![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Мы можем с достаточной определенностью утверждать, что в научном
сообществе сложилась одномоментная, резкая поляризация мнений: с Одной стороны, наблюдалось неприятие любых новаций, тем более на Методологическом уровне, а с другой - отказ от теоретического багажа Прошлого, от многих, подчас весьма продуктивных идей досугового воспитания, и, как следствие, «побег» исследователей из лона парадигмы Педагогического воздействия. В этот момент казалось, что теория Культурно-просветительной деятельности обречена на разрушение Как атавизм партийно-классовой педагогики, ибо страницы научных Статей, диссертаций захлестнул вал, как тогда казалось, альтернативной Философии, психологии, эзотерики и т.д. Поиск альтернативы Был переведен в сторону от родового стержня теории культурно- просветительной работы, научные интересы центробежно были «разнесены » в различные сферы, лежащие за пределами предметной области Педагогики социально-культурного воспитания. Одним из теоретических «предчувствий» перемен в методологии является, на наш взгляд, изменение названия нашей отрасли: вместо названия «культурно-просветительная работа» именно в этот период с середины 1980-х годов утвердилось название «Культурно-досуговая деятельность». Этот шаг позволил обозначить специфику отраслевой Педагогической деятельности и отказ от просветительного, а, скорее, Назидательного, поучающего характера педагогической работы, и, безусловно, Ускорил процесс теоретико-методологической рефлексии, Поиска новых идеалов воспитания в сфере свободного времени. Оценивая сегодня факторы, способствовавшие выявлению альтернатив Внутри самой педагогики социально-культурного воспитания, Мы должны указать на сильное и исключительно плодотворное воз- Раздел IV. Генезис теории социально-культурной деятельности Действие на формирование новой парадигмы со стороны возрождавшейся В России в тот период социальной педагогики (А.И. Арнольдов, П.Г. Бочарова, И.А. Липский, А.В. Мудрик, Т.Ф Яркина и др.). Социально-педагогическое рассмотрение клубной работы, которое Было осуществлено в ряде исследований Временного научно- Исследовательского коллектива, впервые за несколько лет утраты общественного Интереса к культурно-просветительной деятельности, Заявившего о ее мощном гуманистическом потенциале, развивающих Возможностях, богатстве методов и форм, способных содействовать Развитию личности в ее наилучших способностях и дарованиях. Третий период (с 1990-х годов) - парадигма социальной Активности личности в социально-культурной сфере (формирование либеральной ориентации исследований на Основе феноменологической методологии). VII. Этап дальнейшего развития теории - основной задачей Этапа является выявление особенностей развития па- Радигмального контекста теории социально- Культурной деятельности. Наиболее важный результат - видоизменение основных положений теории социально- Культурной деятельности, их методологиче-0 Ский и эвристический анализ. Этот этап формирования теории социально-культурной деятельности Характеризуется не только изменением названия, но прежде Всего видоизменением методологических принципов, которые положены В ее основу. Методология нашей науки эволюционировала от Позитивистской парадигмы рациональности, заимствованной у классической традиции, к анализу «неклассической» и рациональности, в Рамках которой формируется феноменологический дискурс теории Социально-культурной деятельности Формируется установка исследователей На изучение феноменов духовно-творческой активности, Ценностного самоопределения личности, социальной активности человека На разных возрастных этапах, в различных ситуациях социальной, Досуговой, творческой, образовательной деятельности Этот этап еще не завершен: его ход - часть современной жизни научного Сообщества. Именно это обстоятельство накладывает ряд ограничений И препятствует полноте представления о современной динамике Научного знания. Среди важных вех, характеризующих совре- История и методология теории социально-культурной деятельности
![]() |