Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Из определения нужно было бы удалить самую сильную, доминантную



часть формулы - «управляемый обществом и его социальными институтами

процесс приобщения человека к культуре», ибо он имеет отношение

Ко всем проявлениям человеческой деятельности. Очевидно,

Ощущая этот момент, авторы первого учебного пособия обозначили

Социально-культурную деятельность как подсистему общей системы

Социализации личности349, определив, таким образом, границы толкования

Процесса приобщения к культуре. Без подобного ограничения

Не обойтись. Другое дело, что можно выбрать и какие-то иные координаты

Разграничения общего и особенного в социально-культурной

Деятельности.

Но не будем спешить: вернемся еще раз к проблеме «приобщения

человека к культуре». Здесь есть подсказка для дальнейшего анализа

социально-культурной деятельности: очевидно, что В.В. Туев рассматривает

понятие «культура» не в широком, а в более узком смысле

Слова, не оговорив границ предмета разговора - так исчезает тонкое

Ощущение предметности социально-культурной деятельности.

По сути, человек не может стать человеком вне культуры, без приобщения

К ней. Вопрос состоит в том, что понимается под культурой.

Здесь исподволь автор подводит нас к ощущению того, что культура -

это нечто стоящее «вне» обычного существования человека. И нужно

специально «напрячь» все педагогические ресурсы социально-

культурной деятельности, чтобы «подтянуть» человека к этой самой

Культуре, преподать культуру человеку во всей полноте его ощущений.

А, может быть, даже попытаться подтолкнуть его к самостоятельному

шагу навстречу «культуре». (Мы преднамеренно гиперболизи-

349 См.: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной

деятельности; Учебное пособие. - М: Изд-во МГУ К, 1995 -136 с.

Раздел VII. Парадигма социальной активности

Руем подтекст, который скрыт в весьма продуктивном определении

В.В. Туева.)

Здесь, по-видимому, имеются отголоски стереотипов дифференцированного

Взгляда на культуру в ее абсолютных дуальных оппозициях

«низкая культура - высокая культура», «массовая культура - элитарная

культура» и т.д. Для того чтобы определение В.В. Туева начало

«работать», в него необходимо было бы внести оценочную характеристику

«приобщение к высокой культуре». Но в этом случае мы невольно

Констатируем, что многие аспекты повседневной деятельности

Работников культуры, ориентированной на удовлетворение естественных

Потребностей людей в отдыхе, развлечениях, освоении бытовых

Знаний и навыков и т.п., оказываются вне границ этого определения.

Нам представляется, что оценочная шкала «высокое - низкое»

Должна быть конкретизирована понятием ценности культуры, а сам

Процесс приобщения человека к культуре - рассмотрен прежде всего

На уровне социального взаимодействия

В этом проявляется реальная специфика социально-культурной

Деятельности - она не дублирует деятельность учреждений образования

Всех типов и уровней (образование здесь понимается нами как

Целостный процесс обучения и воспитания личности), поскольку в

Сфере ее педагогического влияния оказывается не только отдельный

Человек, но и вся система социального взаимодействия во всем многообразии

Ее проявлений. А основная задача состоит в том, чтобы сделать

Это социальное взаимодействие подлинно культурным, т е. построенным

На основе ценностей культуры.

Таким образом, социально-культурная деятельность как исторически

Сложившаяся и непрерывно развивающаяся деятельность имеет

Своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание

Условий для того, чтобы культура становилась основой для социального

Взаимодействия. В этой формуле вопрос об активном участии

Субъектов социально-культурной деятельности специально не оговаривается,

Поскольку он становится одним из необходимых педагогических

Условий.

Социальность неоднородна. Философско-социологические подходы

К пониманию неоднородности общества были заложены еще в Новое

Время (Гоббс, Кант, Гегель и др.). Важно, что в философии складывались

Представления не только о структурной неоднородности

общества (например, Гегель в «Философии права» различал семью,

Гражданское общество, государство), но и о качественной неоднород-

История и методология теории социально-культурной деятельности.



Просмотров 459

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!