Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Работниками и больными . 358



 

18.1. Создание положительных взаимоотношений между врачом и больным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358

 

18.2. Взаимоотношения медицинской сестры и больного . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361 18.3. Влияние профессиональной деформации медицинского

 

персонала на общение с больными и с коллегами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников,

 

влияющие на общение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 18.5. Ятрогении как результат неправильного общения

и взаимодействия медицинских работников с людьми . . . . . . . . . . . . . . . 364


 

10 Оглавление

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье . . . . . . . . . . . . . . . 366

 

19.1. Выбор партнера по браку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 19.2. Коммуникативные потребности и цели, реализуемые в браке . . . . . . . . 369 19.3. Совместимость супругов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 19.4. Отношения между супругами: кто в семье главный . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372 19.5. Типы жен и особенности их общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 19.6. Привязанность детей к родителям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376

 

Типы привязанностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379 19.7. Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей . . . . . . . . . 381 19.8. Воспитание детей родителями в процессе семейного общения . . . . . . . 384 19.9. Отношение детей к матери и отцу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 19.10. Удовлетворенность супругов браком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394 19.11. Кризисы в семейных отношениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398

 

19.12. Общение и взаимоотношения пожилых родителей с родственниками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400

 

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402

 

Методика «Потребность в общении» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402 Методика «Мотивация аффилиации» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403 Диагностика состояний и намерений людей по позе и жестам

 

в процессе общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407 Методика «Поведенческие признаки коммуникативной

 

толерантности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных

 

контактов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418 Тест оценки коммуникативных умений собеседника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 Методика «Склонность к одиночеству» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421 ТестFопросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии—

 

интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422 Oпросник Г. Aйзенка (пoдpocткoвый) для выявления выраженности

 

экстраверсии—интроверсии и нейротизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425 Опросник для определения уровня общительности В. Ф. Ряховского . . . . 427 Методика «Конфликтная личность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429 Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) . . . . . . . . . . . . . . 431 Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному

 

поведению» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» . . . . . . . . . . . . . . . . 436 Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441 Опросник для выявления выраженности макиавеллизма

 

(склонности к манипулированию другими людьми) . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of SelfFConscious

 

Affect (TOSCA) Дж. П. Тангней (1989)) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443 «Опросник вины» (Guilt Inventory) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449 Тест «Ревнивы ли вы?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451


 

Оглавление 11

 

 

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова . . . . . . . . . . . . . . . 453 Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455 Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже,

 

Р. Ф. Сучек) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458 Методика изучения застенчивости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463 Стенфордский опросник застенчивости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467 Методика «Робость, стеснительность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474 Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» . . . . . . . . . . . . . . 475 Тест «Умеете ли вы слушать?» (1) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 Тест «Умеете ли вы слушать?» (2) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478 Анкета «Учитель — ученик» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479 Тест «Трансактный анализ общения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 480 Методика «Самооценка стиля управления» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 Тест «Стиль управления» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 492 Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю

 

руководства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497 Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым

 

характеристикам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500 Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения

 

на деловом совещании» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 501 Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер) . . . . . . . . . . . . . 504 Шкала оценки психологического климата в коллективе . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 Тест «Восприятие индивидом группы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507 Тест «Любят ли вас люди?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511 Программа изучения профессиональноFпедагогической

 

общительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512 Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя . . . . 514 Опросник «Взаимоотношения со своими детьми» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515 Тест «Хороший ли отец ваш супруг?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515 Тест «РАRI» — «РодительскоFдетские отношения» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 517 Тест «Родители глазами ребенка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526 Тест «Подростки о родителях» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 540


 

Предисловие

 

В настоящее время написано уже большое количество научных и особенно поF пулярных монографий по общению, в которых эта проблема рассмотрена с разF личных сторон (А. Е. Войскунский, 1982; И. Н. Горелов, 1980; Р. Л. Кричевский, 2000; А. А. Кроник, Е. А. Кроник, 1998; Ф. А. Кузин, 1997; В. П. Паниотто, 1975; Б. Д. Парыгин, 1999; Л. А. Петровская, 1989; Н. Д. Творогова, 1996; П. Томсон, 2001; Л. Б. Филонов, 1982; Р. Фишер, У. Юри, 1992, и многие другие, о которых пойдет речь в книге). На этом фоне написание еще одной книги по данной теме требует обоснования, что я и попытаюсь сделать.

 

В каждой из опубликованных работ авторы делают акцент на какомFто одном аспекте проблемы общения. Например, у Л. П. Буевой (1978), М. С. Кагана (1988),

 

В. И. Фефеловой (2007) это философское рассмотрение проблемы, у М. И. ЛисиF ной (1986) — онтогенетическое, у А. В. Мудрика (1981) и В. А. КанFКалика (1987) — педагогическое, у Г. В. Бороздиной (1999) — рассмотрение делового общения и т. д. Панорамного же охвата проблемы, представления о ней во всей ее многоаспектF ности явно недостает, хотя такие попытки и предпринимались (А. И. Волкова, 2007;

 

В. Н. Куницына с соавторами, 2001). В данной книге мной предпринята очередF ная попытка. При этом сразу хочу оговориться, что охватить всю имеющуюся литеF ратуру по общению практически невозможно, настолько велико ее количество. Да и объем книги ограничен. Поэтому в ней я старался не только обобщить имеюF щуюся литературу, но и наметить «точки роста», т. е. наиболее полно обозначить те вопросы, которые входят в проблему общения и многие из которых требуют еще дальнейшего тщательного изучения.

 

Однако, несмотря на такое ограничение, в книге речь идет не только о процессе общения, но и о его результатах, которые выражаются в установлении взаимопоF нимания и определенных межличностных отношений. Ведь в процессе общения люди не только обмениваются информацией, но и регулируют свои взаимоотноF шения, которые являются продуктом общения. С другой стороны, протекание процесса общения в значительной степени зависит от имеющихся межличностF ных отношений между участниками общения. Так что на практике процесс общеF ния и межличностные отношения неразрывно связаны друг с другом.

 

При написании книги я старался отразить не только теоретические, но и пракF тические аспекты различных видов общения. В связи с этим во многих разделах книги даются практические рекомендации по поводу того, как нужно общаться в той или иной ситуации.

 

Книга состоит из трех разделов. В первом разделе («Психология общения») рассмотрены общетеоретические вопросы проблемы общения; во втором («МежF


 

Предисловие 13

личностные отношения и взаимопонимание») речь идет об отношениях между людьми, а третий раздел («Практические аспекты общения») посвящен аспектам общения в различных жизненных ситуациях (при публичном выступлении, в проF цессе деловых отношений в организациях, в процессе учебы, в медицинской пракF тике, в семье).

 

В книге приведен обширный список литературы по различным аспектам проF блемы общения. В приложении читатель найдет ряд методик для изучения разF личных аспектов общения.


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 



Просмотров 430

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!