Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Научению, становление идеи развития личности как общей
Концептуальной основы большинства прогрессивных педагогических Начинаний конца XIX - начала XX века. Конкретизация Данной установки на уровне теории внешкольного воспитания В научной парадигме частной инициативы. Выдающийся отечественный философ Мераб Мамардашвили в одной из своих работ поделился тревожным предчувствием: «...Среди Множества катастроф, которыми славен и угрожает нам XX в., одной Из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая катастрофа, Проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях, как Столкновение Земли с астероидом, и не в истощении ее естественных Ресурсов или чрезмерном росте населения, и даже не в экологической Или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим Человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно Важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением Или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни »99. Антропологическая катастрофа предопределена развитием циви- Лизационных процессов на исходе XX столетия. Однако и для педагогики Начала XX столетия подобное предчувствие антропологической Катастрофы не является чем-то необычным. Идея антропологического Синтеза наук о человеке в теории и практике педагогической работы Являлась характерной чертой педагогики первых десятилетий XX столетия И представлялась педагогам некоторой альтернативой процес- 99 Мамардашвили М К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. / Сост. и общ. ред. Ю.П. Сенокосова. - М., 1992. - С. 107. История и методология теории социально-культурной деятельности Сам разрушения человеческой идентичности, смысловой и нравственной Эрозии гуманистических ценностей культуры. Думается, что и истоки теории социально-культурной деятельности Необходимо искать в общепедагогическом контексте, определявшем Направления развития педагогической теории, прежде всего в Конце XIX - начале XX столетия в России. Для большинства педагогических течений и направлений в России Начала XX века доминирующим было утверждение, что главным в Воспитании и образовании является приобщение подрастающих поколений Ко всем благам культуры. Однако в понимании культуры и в Выборе путей и средств передачи приобретений культуры подрастающим Поколениям имелись коренные различия. В конце XIX века стали заметно меняться взгляды на народную Школу. До того времени влачившая жалкое существование, она стала Рассматриваться как институт, имеющий важное социальное и государственное Значение. Отдельные земства России ставили вопрос о Введении всеобщего начального обучения. Между тем позитивные Изменения во взглядах на народную школу лишь в малой степени распространялись На внешкольную педагогику. При этом следует подчеркнуть, Что накопление опыта внешкольной педагогики сопровождалось Значительными трудностями как организационного, так и теоретико- поискового плана. Несомненно, что возникновение и развитие Внешкольного образования стояло в прямой и непосредственной связи С развитием общественного движения. Начало ему было положено Культурно-просветительными начинаниями народнической интеллигенции В формах воскресных школ (первая воскресная школа в была Образована в 1859 году), дополнительных и повторительных курсов, Вечерних школ и, несколько позднее, народных библиотек. Мы солидарны с мнениями историков культурно-просветительной работы, в частности Г.Я. Никитиной, о том, что «в дореволюционный Период был накоплен значительный опыт просвещения и организации Досуга населения, который явился основой для дальнейшего развития после революции 1917 года»100. Данная оценка обоснована объективным историко-педагогическим Анализом, который позволяет отказаться от идеологического клише, Сложившегося в 1920-е годы, согласно которому работа по внешкольному образованию «в дореволюционное время велась в незначитель- 100 Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М: МГУ К, 1998. - С. 11. Раздел V. Парадигма частной инициативы Ных размерах городскими думами, отдельными земствами и некоторыми Культурными обществами (например, Общество трезвости, грамотности
|