Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Полномочия и акты ЕС в уголовно-правовой сфере



Основные полномочия Европейского Союза в рамках СПСО и акты, издаваемые в этой области, перечислены в ст. 34 учредительного договора (§ 2). А. Принятие общих позиций. Как и в рамках общей внешней политики и политики безопасности, Европейский Союз уполномочен «издавать общие позиции, опреде­ляющие подход Союза к определенному вопросу».Посредством принятия общих позиций в рамках СПСО Европейский Союз определяет свои мероприятия по вопросам борьбы с преступно­стью, которые имеют общеевропейский или глобальный характер. При­мером такого рода актов является общая позиция «О борьбе с террориз­мом», которая была издана 27декабря 2001 г. одновременно в рамках ОВПБ и СПСО. Данный акт, в частности, обязал государства— члены Европейского Союза как можно скорее присоединиться к конвенциям ООН, направленным на противодействие терроризму.От имени Европейского Союза полномочия по изданию общих позиций осуществляет Совет. Б. Разработка конвенций между государствами-членами

Другое полномочие, сохраненное из первоначальной («маастрихт­ской») редакции Договора о Европейском Союзе, состоит в подготовке гскстов конвенций, рекомендуемых государствам-членам для под­писания и ратификации (последний пример— Конвенция от 29 мая 2000 г. «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза»).

Текст Конвенции разрабатывается Советом, однако (в отличие от нормативных актов) для вступления в силу любая конвенция в каче­стве международного договора нуждается в дополнительном согласии государств-членов «в соответствии со своими конституционными правилами».

Сначала требовалось, чтобы конвенция была ратифицирована все­ми государствами-членами. Это требование, как показала практика, было сложно выполнить. Поэтому Амстердамский договор ослабил его. II настоящее время достаточно ратификации конвенции половиной стран-участпиц (т.е. 14 в настоящее время). Соответственно текст конвенции приобретает юридически обязательный характер лишь пи территории стран, которые ее ратифицировали.

Одна из важнейших конвенций, подготовленных в рамках третьей опоры, является Конвенция об учреждении Европола 1995 г. — будет проанализирована в § 8 гл. IVучебника. В. Законодательные и распорядительные полномочия Наиболее существенное изменение правового режима СПСО связано с наделением Европейского Союза полномочиями издавать норма­тивные, а также индивидуальные акты в сфере борьбы с преступно­стью. Эти полномочия реализуются Советом в двух формах: рамочное решение и решение. Первый документ сходен с директивой ЕС, т.е. выступает в качестве «основ законодательства» по определенному вопросу, отнесенному к предмету третьей опоры.Решения Союза в рамках третьей опоры также являются юриди­чески обязательным актом, они издаются для достижения «любой другой цели, соответствующей целям настоящего раздела (Положения о СПСО), кроме цели сближения законодательных и регламентарных положений государств-членов». Г.Юрисдикционные полномочия В настоящее время правовые конфликты, возникающие в сфере тре­тьей опоры, включены в юрисдикцию Суда Европейских сообществ (ст. 35), которая будет рассмотрена в § 5 гл. IV. Д. Координация и содействие деятельности

правоохранительных служб государств-членов

В настоящее время, когда преступность внутри Европейского Союза во многом приобрела «транснациональный» характер, борьба с ней нуждается в координации из единого центра. С этой целью в рамках организационного механизма Европейского Союза созданы два спе­циальных учреждения:

Европейское полицейское ведомство (Европол) — координирует работу полицейских служб государств-членов и оказывает ей содей­ствие, в частности, по вопросам информационного обмена. Статус Еврогтола подробно будет рассмотрен в следующей главе учебника (см. § 8 гл. IV);

Евроюст — было предусмотрено Ниццким договором 2001 г. и учреждено специальным решением Совета (решение Совета «О создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью» от 28 февраля 2002 г.). В состав Евроюст входят по одному представителю («национальному члену») от каждого

I ш ударства-члена. Этот представитель должен иметь в своей стра­не ранг прокурора, судьи или офицера полиции с эквивалентными прерогативами.

Действуя в индивидуальном качестве или совместно друг с другом (н рамках «коллегии» Евроюст), члены данного органа осуществляют координацию следственных мероприятий в отношении преступлений, (мтрагивающих два и более государств-членов. Они также вправе обращаться с запросом к компетентным органам государств-членов н проведении расследования или возбуждении уголовного преследо- млния. В случае, если подобный запрос направлен коллегией Евроюст, III любой отказ государства-члена от его выполнения должен быть Подлежащим образом обоснован.

 

50. Сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО): предмет и основные направления. Подобно рассмотренной выше общей внешней политике и поли­тике безопасности, сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО) выступает, с одной стороны, в ка­честве сферы деятельности Европейского Союза в целом, с другой — как самостоятельный компонент в структуре этой организации, третья опора. Название данной опоры является не вполне точным, так как речь идет не просто о сотрудничестве правоохранительных органов государств-членов, а именно о формировании и развитии политики Союза в сфере борьбы с преступностью — политики, осуществляемой как и в рамках других опор, единой системой институтов Европейского Союза. В этой связи более адекватным нIIнменованием, по аналогии с ОВПБ, являлось бы «общая полити в уголовно-правовой сфере», или, проще, «уголовная политика Европейского Союза». Источником компетенции Европейского Союза в рамках СПСО | лужит самостоятельный раздел его учредительного договора: разд. VI «Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно- правовой сфере». Содержание этого раздела было полностью пере- смотрено Амстердамским договором 1997 г., с которым связано также переименование третьей опоры (прежнее название — сотрудничество и области правосудия и внутренних дел). Ряд изменений в правовой режим СПСО внес также Ниццкий договор 2001 г. Правовые акты, издаваемые на основе разд. VI Договора о Ев­ропейском Союзе, принимаются в качестве актов третьей опоры, что указывается в их официальном наименовании (аббревиатура 11ПД — «правосудие и внутренние дела» на официальных языках Союза—см. § 6 гл. II).

2. Предмет уголовной политики Европейского Союза

Предмет третьей опоры Союза образуют вопросы борьбы с преступно­стью, включая деятельность по предотвращению, расследованию, при- илечению к ответственности и исполнению наказаний за уголовные преступления. Вполне естественно, что главным объектом совместных усилий выступает борьба с «транснациональной» преступностью, ко­торая получила дополнительный импульс в связи с открытием границ п отменой барьеров на перемещение людей в рамках общего рынка 1СС, а затем Шенгенского пространства.

В качестве приоритетной задачи СПСО (ст. 29 Договора о Ев­ропейском Союзе) указана борьба с тяжкими и особо тяжкими пре­ступлениями, которые представляют значительную угрозу для всех государств — членов Союза, такими как: терроризм; торговля людьми; преступления против детей; торговля наркотиками; торговля оружием; коррупция; мошенничество.

Применительно к терроризму и наркоторговле, а равно организо ванной преступности, Договор о Европейском Союзе (п. «е» ст. 31) специально предусматривает установление на уровне Союза мини мальных стандартов, определяющих признаки составов соответству ющих преступлений и наказаний за них.

Комплекс усилий, предпринимаемых в Союзе национальными и наднациональными органами, должен привести к достижению новой цели, поставленной Амстердамским договором: «обеспечить гражданам высокий уровень защиты в рамках пространства сво боды, безопасности и правосудия» (ст. 29 Договора о Европейском Союзе). Указанная цель определяет приоритеты деятельности всех трех опор Союза, но центр усилий по ее воплощению в жизнь лежит именно в рамках СПСО как «правоохранительной опоре» данной организации.

3. Основные направления уголовной политики Европейского Союза и уголовно-правового сотрудничества государств-членов

Основные направления деятельности Союза и его государств-членов в рамках третьей опоры вытекают из ее названия: во-первых, поли­цейское сотрудничество (ст. 30), во-вторых, сотрудничество органов уголовной юстиции (ст. 31).



Просмотров 1094

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!