Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Полномочия и акты ЕС в уголовно-правовой сфере
Основные полномочия Европейского Союза в рамках СПСО и акты, издаваемые в этой области, перечислены в ст. 34 учредительного договора (§ 2). А. Принятие общих позиций. Как и в рамках общей внешней политики и политики безопасности, Европейский Союз уполномочен «издавать общие позиции, определяющие подход Союза к определенному вопросу».Посредством принятия общих позиций в рамках СПСО Европейский Союз определяет свои мероприятия по вопросам борьбы с преступностью, которые имеют общеевропейский или глобальный характер. Примером такого рода актов является общая позиция «О борьбе с терроризмом», которая была издана 27декабря 2001 г. одновременно в рамках ОВПБ и СПСО. Данный акт, в частности, обязал государства— члены Европейского Союза как можно скорее присоединиться к конвенциям ООН, направленным на противодействие терроризму.От имени Европейского Союза полномочия по изданию общих позиций осуществляет Совет. Б. Разработка конвенций между государствами-членами Другое полномочие, сохраненное из первоначальной («маастрихтской») редакции Договора о Европейском Союзе, состоит в подготовке гскстов конвенций, рекомендуемых государствам-членам для подписания и ратификации (последний пример— Конвенция от 29 мая 2000 г. «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза»). Текст Конвенции разрабатывается Советом, однако (в отличие от нормативных актов) для вступления в силу любая конвенция в качестве международного договора нуждается в дополнительном согласии государств-членов «в соответствии со своими конституционными правилами». Сначала требовалось, чтобы конвенция была ратифицирована всеми государствами-членами. Это требование, как показала практика, было сложно выполнить. Поэтому Амстердамский договор ослабил его. II настоящее время достаточно ратификации конвенции половиной стран-участпиц (т.е. 14 в настоящее время). Соответственно текст конвенции приобретает юридически обязательный характер лишь пи территории стран, которые ее ратифицировали. Одна из важнейших конвенций, подготовленных в рамках третьей опоры, является Конвенция об учреждении Европола 1995 г. — будет проанализирована в § 8 гл. IVучебника. В. Законодательные и распорядительные полномочия Наиболее существенное изменение правового режима СПСО связано с наделением Европейского Союза полномочиями издавать нормативные, а также индивидуальные акты в сфере борьбы с преступностью. Эти полномочия реализуются Советом в двух формах: рамочное решение и решение. Первый документ сходен с директивой ЕС, т.е. выступает в качестве «основ законодательства» по определенному вопросу, отнесенному к предмету третьей опоры.Решения Союза в рамках третьей опоры также являются юридически обязательным актом, они издаются для достижения «любой другой цели, соответствующей целям настоящего раздела (Положения о СПСО), кроме цели сближения законодательных и регламентарных положений государств-членов». Г.Юрисдикционные полномочия В настоящее время правовые конфликты, возникающие в сфере третьей опоры, включены в юрисдикцию Суда Европейских сообществ (ст. 35), которая будет рассмотрена в § 5 гл. IV. Д. Координация и содействие деятельности правоохранительных служб государств-членов В настоящее время, когда преступность внутри Европейского Союза во многом приобрела «транснациональный» характер, борьба с ней нуждается в координации из единого центра. С этой целью в рамках организационного механизма Европейского Союза созданы два специальных учреждения: Европейское полицейское ведомство (Европол) — координирует работу полицейских служб государств-членов и оказывает ей содействие, в частности, по вопросам информационного обмена. Статус Еврогтола подробно будет рассмотрен в следующей главе учебника (см. § 8 гл. IV); Евроюст — было предусмотрено Ниццким договором 2001 г. и учреждено специальным решением Совета (решение Совета «О создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью» от 28 февраля 2002 г.). В состав Евроюст входят по одному представителю («национальному члену») от каждого I ш ударства-члена. Этот представитель должен иметь в своей стране ранг прокурора, судьи или офицера полиции с эквивалентными прерогативами. Действуя в индивидуальном качестве или совместно друг с другом (н рамках «коллегии» Евроюст), члены данного органа осуществляют координацию следственных мероприятий в отношении преступлений, (мтрагивающих два и более государств-членов. Они также вправе обращаться с запросом к компетентным органам государств-членов н проведении расследования или возбуждении уголовного преследо- млния. В случае, если подобный запрос направлен коллегией Евроюст, III любой отказ государства-члена от его выполнения должен быть Подлежащим образом обоснован.
50. Сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО): предмет и основные направления. Подобно рассмотренной выше общей внешней политике и политике безопасности, сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО) выступает, с одной стороны, в качестве сферы деятельности Европейского Союза в целом, с другой — как самостоятельный компонент в структуре этой организации, третья опора. Название данной опоры является не вполне точным, так как речь идет не просто о сотрудничестве правоохранительных органов государств-членов, а именно о формировании и развитии политики Союза в сфере борьбы с преступностью — политики, осуществляемой как и в рамках других опор, единой системой институтов Европейского Союза. В этой связи более адекватным нIIнменованием, по аналогии с ОВПБ, являлось бы «общая полити в уголовно-правовой сфере», или, проще, «уголовная политика Европейского Союза». Источником компетенции Европейского Союза в рамках СПСО | лужит самостоятельный раздел его учредительного договора: разд. VI «Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно- правовой сфере». Содержание этого раздела было полностью пере- смотрено Амстердамским договором 1997 г., с которым связано также переименование третьей опоры (прежнее название — сотрудничество и области правосудия и внутренних дел). Ряд изменений в правовой режим СПСО внес также Ниццкий договор 2001 г. Правовые акты, издаваемые на основе разд. VI Договора о Европейском Союзе, принимаются в качестве актов третьей опоры, что указывается в их официальном наименовании (аббревиатура 11ПД — «правосудие и внутренние дела» на официальных языках Союза—см. § 6 гл. II). 2. Предмет уголовной политики Европейского Союза Предмет третьей опоры Союза образуют вопросы борьбы с преступностью, включая деятельность по предотвращению, расследованию, при- илечению к ответственности и исполнению наказаний за уголовные преступления. Вполне естественно, что главным объектом совместных усилий выступает борьба с «транснациональной» преступностью, которая получила дополнительный импульс в связи с открытием границ п отменой барьеров на перемещение людей в рамках общего рынка 1СС, а затем Шенгенского пространства. В качестве приоритетной задачи СПСО (ст. 29 Договора о Европейском Союзе) указана борьба с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, которые представляют значительную угрозу для всех государств — членов Союза, такими как: терроризм; торговля людьми; преступления против детей; торговля наркотиками; торговля оружием; коррупция; мошенничество. Применительно к терроризму и наркоторговле, а равно организо ванной преступности, Договор о Европейском Союзе (п. «е» ст. 31) специально предусматривает установление на уровне Союза мини мальных стандартов, определяющих признаки составов соответству ющих преступлений и наказаний за них. Комплекс усилий, предпринимаемых в Союзе национальными и наднациональными органами, должен привести к достижению новой цели, поставленной Амстердамским договором: «обеспечить гражданам высокий уровень защиты в рамках пространства сво боды, безопасности и правосудия» (ст. 29 Договора о Европейском Союзе). Указанная цель определяет приоритеты деятельности всех трех опор Союза, но центр усилий по ее воплощению в жизнь лежит именно в рамках СПСО как «правоохранительной опоре» данной организации. 3. Основные направления уголовной политики Европейского Союза и уголовно-правового сотрудничества государств-членов Основные направления деятельности Союза и его государств-членов в рамках третьей опоры вытекают из ее названия: во-первых, полицейское сотрудничество (ст. 30), во-вторых, сотрудничество органов уголовной юстиции (ст. 31).
|