Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
А. Полицейское сотрудничество
Согласно ст. 30 Договора о Европейском Союзе «совместная деятельность в области полицейского сотрудничества» подразделяется на четыре составляющих, но может охватывать и другие сферы (приведенный ниже перечень не является исчерпывающим): а) оперативно-розыскная деятельность — «оперативное сотрудничество» полицейских, таможенных органов и других «специальных карательных служб» государств-членов в сфере предотвращения, обнаружения и расследования уголовных престу пленим; б) информационная деятельность— «сбор, хранение, обработка и анализ и обмен соответствующей информацией», прежде всего, через Европол (см. § 8 гл. IV); в) подготовка кадров и криминалистическое обеспечение — «сотрудничество и совместные инициативы в сфере обучения, обмена офицерами по взаимной связи, использования оборудования и криминалистических исследований»; г) совершенствование криминалистических методов расследо- НII к ий преступлений — «совместная оценка специальных методов расследования в области раскрытия серьезных форм организованной преступности». Сотрудничество в сфере уголовной юстиции И соответствии со ст. 31 Договора о Европейском Союзе «совместная дснтельность в рамках судебного сотрудничества по уголовным делам» охватывает, преимущественно, пять сфер (приведенный ниже перечень также не является исчерпывающим): а) расследование уголовных дел и исполнение наказаний — «облегчение и активизация сотрудничества между компетентными мини- I н ретвами, судебными или аналогичными компетентными органами государств-членов в том, что касается процедуры и исполнения решений». Согласно Ниццкому договору для реализации соответствующих мероприятий создано специальное учреждение— Евроюст (см. ниже); б) выдача (экстрадиция) преступников — «облегчение экстрадиции между государствами-членами»; в) гармонизация норм процессуального права, в том числе уголовного процесса — «обеспечение ...взаимного соответствия правил, применяемых в государствах-членах»; г) разграничение подведомственности уголовных дел между государствами-членами — «предотвращение конфликтов в сфере компетенции между государствами-членами»; д) гармонизация уголовного права государств-членов в сфере ор- гпнизованной преступности, терроризма и торговли наркотиками. 51. Взаимоотношения ЕС с Советом Европпы, ОБСЕ и другими европейскими институциями.
Бютжетная процедура в ЕС. Наряду с основными правотворческими процедурами немаловажное значение имеет процедура принятия бюджета Европейского Союза. Данная процедура изложена в ст. 272 ДЕС. Специфика бюджетной процедуры предопределена разделением бюджетных расходов на обязательные расходы и необязательные расходы. Предварительный проект бюджета составляется Комиссией и направляется в Совет, где проходит утверждение квалифицированным большинством голосов и в качестве окончательного проекта бюджета направляется в Европейский парламент на одобрение не позднее 5 октября года, предшествующего году исполнения бюджета. Если Европейский парламент в течение 45 дней после получения проекта одобрит или не рассмотрит проект бюджета, то бюджет считается принятым. Европейский парламент также может простым большинством голосов внести поправки в статьи необязательных расходов бюджета и/или абсолютным большинством голосов предложить модификации статей обязательных расходов. После этого в течение 15 дней Совет может согласиться с поправками и модификациями Европейского парламента или даже в определенных случаях не рассматривать их и утвердить бюджет. Однако возможем и другой вариант. Совет квалифицированным большинством может модифицировать поправки Европейского парламента и/или, н зависимости оттого, ведут модификации Европейского парламента к увеличению расходов института или нет, не принимать такие модификации (что равносильно отклонению) или квалифицированным большинством отвергнуть их, а также изменить их. При последнем варианте развития событий проект бюджета возвращается обратно в Европарламент. Европейский парламент в течение 15 дней может изменить или отклонить модификации Совета большинством голосов или не рассматривать проект бюджета и утвердить его. Европейский парламент может также отклонить бюджет в целом большинством в 2/з голосов, как указывает ст. 272 ДЕС, «руководствуясь важными аргументами». Как видно, процедура принятия бюджета в Европейском Союзе отличается от других законодательных процедур, что характерно и для бюджетных процедур в государствах-членах. Другое дело — бюджетные процедуры демократических государств предоставляют органам, непосредственно избираемым гражданами, широкие возможности влиять на структуру расходов в процессе обсуждения. Бюджетная процедура в Европейском Союзе не предоставляет таких возможностей Европейскому парламенту в полном объеме. Вне возможности вносить поправки остаются обязательные расходы бюджета — обычно это компенсационные выплаты аграрному сектору, субсидии государствам-членам, внешний долг. Хотя, справедливости ради:, необходимо отметить, что по сравнению с некоторыми другими правотворческими процедурами в процедуре принятия бюджета полномочия Европейского парламента существенны. Гармоничное прохождение бюджетной процедуры сегодня во многом предопределено реализацией положений Межинституционального соглашения от 17 мая 2006 г. между Европейским парламентом, Советом и Комиссией о бюджетной дисциплине и соответствующем управлении финансами, которое предусматривает консультации сторон как заранее, так и в рамках бюджетного процесса. Лиссабонский договор 2007 г. отменяет деление расходов Союза на обязательные и необязательные. По этой причине бюджетная процедура существенно упрощается и становится сходной с "обычной законодательной процедурой" (см. вопрос N 73). В рамках новой бюджетной процедуры Европейский парламент и Совет будут обладать практически одинаковыми правами.
|