Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Историческое построение исследования проблемы генезиса теории



Социально-культурной деятельности, в котором ставится задача соотнесения

Ее развития с наиболее влиятельными общенаучными парадигмами,

имеет «линейную» структуру - позитивизм (неопозитивизм,

Постпозитивизм), неокантианство, феноменология и т.д.

В Таблице 1 представлены доминирующие общенаучные парадигмы

В соотнесении с основными парадигмами социально-культурного

Воспитания.

96 Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании //

Вопросы философии. - М., 1998. - № 5. - С. 145.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Такая модель обладает весьма очевидной условностью, является

Схематичной, но именно этот схематизм, позволяет в снятом виде обнаружить

Генеральную тенденцию генезиса социокультурных теорий

В период с середины XIX века до конца XX столетия - от естественнонаучного

Идеала научного познания к феноменологическому.

Однако такая «линейная» модель несколько упрощенно представляет

Процесс становления научных теорий в XX столетии, когда происходило

Интенсивное взаимодействие этих парадигм97. Узловые моменты

Соприкосновения общенаучных парадигм, их борьба - это один

Из важнейших вопросов истории философии науки, который весьма

Актуален и для историко-методологического анализа специально-

Научных парадигм. Поэтому логично было бы дополнительно и более

Пристально рассмотреть взаимодействие позитивизма и неокантианства,

Приведшее сначала к появлению неопозитивизма, а затем к еще

Не завершившемуся методологическому синтезу постпозитивизма и

Феноменологии. Практически такое парадигмальное взаимодействие

Выстраивается в диалектической логике - тезис, антитезис, синтез.

В российской науке синтез этих парадигм происходил в условиях,

Несколько отличных от подобных процессов в западной философии.

Марксистско-ленинская теория познания не вполне встраивается в

Эту схему, ибо не атрибутируется как особая самостоятельная парадигма,

Свободная от влияния позитивизма и неокантианства. Поэтому

При проведении анализа парадигм социального воспитания на этапе

Создания и функционирования советской культурно-просветительной

Системы мы будем обращать внимание в большей степени на линии

Позитивизма и неокантианства, которые и в отношении к диалектико-

Материалистической философии выступают как основополагающие

Парадигмы научного познания.

Более подробному рассмотрению различных проблем взаимодействия

Общенаучных парадигм и их диффузии в специально-научные

Парадигмы, обслуживающие теорию социально-культурной деятельности

На разных этапах ее развития, посвящены последующие главы

Диссертации.

Теория социально-культурной деятельности лишь в последнее

Время приступила к анализу своих философско-методологических

Оснований.

97 Зотова А.Ф., Воронцова Ю.В. Буржуазная философия науки: Становление,

тенденции, принципы. - М: Изд-во МГУ, 1978; Современная буржуазная методология

науки. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

Раздел IV. Генезис теории социально-культурной деятельности

При этом выделение и анализ ведущих парадигм в некой последовательности

От позитивизма до феноменологии, с одной стороны, отражает

Исторические реалии становления и развития данных парадигм,

А с другой - не исключает их одновременного, подчас параллельного

Друг другу сосуществования в методологическом базисе социокультурных

Исследования. И это еще одна специфическая черта

Социокультурной методологии, объясняющая ее многоукладность и

Принципиальную мультипарадигмальность.

Таблица 2

Общенаучные методологические парадигмы и парадигмы

Социально-культурного воспитания

Общенаучные методологические

Парадигмы

Позитивизм

Неокантианство

Марксистская теория познания

Феноменология

Парадигмы социально-культурного

Воспитания

Парадигма научения

Парадигма развития

Парадигма воздействия

Парадигма социальной активности

Личности

Историко-философский анализ показывает, что педагогическая

Наука, пережившая в начале XX столетия период бурного расцвета,

Продуктивного теоретического развития, испытала на себе воздействие

Прежде всего позитивистской парадигмы с ее ориентацией на естественнонаучные



Просмотров 699

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!