Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Поэтому В.Н. Рябушев определяет теорию социально-культурной
Деятельности как одну из отраслей культурологического знания. Он пишет, что «теория социально-культурной деятельности является Важнейшим компонентом культурологического образования будущих специалистов для социально-культурной сферы»339. Эту позицию в определенной мере разделяет О.В. Первушина, которая пишет: «Социально-культурная деятельность как область реализации Закономерностей прикладной культурологии базируется на Выработанных ею методологических основах, закономерностях, принципах, Средствах, методах и формах вовлечения человека в мир культуры »340. В этом определении приоритет безоговорочно отдан культурологическому Подходу. Однако это не мешает О.В. Первушиной показывать, что «социально-культурная деятельность представляет собой Общественно значимый феномен, подсистему духовной жизни общества, Которая, в свою очередь, подразделяется на педагогическую, социальною и обучающую подсистемы». И это вновь возвращает нас к тому, Что сводить изучение социально-культурной деятельности только к Культурологии нельзя, заставляет авторов искать альтернативные подходы, В которых интегрируется культурологический, социологический, Педагогический подходы. Педагогические определения Педагогический подход наиболее распространен и считается наиболее Действенным по отношению к проблематике социально- Культурной деятельности. 338 Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности: Учебное пособие Для студентов вузов культуры и искусств. - Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, С. 4. Там же. 340 См.: Первушина О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): Учебное пособие для студентов дневного и заочного отделений по специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» /Алтайский государственный институт искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, С. История и методология теории социально-культурной деятельности Среди авторов, которые придерживаются этого подхода, назовем в Первую очередь Ю.Д, Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, вслед за которыми большая плеяда ученых разрабатывает Педагогический подход к научному изучению социально- Культурной деятельности. Ю.Д. Красильников после многолетних научных поисков уточнил определение социально-культурной деятельности, сведя его к формуле: «Социально-культурная деятельность - это воспитательная деятельность, Ориентированная на человека, на исчерпывающее раскры- тие в нем духовного потенциала» . Это определение указывает на главный ориентир социально- Культурной деятельности - воспитательную деятельность. Так понятое Воспитание не сдерживает рамки выбора содержания, форм и методов Воспитательной работы, не требует единых стандартов и определенного Набора приемов в различных сферах социально-культурной Деятельности. «Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в Направленности непосредственно на активное функционирование Личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально- Культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах»342. Общую характеристику сущности социально-культурной деятельности Обосновывал Ю.Д. Красильников. Суть его научной позиции Состоит в том, что природа и назначение социально-культурной деятельности проявляется в нескольких основных аспектах: • экономическом, где преобладающее место в характеристике социально- Культурной деятельности занимают такие категории, Как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, Эффективность, самоокупаемость, материальная Обеспеченность; • гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и Современных технологий социально-культурной деятельности, Который включает целый блок изначальных понятий социаль- Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность как категория научного знания / / Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001 г.). Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2001. С.18. 342 Киселева Т. Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - С.37. Раздел VII. Парадигма социальной активности
|