Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Эта подсистема может располагать репрессивным аппаратом,
Например, цензурой. Подсистема юридического обеспечения, в которую в нашей стране входят "Основы законодательства РФ о культуре» (1992), Федеральный Закон о средствах массовой информации(1990), Федеральный Закон о библиотечном деле (1995) и др. Суммарно структуру социально-культурной системы можно представить следующим образом: I. Творческие подсистемы во главе с духовно-производственными Институтами (3 подсистемы). Коммуникационные подсистемы (2 подсистемы). III. Обеспечивающие (вспомогательные) подсистемы (5 подсистем). IV. Пользователи - люди, имеющие культурные потребности и Взаимодействующие с СКС в процессе своей индивидуально- Культурной деятельности. Вот почему, завершая экспликацию понятия «социально- культурная деятельность», А.В Соколов указывает на то, что - «это не Работа, выполняемая по указанию властей, ее нельзя произвольно Инициировать и ликвидировать, хотя можно активизировать, направлять И ограничивать Состоящая из духовного творчества и социальной Коммуникации, социально-культурная деятельность - естественный Социальный процесс, подобный производству и распределению Социальных благ. Поэтому между духовной и культурной деятельностью Можно поставить знак равенства. Если культура - условие суще- История и методология теории социально-культурной деятельности Ствования человеческого общества, то социально-культурная деятельность - условие существования культуры»334. Культурологические определения Наиболее тщательная и полномасштабная разработка понятия «социально- культурная деятельность» предпринята профессором М.А. Ариарским. В 1987 году он выдвинул идею о необходимости ускорения наметившегося Процесса интеграции различных научных течений в области Культуры в единую науку об общих закономерностях становления, Развития и функционирования культуры, утверждения на базе культурологии Такого ее направления, как прикладная культурология, и Создания научно обоснованной системы культурологического образования. Именно с этой позиции М.А. Ариарский разрабатывает научную Концепцию социально-культурной деятельности как прикладной Культурологии335. По его мнению, социально-культурная деятельность - это «обусловленная Нравственно-интеллектуальными мотивами общественно Целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры»336. Практическая реализация социально-культурной деятельности осуществляется по нескольким направлениям: «Первое направление Этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на Профессиональной, так и любительской основе; второе - практически Объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают Богатства мировой и национальной культуры; третье направление Выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, Реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения Ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее Труд учителей, специалистов средств массовой информации И культурно-просветительской деятельности, - ориентировано На распространение ценностей культуры; пятое направление приняло На себя социально-педагогические, организационно-посреднические и Административно-управленческие функции, связанные с созданием 334 Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб.: СП6ГУП,2003. - С . 190. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - 2-е изд., испр. и доп. - СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001. - 288 с. Там же. Раздел VII. Парадигма социальной активности Благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, Удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и Потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно- Образовательной, художественно-творческой, развлекательно- Игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры»337. М.А. Ариарский выделил следующие закономерности социально- культурной деятельности: система объективно существующих, внутренне Обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых Установок, связей и отношений, складывающихся в процессе создания,
|