Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Из определения нужно было бы удалить самую сильную, доминантную
часть формулы - «управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре», ибо он имеет отношение Ко всем проявлениям человеческой деятельности. Очевидно, Ощущая этот момент, авторы первого учебного пособия обозначили Социально-культурную деятельность как подсистему общей системы Социализации личности349, определив, таким образом, границы толкования Процесса приобщения к культуре. Без подобного ограничения Не обойтись. Другое дело, что можно выбрать и какие-то иные координаты Разграничения общего и особенного в социально-культурной Деятельности. Но не будем спешить: вернемся еще раз к проблеме «приобщения человека к культуре». Здесь есть подсказка для дальнейшего анализа социально-культурной деятельности: очевидно, что В.В. Туев рассматривает понятие «культура» не в широком, а в более узком смысле Слова, не оговорив границ предмета разговора - так исчезает тонкое Ощущение предметности социально-культурной деятельности. По сути, человек не может стать человеком вне культуры, без приобщения К ней. Вопрос состоит в том, что понимается под культурой. Здесь исподволь автор подводит нас к ощущению того, что культура - это нечто стоящее «вне» обычного существования человека. И нужно специально «напрячь» все педагогические ресурсы социально- культурной деятельности, чтобы «подтянуть» человека к этой самой Культуре, преподать культуру человеку во всей полноте его ощущений. А, может быть, даже попытаться подтолкнуть его к самостоятельному шагу навстречу «культуре». (Мы преднамеренно гиперболизи- 349 См.: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности; Учебное пособие. - М: Изд-во МГУ К, 1995 -136 с. Раздел VII. Парадигма социальной активности Руем подтекст, который скрыт в весьма продуктивном определении В.В. Туева.) Здесь, по-видимому, имеются отголоски стереотипов дифференцированного Взгляда на культуру в ее абсолютных дуальных оппозициях «низкая культура - высокая культура», «массовая культура - элитарная культура» и т.д. Для того чтобы определение В.В. Туева начало «работать», в него необходимо было бы внести оценочную характеристику «приобщение к высокой культуре». Но в этом случае мы невольно Констатируем, что многие аспекты повседневной деятельности Работников культуры, ориентированной на удовлетворение естественных Потребностей людей в отдыхе, развлечениях, освоении бытовых Знаний и навыков и т.п., оказываются вне границ этого определения. Нам представляется, что оценочная шкала «высокое - низкое» Должна быть конкретизирована понятием ценности культуры, а сам Процесс приобщения человека к культуре - рассмотрен прежде всего На уровне социального взаимодействия В этом проявляется реальная специфика социально-культурной Деятельности - она не дублирует деятельность учреждений образования Всех типов и уровней (образование здесь понимается нами как Целостный процесс обучения и воспитания личности), поскольку в Сфере ее педагогического влияния оказывается не только отдельный Человек, но и вся система социального взаимодействия во всем многообразии Ее проявлений. А основная задача состоит в том, чтобы сделать Это социальное взаимодействие подлинно культурным, т е. построенным На основе ценностей культуры. Таким образом, социально-культурная деятельность как исторически Сложившаяся и непрерывно развивающаяся деятельность имеет Своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание Условий для того, чтобы культура становилась основой для социального Взаимодействия. В этой формуле вопрос об активном участии Субъектов социально-культурной деятельности специально не оговаривается, Поскольку он становится одним из необходимых педагогических Условий. Социальность неоднородна. Философско-социологические подходы К пониманию неоднородности общества были заложены еще в Новое Время (Гоббс, Кант, Гегель и др.). Важно, что в философии складывались Представления не только о структурной неоднородности общества (например, Гегель в «Философии права» различал семью, Гражданское общество, государство), но и о качественной неоднород- История и методология теории социально-культурной деятельности.
|