Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Лекции Н.К. Крупской в Академии коммунистического воспитания92)



Печатный орган Политпросвета «Коммунистическое просвещение

» (1920-1930 гг.) уделял достаточно серьезное внимание вопросам

педагогики политпросветработы. Теоретические вопросы возникали

92 Крупская Н.К. Основы политпросвет работы: Курс лекций, читанный в

Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской / / Крупская

Н.К. Собрание соч.: В 10 т. - Т. 7. Основы политико-просветительной работы.

- М, 1959. - С. 293-388.

Раздел IV. Генезис теории социально-культурной деятельности

На многочисленных совещаниях, всероссийских съездах политпросве-

Тов, работников внешкольного образования. Показательным, наш

Взгляд, является IV съезд политпросветов (май 1926 года), который

Выдвинул в число основных вопросов качество работы, необходимость

Тесной увязки различных видов политпросветработы между собою.

Одновременно с этим съезд обратил внимание на постановку плановой

Работы с учетом работы смежных организаций (культотделов, военных,

комсомольских и т. д.). «Этим самым политпросветы снова

становятся на путь "собирания" всей просветительной работы со

Взрослыми, увязки ее в общую систему, идя к этому не путем решения

вопроса сверху, а путем органической увязки снизу» .

На этот период приходится публикация нескольких весьма важных

в методологическом плане научных работ. Прежде всего речь идет о

Работах по общей педагогике, которые были созданы в русле марксистского

Понимания природы и задач воспитания. Это теоретические

работы П.П. Блонского («Педагогика», 1922; «Основы педагогики»,

1925) и А.П Пинкевича («Педагогика» в 2 т., 1923). В этих работах

Впервые в советской педагогике была предпринята попытка переосмысления

Базисных педагогических идей, накопленных в зарубежной

И русской педагогической науке, с позиций диалектического материализма.

При этом не скрывался методологический уклон в сторону позитивистского

Истолкования социального воспитания, наследования

Совокупного культурного опыта. Сформировалась достаточно четкая

Установка на приоритет практики, педагогического опыта в ущерб

Идейно-ценностным позициям педагогики. Не скрывалось в целом

Негативное отношение теоретиков к философии, которая признавалась

источником «педагогического утопизма» (П.П. Блонский). Научная

педагогика, по мысли П.П. Блонского, «начинает свою работу не

С установления высших идеалов, норм, законов, но с изучения фактического

Развития воспитываемого организма и фактического взаимодействия

между ним и воспитывающей его средой»94. В ответ на изменение

Методологических позиций в общей педагогике в теории внешкольного

Воспитания появляется ряд серьезных, теоретически зна

Чимых публикаций, которые сосредоточивают внимание на HOBOIV

Диалектико-материалистическом и классовом истолковании внешко

93 См.: Кравченко А.Г. Политико-просветительная работа в РСФСР / / Педа

гогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова, при участии М.С. Эп

штейна. - Т. 3. - М.: Работник просвещения, 1929. - С. 333 - 342

94 Блонский П.П. Педагогика. - 2-е изд. - М.: Изд-во «работник просвете

ния», 1929. - С. И.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Льной и политико-просветительной деятельности. На наш взгляд,

Наиболее показательными в этом отношении являются работы

В.А. Зеленко и поздние работы Е.Н. Медынского - эти авторы, начавшие

Научно-теоретическую деятельность в условиях дореволюционной

России, по-разному пришли к концепции политико-

Просветительной работы В.А. Зеленко, до этого активно сотрудничавший

С Государственным комитетом по народному образованию

Временного правительства, с первых же дней после Октябрьской революции

Горячо принял идею классового подхода и в полной мере

Реализовал ее в лекциях, прочитанных в период с 25 сентября по 19

Декабря 1918 года на Петроградских курсах подготовки инструкторов

по внешкольному образованию, а затем в книге «Практика внешкольного

образования в России» (1919) Е.Н. Медынский не сразу перешел

На новые методологические позиции - лишь к 1925 году, когда становится

Очевидной невозможность реализации в теории внешкольного

Образования народнических идеалов, он сначала корректирует свои

теоретические построения в «Энциклопедии внешкольного образования

» (2-е издание), а затем вообще изменяет сферу своих научных

Интересов.

И если до этого момента теория внешкольного образования имела



Просмотров 787

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!