Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Историческое построение исследования проблемы генезиса теории
Социально-культурной деятельности, в котором ставится задача соотнесения Ее развития с наиболее влиятельными общенаучными парадигмами, имеет «линейную» структуру - позитивизм (неопозитивизм, Постпозитивизм), неокантианство, феноменология и т.д. В Таблице 1 представлены доминирующие общенаучные парадигмы В соотнесении с основными парадигмами социально-культурного Воспитания. 96 Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании // Вопросы философии. - М., 1998. - № 5. - С. 145. История и методология теории социально-культурной деятельности Такая модель обладает весьма очевидной условностью, является Схематичной, но именно этот схематизм, позволяет в снятом виде обнаружить Генеральную тенденцию генезиса социокультурных теорий В период с середины XIX века до конца XX столетия - от естественнонаучного Идеала научного познания к феноменологическому. Однако такая «линейная» модель несколько упрощенно представляет Процесс становления научных теорий в XX столетии, когда происходило Интенсивное взаимодействие этих парадигм97. Узловые моменты Соприкосновения общенаучных парадигм, их борьба - это один Из важнейших вопросов истории философии науки, который весьма Актуален и для историко-методологического анализа специально- Научных парадигм. Поэтому логично было бы дополнительно и более Пристально рассмотреть взаимодействие позитивизма и неокантианства, Приведшее сначала к появлению неопозитивизма, а затем к еще Не завершившемуся методологическому синтезу постпозитивизма и Феноменологии. Практически такое парадигмальное взаимодействие Выстраивается в диалектической логике - тезис, антитезис, синтез. В российской науке синтез этих парадигм происходил в условиях, Несколько отличных от подобных процессов в западной философии. Марксистско-ленинская теория познания не вполне встраивается в Эту схему, ибо не атрибутируется как особая самостоятельная парадигма, Свободная от влияния позитивизма и неокантианства. Поэтому При проведении анализа парадигм социального воспитания на этапе Создания и функционирования советской культурно-просветительной Системы мы будем обращать внимание в большей степени на линии Позитивизма и неокантианства, которые и в отношении к диалектико- Материалистической философии выступают как основополагающие Парадигмы научного познания. Более подробному рассмотрению различных проблем взаимодействия Общенаучных парадигм и их диффузии в специально-научные Парадигмы, обслуживающие теорию социально-культурной деятельности На разных этапах ее развития, посвящены последующие главы Диссертации. Теория социально-культурной деятельности лишь в последнее Время приступила к анализу своих философско-методологических Оснований. 97 Зотова А.Ф., Воронцова Ю.В. Буржуазная философия науки: Становление, тенденции, принципы. - М: Изд-во МГУ, 1978; Современная буржуазная методология науки. - М.: Изд-во МГУ, 1983. Раздел IV. Генезис теории социально-культурной деятельности При этом выделение и анализ ведущих парадигм в некой последовательности От позитивизма до феноменологии, с одной стороны, отражает Исторические реалии становления и развития данных парадигм, А с другой - не исключает их одновременного, подчас параллельного Друг другу сосуществования в методологическом базисе социокультурных Исследования. И это еще одна специфическая черта Социокультурной методологии, объясняющая ее многоукладность и Принципиальную мультипарадигмальность. Таблица 2 Общенаучные методологические парадигмы и парадигмы Социально-культурного воспитания Общенаучные методологические Парадигмы Позитивизм Неокантианство Марксистская теория познания Феноменология Парадигмы социально-культурного Воспитания Парадигма научения Парадигма развития Парадигма воздействия Парадигма социальной активности Личности Историко-философский анализ показывает, что педагогическая Наука, пережившая в начале XX столетия период бурного расцвета, Продуктивного теоретического развития, испытала на себе воздействие Прежде всего позитивистской парадигмы с ее ориентацией на естественнонаучные
|