![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Менное развитие теории социально-культурной деятельности, нужно
назвать утверждение самостоятельной вузовской специальности «Социально- культурная деятельность» и названия научной специальности «13.00.05. - Теория, методика и организация социально- культурной деятельности». Эти обстоятельства актуализируют выполнение Фундаментальных теоретико-методологических исследований, Написание монографий, диссертационных исследований, базовых Учебников и учебных пособий, выполненных на новой методологической Основе. Применение парадигмального подхода к анализу генезиса теории Социально-культурной деятельности позволяет дополнить традиционные представления о развитии нашей науки качественно новым содержанием, Доселе не попадавшим в поле зрения исследователей. Речь Идет о потенциале философско-методологической рефлексии, который Реализуется в парадигме специальной, частной научной теории. Изменение способа постановки и решения исследовательских задач в Рамках теории социально-культурной деятельности на различных Этапах ее становления и развития определяло характер, идейно- смысловую направленность и содержание соответствующих педагогических Парадигм. Смена парадигм теории социально-культурной деятельности обозначает Кардинальный и сущностный момент, важный не только в теоретическом плане, но по-особому конституирующий ощущение Исследователей, членов определенного научного сообщества. К примеру, Для теоретиков внешкольного образования начала XX века, разрабатывавших Идеи гражданской инициативы, самостоятельности и Независимости общественных объединений от государства, переход к Тотальному партийно-государственному контролю и централизации Означал подлинный переворот. Так же как для исследователей, сформировавших Свои представления о профессионально-педагогической Деятельности в сфере досуга в период тотального партийно- Государственного управления трудно усваиваемыми оказались идеи Свободного, творческого проявления социальной активности, которая Может реализовываться в неинституализированных формах, преследовать Подчас предельно частные цели. Этап развития теории может продолжаться в течение длительного Времени, не сводясь к извлечению из добытого результата всех возможных Следствий. Развитие может проходить в форме самого широкого Применения и использования положений теории как средства Раздел IV. Генезис теории социально-культурной деятельности Объяснения, как исходного или составного элемента новых теоретических Построений и т. д. Собственно говоря, анализ генезиса теории социально-культурной Деятельности показывает, что все развитие теории может быть названо Когнитивным развитием полученного результата. Но, кроме этого, положения Теории социально-культурной деятельности могут быть развиты в методологическом и эвристическом планах. До сего дня в рамках Этой теории формируются новые методы, открываются новые Подходы, пути и направления исследований. Важную роль в этом играет процесс диффузии философских парадигм В теории среднего уровня (такой, какой является теория социально- Культурной деятельности). Заметим, что прямолинейных связей Здесь выявить невозможно, все воздействия философско- Методологического свойства предельно опосредованы, тонки. Но Именно эти неуловимые воздействия имеют подчас решающее значение В определении границ объяснимости тех или иных воспитательных Проблем в рамках научной теории. Педагогическая парадигма, а вслед за ней и научная теория социокультурного Воспитания, наследуют ядро нравственно-философского Императива в том виде, в каком он сложился в философских теориях. При этом анализ позволяет вычленить философские линии, оказавшие Наибольшее воздействие на теорию социально-культурной деятельности. Основными общенаучными методологическими парадигмами XX Века были позитивизм, неокантианство и феноменология. Исследователи справедливо отмечают, что «смена этих парадигм приводила к Переопределению основных понятий и общих картин, интерпретационных Приемов, переосмыслению специфики методов объяснения и понимания социальной реальности»96.
![]() |