая) компетенция, имеющая предметом общественные отношения, складывающиеся в пределах Европейского Союза (внутренний рынок, культура, образование, пространство свободы, безопасности и правосудия, включая борьбу с преступностью, и т.д.); — внешняя (внешнеполитическая) компетенция, г» рамках которой Европейский Союз в целом устанавливает и развивает отношения с третьими странами и международными организациями. В рамках внешнеполитической компетенции Лиссабонский договор сохранил в качестве особого направления деятельности «общую внешнюю политику и политику безопасности» (ОВИВ), охватывающую преимущественно неэкономические аспекты международных отношений (вопросы международного мира и безопасности).
|