![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Лекции Н.К. Крупской в Академии коммунистического воспитания92)
Печатный орган Политпросвета «Коммунистическое просвещение » (1920-1930 гг.) уделял достаточно серьезное внимание вопросам педагогики политпросветработы. Теоретические вопросы возникали 92 Крупская Н.К. Основы политпросвет работы: Курс лекций, читанный в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской / / Крупская Н.К. Собрание соч.: В 10 т. - Т. 7. Основы политико-просветительной работы. - М, 1959. - С. 293-388. Раздел IV. Генезис теории социально-культурной деятельности На многочисленных совещаниях, всероссийских съездах политпросве- Тов, работников внешкольного образования. Показательным, наш Взгляд, является IV съезд политпросветов (май 1926 года), который Выдвинул в число основных вопросов качество работы, необходимость Тесной увязки различных видов политпросветработы между собою. Одновременно с этим съезд обратил внимание на постановку плановой Работы с учетом работы смежных организаций (культотделов, военных, комсомольских и т. д.). «Этим самым политпросветы снова становятся на путь "собирания" всей просветительной работы со Взрослыми, увязки ее в общую систему, идя к этому не путем решения вопроса сверху, а путем органической увязки снизу» . На этот период приходится публикация нескольких весьма важных в методологическом плане научных работ. Прежде всего речь идет о Работах по общей педагогике, которые были созданы в русле марксистского Понимания природы и задач воспитания. Это теоретические работы П.П. Блонского («Педагогика», 1922; «Основы педагогики», 1925) и А.П Пинкевича («Педагогика» в 2 т., 1923). В этих работах Впервые в советской педагогике была предпринята попытка переосмысления Базисных педагогических идей, накопленных в зарубежной И русской педагогической науке, с позиций диалектического материализма. При этом не скрывался методологический уклон в сторону позитивистского Истолкования социального воспитания, наследования Совокупного культурного опыта. Сформировалась достаточно четкая Установка на приоритет практики, педагогического опыта в ущерб Идейно-ценностным позициям педагогики. Не скрывалось в целом Негативное отношение теоретиков к философии, которая признавалась источником «педагогического утопизма» (П.П. Блонский). Научная педагогика, по мысли П.П. Блонского, «начинает свою работу не С установления высших идеалов, норм, законов, но с изучения фактического Развития воспитываемого организма и фактического взаимодействия между ним и воспитывающей его средой»94. В ответ на изменение Методологических позиций в общей педагогике в теории внешкольного Воспитания появляется ряд серьезных, теоретически зна Чимых публикаций, которые сосредоточивают внимание на HOBOIV Диалектико-материалистическом и классовом истолковании внешко 93 См.: Кравченко А.Г. Политико-просветительная работа в РСФСР / / Педа гогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова, при участии М.С. Эп штейна. - Т. 3. - М.: Работник просвещения, 1929. - С. 333 - 342 94 Блонский П.П. Педагогика. - 2-е изд. - М.: Изд-во «работник просвете ния», 1929. - С. И. История и методология теории социально-культурной деятельности Льной и политико-просветительной деятельности. На наш взгляд, Наиболее показательными в этом отношении являются работы В.А. Зеленко и поздние работы Е.Н. Медынского - эти авторы, начавшие Научно-теоретическую деятельность в условиях дореволюционной России, по-разному пришли к концепции политико- Просветительной работы В.А. Зеленко, до этого активно сотрудничавший С Государственным комитетом по народному образованию Временного правительства, с первых же дней после Октябрьской революции Горячо принял идею классового подхода и в полной мере Реализовал ее в лекциях, прочитанных в период с 25 сентября по 19 Декабря 1918 года на Петроградских курсах подготовки инструкторов по внешкольному образованию, а затем в книге «Практика внешкольного образования в России» (1919) Е.Н. Медынский не сразу перешел На новые методологические позиции - лишь к 1925 году, когда становится Очевидной невозможность реализации в теории внешкольного Образования народнических идеалов, он сначала корректирует свои теоретические построения в «Энциклопедии внешкольного образования » (2-е издание), а затем вообще изменяет сферу своих научных Интересов. И если до этого момента теория внешкольного образования имела
![]() |