![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Идеалы познания и, затем, парадигмы неокантианства,
Которую можно считать предтечей современного гуманистического Подхода к воспитанию личности. Феноменологические прозрения отечественной педагогики оказались Невозможными в силу достаточно сильной идеологической изоляции, Которая сложилась к моменту утверждения феноменологической Парадигмы (1930-е годы) в западном гуманитарном сознании - Идеи познания внутреннего мира человека и идентификации его как Другого. (К примеру, работы М.М. Бахтина, предвосхитившего многие Феноменологические идеи, ассимилируются в педагогической науке лишь к началу 1990-х годов!). Парадигмальное обусловливание схем научно-познавательной деятельности, Сложившееся в период господства диалектико- Материалистического мировоззрения, слабо вписывается в намечен- История и методология теории социально-культурной деятельности Ную нами модель генезиса теорий социокультурного воспитания Причин для этого несколько. Дело в том, что мы имеем дело с одной Из мощнейших философских традиций - гегельянством - в изложении Одного из выдающихся его адептов К. Маркса. И это обстоятельство Дает возможность четко определить место и значение этой парадигмы, Признать ее даже саму возможность соотнесения ее со столь Мощными и влиятельными парадигмами, как позитивизм, неокантианство, Феноменология, и их многочисленными вариациями. Однако Гегельянская парадигма, модернизированная в теорию исторического Материализма, в теориях советского периода претерпела столь значительные Метаморфозы, что, по признанию, и западных и отечественных Философов, превратилась в особую, оригинальную философскую Концепцию. В то же время эту концепцию, снискавшую достаточное Признание в философском сообществе, нельзя признать общенаучной Парадигмой, ибо основные схемы философско-методологического Анализа, заложенные в историческом материализме, заимствованы из Предшествующих философских традиций - гегельянства, неокантианства (особенно в части теории этического социализма), позитивизма и Неопозитивизма. Таким образом, историко-материалистическая парадигма несколько Выбивается из ряда исследуемых нами общенаучных парадигм. Она В большей степени может быть представлена как синтетичная парадигма, Формирование и функционирование которой сопряжено не Столько с обстоятельствами внутринаучной динамики, сколько с Внешними социально-политическими реалиями, прежде всего идеологического Свойства. (К примеру, Ю.А. Шрейдер приводит оценку философского Сообщества в СССР, которую дал в 1970-е годы А.В. Гулы- га: «...Среди советских философов есть гегельянцы, позитивисты, кантианцы, Экзистенциалисты и один платоник (А Ф. Лосев), но все они считают себя марксистами (или выдают себя за таковых»)98. Для более полного и обстоятельного рассмотрения предложенной нами модели необходимо как бы раздвинуть ее введением дополнительных Параметров исследования, которые позволят обнаружить механизм Трансляции парадигмальных, обобщающих методологических Схем в парадигмы частнонаучные, обслуживающие теории социально- культурного воспитания. Линия этого опосредования такова: от опре- 98 Философия не кончается... Из истории отечественной философии: XX век: В 2 кн. Изд. 2-е / Под ред. В.А. Лекторского - Кн. II. 60-80-е годы. - М.: Российская Политическая энциклопедия, 1999. - С. 175. Раздел ГУ. Генезис теория социально-культурной деятельности Деления идеала общественного устройства к выяснению воспитательного Значения социально-культурной среды, а затем определение педагогических Целей и ведущих педагогических технологий в сфере Досуга, в которых эти цели реализуются (Таблица 3). Очевидно, что это направление анализа нуждается в детальном Рассмотрении, подтверждении текстами, фактами педагогической теории. Этим вопросам посвящены нижеследующие разделы. История и методология теории социально-культурной деятельности Ную нами модель генезиса теорий социокультурного воспитания Причин для этого несколько. Дело в том, что мы имеем дело с одной Из мощнейших философских традиций - гегельянством - в изложении Одного из выдающихся его адептов К. Маркса. И это обстоятельство Дает возможность четко определить место и значение этой парадигмы,
![]() |