Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Научению, становление идеи развития личности как общей



Концептуальной основы большинства прогрессивных педагогических

Начинаний конца XIX - начала XX века. Конкретизация

Данной установки на уровне теории внешкольного воспитания

В научной парадигме частной инициативы.

Выдающийся отечественный философ Мераб Мамардашвили в

одной из своих работ поделился тревожным предчувствием: «...Среди

Множества катастроф, которыми славен и угрожает нам XX в., одной

Из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая катастрофа,

Проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях, как

Столкновение Земли с астероидом, и не в истощении ее естественных

Ресурсов или чрезмерном росте населения, и даже не в экологической

Или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим

Человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно

Важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением

Или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни

»99.

Антропологическая катастрофа предопределена развитием циви-

Лизационных процессов на исходе XX столетия. Однако и для педагогики

Начала XX столетия подобное предчувствие антропологической

Катастрофы не является чем-то необычным. Идея антропологического

Синтеза наук о человеке в теории и практике педагогической работы

Являлась характерной чертой педагогики первых десятилетий XX столетия

И представлялась педагогам некоторой альтернативой процес-

99 Мамардашвили М К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. /

Сост. и общ. ред. Ю.П. Сенокосова. - М., 1992. - С. 107.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Сам разрушения человеческой идентичности, смысловой и нравственной

Эрозии гуманистических ценностей культуры.

Думается, что и истоки теории социально-культурной деятельности

Необходимо искать в общепедагогическом контексте, определявшем

Направления развития педагогической теории, прежде всего в

Конце XIX - начале XX столетия в России.

Для большинства педагогических течений и направлений в России

Начала XX века доминирующим было утверждение, что главным в

Воспитании и образовании является приобщение подрастающих поколений

Ко всем благам культуры. Однако в понимании культуры и в

Выборе путей и средств передачи приобретений культуры подрастающим

Поколениям имелись коренные различия.

В конце XIX века стали заметно меняться взгляды на народную

Школу. До того времени влачившая жалкое существование, она стала

Рассматриваться как институт, имеющий важное социальное и государственное

Значение. Отдельные земства России ставили вопрос о

Введении всеобщего начального обучения. Между тем позитивные

Изменения во взглядах на народную школу лишь в малой степени распространялись

На внешкольную педагогику. При этом следует подчеркнуть,

Что накопление опыта внешкольной педагогики сопровождалось

Значительными трудностями как организационного, так и теоретико-

поискового плана. Несомненно, что возникновение и развитие

Внешкольного образования стояло в прямой и непосредственной связи

С развитием общественного движения. Начало ему было положено

Культурно-просветительными начинаниями народнической интеллигенции

В формах воскресных школ (первая воскресная школа в была

Образована в 1859 году), дополнительных и повторительных курсов,

Вечерних школ и, несколько позднее, народных библиотек.

Мы солидарны с мнениями историков культурно-просветительной

работы, в частности Г.Я. Никитиной, о том, что «в дореволюционный

Период был накоплен значительный опыт просвещения и организации

Досуга населения, который явился основой для дальнейшего развития

после революции 1917 года»100.

Данная оценка обоснована объективным историко-педагогическим

Анализом, который позволяет отказаться от идеологического клише,

Сложившегося в 1920-е годы, согласно которому работа по внешкольному

образованию «в дореволюционное время велась в незначитель-

100 Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие.

- М: МГУ К, 1998. - С. 11.

Раздел V. Парадигма частной инициативы

Ных размерах городскими думами, отдельными земствами и некоторыми

Культурными обществами (например, Общество трезвости, грамотности



Просмотров 518

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!